Государственный объединенный музей Республики Татарстан 
Музей это дом памяти, которая делает человека - человеком. Здесь вещи и картины продолжают жить. Общаются с нами, когда мы приходим к ним. Как живой с живым. Сквозь толщу времени пробивается, тянется к солнышку зеленая трава незабвения. В музеях, на островах памяти. 

Государственный объединенный музей Республики Татарстан - крупнейший музей в регионе. Его коллекции насчитывают более 700 тысяч экспонатов. 
В апреле 1895 года музей был открыт в здании Гостиного двора, построенном в начале XIX века по проекту архитектора Ф.Е. Емельянова на улице Воскресенской (ныне - улица Кремлевская). 
За вековую жизнь несколько раз менялось название музея, обогащался архитектурный облик здания. В 1930-е годы по проекту архитектора С. А. Григорьева были надстроены третий и четвертый этажи, которые просуществовали до пожара 1987 года. 
В настоящее время зданию возвращается первоначальный облик. История создания и становления казанского музея самым тесным образом связана с историей города Казани. Своим рождением музей обязан инициативе профессоров Казанского университета, которые уже в 1879 году на общем собрании членов Общества археологии, истории и этнографии поставили вопрос о необходимости создания публичного музея, где могли быть представлены материалы, рассказывающие об истории края. Научно-промышленная выставка 1890 года стала крупным событием в жизни столичного губернского города. Для нее специально были построены павильоны, и как отмечали газеты, казанская выставка превосходила все предшествующие по размерам, количеству отделов и числу посетителей. Инициатива городского головы С.В. Дьяченко положила начало сбору денежных средств, которые должны были пойти на устройство музея. Затем последовал щедрый дар (500 тысяч рублей) Ольги Сергеевны Александровой-Гейне, которая была хорошо известна своей благотворительностью. 
В 1891 году казанцы узнали, что их земляк, вице-адмирал российского флота и известный деятель культуры И.Ф, Лихачев пожелал передать в дар городу большое коллекционное собрание его брата, А.Ф. Лихачева, который умер в 1890 году и был известен как крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики. 
Коллекция А.Ф. Лихачева составляла особый отдел музея и насчитывала более сорока тысяч единиц хранения. В нее входили предметы каменного и бронзового веков, оружие и фарфор, скульптура и медное литье, часы и этнографические материалы народов Поволжья. К числу раритетов относится уникальное собрание булгарских древностей и коллекция древних греческих и египетских произведений. 
Минц-кабинет музея А.Ф. Лихачева состоял из 24 611 монет и 315 медалей, научно обработанных и систематизированных. 
В его картинной галерее было представлено 425 художественных полотен западноевропейских и русских живописцев различных школ и эпох. 
Библиотека А.Ф. Лихачева насчитывала около 1 500 тысяч книг, брошюр и атласов по истории, археологии и искусству. 
Музей А.Ф. Лихачева как самостоятельный отдел существовал до 1919 года. 
Немалая часть экспонатов поступила в музей с Казанской научно-промышленной выставки 1890 года и Нижегородской промышленной выставки 1896 года. Ряд единичных, но нередко ценных в этнографическом отношении предметов приобретены в различное время у частных лиц. 
Уже в начале XX века музей стал одним из крупнейших в Поволжье и составил славу и гордость Казани. Значительное количество предметов пополнило хранилище музея н 1920 году из музея народов Востока. Особый вклад в комплектование коллекций музея, посвященных казанским татарам, внес профессор Н.И. Воробьев. Обладая прекрасными коллекциями, музей постоянно приобретал и получал в качестве даров все новые и новые уникальные предметы для своих экспозиций. 
С первых дней своего существования в музейных коллекциях были уникальные находки, связанные с древней историей Казани. 
Археологическое собрание музея включает 230 тысяч экспонатов от древнейших времен (палеолитические орудия из Красной Глинки) до ХVIII-XIX веков (раскопки в Казани), В фондах музея хранятся коллекции эталонных памятников многих археологически к культур Поволжья и Прикамья. 
Нумизматическая коллекция составляет свыше ста тысяч единиц хранения. Основную часть собрания представляют восточные, главным образом, золотоордынские, монеты и клады ХII-ХIV веков, русские, польские, советские памятные монеты, медали, ордена, значки, жетоны. 
Редкими являются первые русские ассигнации конца XVIII -начала XIX вв„ среднеазиатские "шелковые деньги", банкноты времен гражданской войны, благотворительные билеты и марки. Величайшие сокровища человечества - письменные источники: летописи, рукописные редкие книги, материалы законодательного характера, документы политических партий, статистиче- 
^ ские материалы, частная переписка — занимают в коллекции музея достойное место. 
К числу наиболее ранних реликвий, хранящихся в музее, относятся тарханный ярлык Казанского хана Сахиб-Гирея 1523 года, страница из "Казанского летописца", рукописный "Коран", "Острожская библия", "Ефремове Евангелие" ХVI-ХVII веков. 
Особое место в фондах музея занимают архивы и личные коллекции наших великих соотечественников Г. Р. Державина, Ш. Марджани, К. Насыри, Д.А. Корсакова, В.Ф. Флоринского, Н.Ф. Калинина, П.М. Дульского, Дж. Файзи, Т. Гиззата, X. Такташа, М. Джалиля и других. 
Основу музейного этнографическою фонда составили коллекции частного собрания А.Ф. Лихачева, Л.О. Сиклера, Н.Ф. Высоцкого, А.А, Штукенберга, Н.Ф. Катанова, В.И. Заусайлова, М.Е. Евсевьева. 
В этнографическом фонде (17 314 единиц хранения) представлена одежда народов, населяющих Среднее Поволжье: татар, марийцев, удмуртов, мордвы, русских. Здесь хранятся прекрасные памятники золотного шитья, ткачества, прекрасные ювелирные украшения казанских мастеров. 
Коллекция оружия невелика по количеству, но отражает все основные этапы его развития. Среди холодного оружия разных стран наиболее уникальными являются каролингские мечи Х-ХI веков, которые свидетельствуют о булгаро-скандинавских связях. К булгарскому времени относится многочисленные наконечники стрел различных форм, сабли, булавы и кистени. Среди предметов защитного снаряжения можно особенно выделить маску-забрало, фрагменты кольчуг и панцирей ХП-Х веков. Из огнестрельного оружия наиболее древним видом является затинная пищаль XVI века, различные виды ружей с фитильными, колесцовыми, ударно-кремниевыми замками русского, европейского и восточного происхождения. 
Фонд изобразительного искусства, насчитывающий более пятидесяти тысяч единиц хранения, представлен богатейшими коллекциями живописи, графики и скульптуры. Особое место среди них занимали виды старой Казани, рисованные с натуры А. Олеарием (1636г.), Леспинасом (1767г.), В. Туриным (1834 г.), Э. Турнерелли (1839 г.), А. Дюраном (1839 г.), АН, Раковичем (1850-е гг.). 
Коллекции Государственного объединенного музея Республики Татарстан неоднократно экспонировались далеко за пределами нашей страны. Жители Польши, Германии, Алжира, Мексики, Пакистана и Австралии с большим интересом знакомились с историей, культурой и бытом Татарстана. 

Г. А. Милашевский, С.Ю. Измайлова
 
 Нашими соотечественниками вписана не одна славная страница в Книгу Истории Человечества, и было бы непростительной ошибкой дать людям забыть дела их предков....
К.Исхаков мэр г.Казани 

История создания музея 
О
снователь Государственного объединенного музея Республики Татарстан
городской голова Сергей Викторович Дьяченко
 
Благородная страсть собирательства
Ирина НОВИЦКАЯ «С полным сочувствием к неусыпным трудами» Городской голова С.В. Дьяченко
Николай АГАФОНОВ "Вечер у С.В. Дьяченки"
 

Экспозиции Музея 
Гаврила Романович Державин 
Габдулла Тукай 
Вязь святого слова 
Татарское ювелирное исскуство 
Нумизматическое собрание 
Волшебный мир фарфора 
Клинки самураев
Светлана ВАЛИУЛИНА "Единственная в мире"
Муханов Геннадий Степанович "Кладовая памяти"

Великий философ прошлого Конфуций говорил: не дай Бог жить в переломное время. Нам суждено жить именно в такое время. Несмотря на все трудности, сбережение и обогащение духовно-нравственных и уникальных материальных ценностей многонационального народа Татарстана, накопленных в течение столетий, - наша святая обязанность перед будущими поколениями. 
М. Шаймиев Президент Республики Татарстан 

Поздравления с юбилеем 
Фарид Мухаметшин 
Василий Лихачев 
Камиль Исхаков 

 
Государственный объединенный музей Республики Татарстан отметит свой 100-летний юбилей. Он был основан в 1894 г., а открыт для посетителей 5 апреля (по старому стилю) 1895г. 
Музей был открыт в память о научно-промышленной выставке, состоявшейся в Казани в 1890 г. Многие ее экспонаты стали основой музейных фондов. Среди них особо выделяется собрание известного казанского археолога, историка и коллекционера Андрея Федоровича Лихачева. Оно включает в себя около 15 тысяч археологических и этнографических предметов, свыше 20 тысяч монет и медалей, большое количество книг и картин западноевропейской и русской живописи. 
У истоков создания и становления музея стояли видные ученые Казанского университета — профессора А.А. Штукенберг. Н.П. Загоскин, Н.Ф. Катанов, Н.Ф. Высоцкий и др., которые собрали и передали музею уникальные коллекции. 
Стараниями энтузиастов-краеведов Казанский музей в начале XX в. стал одним из крупнейших в Поволжье, а затем и в России. 
Сегодня музейное объединение — это собственно головной музей, который размещается в историческом здании в Казани, и 70 филиалов в других городах и районах республики. 
На основе уникальной коллекции живописи Госмузея, которая собиралась за многие годы его существования, был создан республиканский музей ИЗО. В 1959 году картинная галерея была выделена из состава Госмузея и переименована в Музей ИЗО (открытие его в новом здании состоялось 30 октября 1967 г.). 
Главные заботы сотрудников сегодня связаны с головным музеем. Зданию музея решено вернуть первоначальный облик, ведутся работы по реконструкции и реставрации здания. 
Сотрудники работают над созданием будущей постоянной экспозиции. Прежде всего изменилась научная концепция музея. Под руководством вице-президента Российской академии городской среды Е. Розенблюма группа московских художников и сценаристов разработала художественную концепцию. 
Проходя по залам музея, посетители смогут проследить историю развития Татарстана и народов, его населяющих. Перед ними предстанет своеобразный музейный театр. Музейный комплекс будет состоять из разделов: «Человек и природа», «Археология», «Древняя и средневековая история», «Казанское ханство и XVII в.», «Этнография», «Край в XVIII-XIX вв.». «Татарстан в XX в.», «Музей татарской книги». 
В номере рассказывается об истории создания музея, его настоящем и будущем, а главное - о наиболее интересных коллекциях и предметах. 
Сейчас собрание музея насчитывает более 600 тысяч единиц хранения. 
Письменные источники: летописи, рукописные редкие книги, материалы законодательства, документы политических партий, статистические материалы, частная переписка занимают в коллекции музея достойное место. К числу наиболее ранних реликвий относятся «Ярлык хана Сахиб-Гирея» 1523 года, страница из «Казанского летописца», Коран рукописный, Острожская библия, Ефремове Евангелие XVI-XVII вв. Большое место в этом разделе занимают архивы и личные коллекции деятелей науки и искусства. 
Фонд изобразительных материалов представлен богатейшими коллекциями фотографий старой и сегодняшней Казани, а также открыток, плакатов 20 — 30-х годов, В этом фонде представлены художественные полотна местных мастеров, графические работы и скульптура. 
Археологическое собрание включает 210 тысяч экспонатов от древнейших времен до XVIII — XIX веков, в том числе коллекции эталонных памятников многих археологических культур Поволжья и Прикамья. 
Здесь есть уникальные предметы мирового значения: саркофаг египтянки «Ни-си-та-Уджат-ахет», античный краснофигурный кратер работы «Мастера Трилистника», каменные стелы с изображениями оружия из Новомордовского могильника эпохи раннего железа. 
В нумизматической коллекции — свыше 115 тысяч единиц хранения. Основная часть собрания — восточные, главным образом золотоордынские, монеты и клады XIII — XIV веков, русские, польские, советские монеты, медали, ордена, значки. жетоны. Самой древней монетой является золотая монета Александра Македонского IV века до н.э. 
Естественный фонд (13 тысяч единиц) состоит из минералогических, имеющих мировое значение, ботанических и зоологических коллекций. 
Многогранно представлен этнографический фонд (15 тысяч единиц): это одежда народов, населяющих Среднее Поволжье — татар, марийцев, удмуртов, мордвы, русских. 
В этом же фонде хранятся прекрасные памятники золотного шитья, тканые скатерти, полотенца, расшитые головные уборы женщин (калфаки) и мужчин (каля-пуши). Прекрасны ювелирные украшения казанских мастеров: удивительной легкости сканью серьги, украшенные разнообразными камнями, воротниковые застежки, накосники, пластинчатые браслеты, кольца, золотые булгарские височные кольца-уточки. 
Коллекция фарфора представлена изящными изделиями Китая, Японии, Англии, Франции, Германии. Но особую гордость составляет русский фарфор Гарднера, Кузнецова и многих других знаменитых и известных фарфоровых заводов. 
Коллекции Государственного музея Татарстана являются не только гордостью музея, но и национальным достоянием Республики Татарстан и всей России.
 
The associated State Museum of the Republic of Tatarstan is observing its centenary. It was established in 1894 and opened its doors to the public on 5 April (Old Style) 1895. 
The museum was founded to commemorate the Exhibition of Science and Industry held in Kazan in 1890. Its numerous exhibits formed the basis of the museum's collection. Among the exhibits, the collection of a well-known Kazan archeologist, historian and collector, Andrei Fedorovich Likhachev, is particularly notable. It includes some 15 thousand archeological and ethnographic articles. over 20 thousand coins and medals, numerous books and paintings, both West-European and Russian. 
Some of the eminent scientists of Kazan University — Professors A,A. Schtukenberg. N.P. Zagoskin, N.F. Katanov, N.F. Vysotskii and others — acquired and gave to the museum their unique collections. 
Thanks to the efforts of enthusiastic local historians, by the end of the 19th Century the museum had become one of the largest in the Volga region end subsequently in Russia itself. 
Today the associated museum comprises the chief museum, located in a historic building of Kazan, and 70 branches in other towns and districts of the Republic. 
The unique art collection of the State Museum, which was assembled over the many years of its existence, served as a basis for the Republican Art Museum. In 1959 the picture gallery was separated from the State Museum and renamed An Museum. It was opened in a new building on 30 October 1967. 
At present the museum staff is largely concerned with the chief museum. It has been decided to restore its building to the original form. It is being rebuilt and renovated. 
The employees are striving to create a permanent exhibition. In the first place, the concept of the museum has changed. Under the guidance of the Vice President of Russia's Academy of Urban Environment E. Rosenblum, a group of Moscow artists and experts have worked out its artistic conception. 
Walking through the rooms of the museum visitors will be able to follow the history of development of Tatarstan and its people. They will witness a sort of theatrical production. The museum complex will consist of the following departments: «Man and Nature», «Archeology», «Ancient and Medieval History». «Kazan Khanate and the Region in the 17th Century», «Ethnography». «The Region in the 18th—19th Centuries», «Tatarstan in the 20th Century» etc. 
This issue tells the story of creation of the museum, of its present and future, and, primarily, of its most interesting collections and exhibits. 
At present the museum collection numbers over 600 thousand articles. 
Written sources: chronicles, rare hand-written books, legal documents, statistical records and private correspondence — occupy a notable place in the collection. Among the earliest relics are: «Khan Sakhib-Girei's Edict», dating from 1523: a page from «Kazan Chronicler»; a hand-written Koran: a copy of The Ostrog Bible and Efrem's Gospel, dating from the 16th—17th Centuries. Archives and private collections of scientists and an workers figure prominently in this section. 
The figurative articles are represented by a vast collection of photographs of old and present-day Kazan, picture-postcards and posters of the 1920's—1930's. One can also see canvasses by local painters, graphic arts and sculpture. 
The archeological collection includes 210 thousand articles, dating from ancient times to the 18th—19th Centuries, including artifacts of the numerous cultures of the Volga and Kama regions. 
Unique objects of world-wide significance are to be seen here: the sarcophagus of an Egyptian woman «Ni-si-ta-Ujat-ahet», the antique red-figure krater by «Master Trilistnik», the stone walls depicting weapons from the Novomordovsky burial ground of the early Iron Age. 
The numizmatic collection has over 115 thousand items. These are mostly Oriental, largely Golden Horde, coins and treasures of the 13th—14th Centuries. Russian, Polish, Soviet coins, medals, orders, badges and tokens. The oldest coin is a gold piece dating from Alexander the Great's reign, 4th Century B.C. 
The natural history section (13 thousand items) consists of a mineralogical collection, having world-wide significance, as well as of botanical and zoological collections. 
The ethnographic fund is varied. It contains 15 thousand objects, mostly clothes of the peoples populating the Middle Volga region —Tatars, Mari, Udmurts, Mordva and Russians. This collection boasts beautiful gold embroidery articles, homespun tablecloths, towels, embroidered women's (kalfaki) and men's (kalyaphushi) headgear. The jewellery made by Kazan craftsmen is exquisite: the amazingly light-weight filigree earrings, decorated with various stones; collar clasps; braid ornaments; lamellar bracelets: rings and gold Bulgar duck-shaped temple rings. 
The porcelain collection is represented by fine articles from China, Japan, Britan, France and Germany. Yet, it is the Russian porcelain made by Gardner, Kuznetsov and other famous Russian manufacturers that takes pride of place. 
The collections of the State Museum of Tatarstan are not only a matter of its pride, but also constitute the national property of Tatarstan and of the whole of Russia.
 
Страницы подготовлены по материалам журнала "Казань" №8-9 1997г.