Как украшались татарские
женщины
Татарское
ювелирное искусство, достигшее наивысшего расцвета к середине XIX века,
имеет древние истоки. В его основе - традиции Волжской Булгарш, где ювелиры
были большими мастерами. Эта преемственность прослеживается и в выборе
основного материала - серебра, и в технике исполнения, и в орнаменте, формах
украшений.
Особенно интересны женские украшения, лучшие
образцы которых привлекают самобытностью и подлинной художественностью.
Вместе они составляют единый стилевой ансамбль. Условно их можно разделить
на головные, шейно-нагрудные и наручные.
Головная повязка ("баш хаситесе") - это металлическая
цепоча из звеньев в виде листьев с прикрепленными к ней бляхами, изящно
ниспадавшими на лоб женщины.
Издавна были широко распространены сережки, самые
разные. Это и известные еще у булгар серьги в форме знака вопроса, и варианты
кольцевых сережек, особенно в форме лунницы, и серьги, состоящие из двух-трех
вертикально соединенных частей, к которым прикреплялись подвески.
Чаще всего татарские женщины носили серьги из
двух сканых блях: малой и крупной грушевидной форм, обычно с подвесками.
Крупные экземпляры нередко употреблялись как височные украшения («сырга»),
прикреплявшиеся к головным уборам.
Уникальное
золотое височное кольцо XI-XIII вв. в виде утицы, с подвесками из золотых
желудей - гордость музея.
Косы украшали очень разнообразно. По количеству
и характеру соединения блях между собой в одном накоснике выделяются «чулпы»,
в них от одной бляхи до девяти. Массивные чулпы, соединенные в два или
три ряда «коромыслицем», прикреплялись сразу к обеим косам. Носили и чулпы
из монет в сочетании с самоцветами.
Среди шейно-нагрудных украшений татарок особенно
красочна «яка чылбы-ры» - воротниковая цепочка, состоящая из застежки-пряжки
с подвесками.
Татарские мастера изготовляли брошки и брошки-булавки,
брошки-заколки.
Грудь
женщины украшали изделия и на матерчатой основе, которые нередко орнаментировались
ювелирными поделками. Одним из наиболее оригинальных украшений такого типа
является перевязь - хасите.
На руках у татарских женщин всегда были браслеты
- обязательная принадлежность их костюма. Браслеты делались сплошными и
составными. Сплошные изготовлялись из пластин, узких или широких. Среди
составных браслетов особенно интересны ажурные, из двух или более фрагментов,
часто украшенные самоцветами. Браслеты носили попарно, по одному на каждой
руке: считалось, что это помогает сохранить добрые отношения между супругами.
Татары
носили очень много перстней, среди них выделяются три типа: в основе со
щитком, с самоцветом и розеткой из самоцветов или крупной зерни.
В прошлом и нынешнем веках в качестве ювелирных
украшений достаточно ярко выступают у татар застежки - «кап-тырма».
Татарские мастера владели всеми видами ювелирной
техники, от литья до филиграни. Для большинства населения украшения изготавливались
из низкопробного серебра, для высших слоев - из металла высокой пробы.
Серебро часто золотили. Казань была единственным городом Поволжья, где
было развито искусство скани, а бугорчатая скань - высшее достижение ювелирной
техники татарских умельцев.
Прекрасные музейные коллекции творений татарских
ювелиров сложились преимущественно в начале века: основная их часть поступила
от брата А.Ф. Лихачева - И.Ф. Лихачева, а в 20-е годы много изделий было
приобретено и передано в музей Л.0. Сиклером, Н.И. Воробьевым, А.А. Штукенбергом.
В собрании музея - более трех тысяч замечательных образцов ювелирного искусства
татарских мастеров, которые помогают возрождать древние традиции.
С. ХАЛИУЛЛИНА,
главный хранитель фондов ГОМ РТ,
заслуженный работник культуры Татарстана