Клинки самураев
Интерес
к военному делу Дальнего Востока и особенно Японии сегодня очень высок.
Хранящаяся в музее небольшая коллекция оружия этой страны хотя не содержит
особо редких предметов, но все же помогает составить первое представление
о японском вооружении, производство которого имеет очень давнюю историю,
отличается своеобразием и высокой степенью совершенства.
Бронзовые наконечники стрел появляются
уже в конце позднего неолита. К 30-м годам V века нашей эры относятся первые
находки бронзовых мечен типично японской формы. Вскоре японцы научились
делать и железное оружие, в первую очередь клинки, и защитное вооружение
- доспехи и шлемы. К XIII веку японское оружие принимает в основном свой
законченный вид, который сохраняется с небольшими изменениями до середины
XIX века.
Ремесло оружейника было почетным. Целые семьи
из поколения в поколение изготовляли оружие, передавая традиции по наследству.
Представители одной из самых прославленных семей - Метин 700 лет сменяли
друг друга на посту придворных оружейников. За это время сменилось 27 поколений
прямых потомков мастера, впервые принявшего имя Метин в 1155 году. Хотя
десять первых мастеров рода не ставили свою подпись на изделиях, их работу
можно опознать по исключительно высокому качеству.
Массовое производство оружия вызывалось потребностями
военно-феодального слоя страны - самураев. Японское общество было строго
регламентировано, и самураи занимали в нем высшее место. Их исключительным
делом считалась война, им запрещалось заниматься ремеслами и торговлей.
Они освобождались от налогов и обладали целым рядом привилегии, в том числе
правом на ношение оружия.
Защитное
вооружение воинов представлено в нашем музее двумя почти полными комплектами
сходных между собой доспехов и отдельным шлемом. Тип таких доспехов оформился
в XII веке и просуществовал до середины XIX века. Как и в других странах,
различались боевые и парадные доспехи. Кроме того, их тип зависел и от
ранга самурая: князья и высший слой самураев носили богато украшенный полный
«большой доспех» (оэрой), простые пехотинцы, как правило, имели только
грудные латы, набедренники и шлем или каску.
«Большой доспех» состоит из шлема типа «кабуто»,
кирасы, набедренника, налядвенников, поножей, наручей и оплечий.
Шлем такого типа изготовляли, склепывая по форме
головы несколько пластин металла. Сзади для защиты шеи прикрепляли шнурами
назатыльник из нескольких полос. Спереди имелся козырек и держатель для
особых деталей, по форме напоминавших большие рога, которые служили для
отражения ударов и украшения. Делали их обычно из золоченой кожи. Иногда
над козырьком помещали изображение зверя или маленькое зеркало (по обычаю,
пришедшему из Китая, где такие зеркала служили для отпугивания нечистой
силы). С боков шлема на наушах, образованных отогнутыми в стороны концами
верхней пластины назатыльника, изображали герб самурая.
Наиболее интересный из шлемов нашей коллекции
склепан из 61 расположенной вертикально полосы металла. Каждая полоска
заходит на соседнюю, край ее отгибается вверх, образуя небольшое ребро.
По каждой полоске проходит ряд заклепок, наружная часть которых имеет вид
небольших шипов. Назатыльник собран из четырех полос, состоящих из маленьких
кожаных пластинок, неподвижно скрепленных между собой темно-синим шелковым
шнуром. Шлем имеет подкладку из золоченой кожи. Козырек снизу покрыт красным
лаком, а назатыльник - золотой краской.
Два других шлема менее сложны. Поверхность их
гладкая с низкими ребрами по линии соединения пластин. Снаружи шлемы покрыты
черным лаком, подкладка холщовая. Гербы у первого накладные из меди, у
другого нарисованы золотой краской.
Шлем
надевали только перед битвой, предварительно обвязав голову особой повязкой,
и крепили двумя толстыми шнурами. Для защиты лица служили боевые маски.
Одна из масок нашего музея закрывает только подбородок. Вторая более интересна.
Она защищает всю нижнюю часть лица и воспроизводит гримасу разгневанного
человека с оскаленным ртом. К маске прикреплены маленькая борода под нижней
губой и усы из жесткой щетины. Обычно самураи ежедневно гладко брили лицо,
но в раннее время борода и усы были популярны. Считалось, что у бородатых
«мерзкий внешний вид», который вполне соответствует храброму воину. Маска
со щетиной должна была внушить врагу страх и отвращение.
Для защиты тела служила кираса, состоящая из
двух половин, для груди и спины. На левом боку соединение шарнирное, на
правом они связывались шелковым шнурком. Кираса собрана из горизонтальных
полос металла, покрыта черным лаком и прошита синим шнуром. Поверхность
снаружи слегка рельефная и выглядит как собранная из отдельных прямоугольных
чешуек. Подкладка - кожаная. К кожаному ремню на поясе кирасы прикреплена
на шнурах короткая юбка для прикрытия нижней части живота. Она состоит
из семи рядов горизонтальных лакированных железных пластин.
В военное время к спине обычно крепили знамя
со знаком дружины или именем воина. Часто спереди помещали герб самурая.
Эти гербы имеют, как правило, очень древнее происхождение - некоторые с
начала нашего тысячелетия - и составляют предмет особой гордости владельца.
Набедренник внешне напоминает фартук с разрезом
спереди, носили его точно так же, завязывая на поясе тесемками. Основа
его холщовая, покрыта сверху цветным шелком и обшита полосками замши с
надписями. Замша очень тонкая, мягкая, украшена геометрическим узором.
Вся поверхность, не защищенная юбкой кирасы, покрыта связанными между собой
и прикрепленными к основе пластинками металла подобно черепице.
Устройство налядвенников, закрывавших нижнюю
часть бедра, и наручей примерно одинаково. Защитой служат железные пластинки
и кольчужное плетение, нашитые на холщовую основу. Поножи состоят из трех
металлических пластин, соединенных шарнирами и затягивавшихся шнуром вокруг
голени. К верхнему краю поножей прикреплены для защиты колена небольшие
матерчатые лопасти со вшитыми маленькими железными пластинками. Поверх
наручей для защиты верхней части рук крепили широкие наплечники, также
состоящие из нескольких пластин.
В мирное время доспехи хранили в специальных
сундучках, их могли передавать по наследству и вообще очень ценили. Японские
доспехи очень подвижны и легки, особенно по сравнению с европейскими. Их
устройство не требует специальной подгонки по фигуре. Вместе с тем они
эффективны - за счет многослойности разных материалов и высокого качества
металла.
Парадные доспехи были очень роскошны, их украшали
парчой, рельефным орнаментом из драгоценных и цветных металлов, изображениями
драконов и божеств. Такие доспехи теряют свое практическое назначение и
превращаются в богатый придворный костюм.
Клинковое
оружие Японии у нас хорошо известно, особенно «катана» - большая сабля
с длиной клинка 60-75 сантиметров. Обычно в паре с ней носили выполненную
в том же стиле короткую саблю - «вакидзаси» с длиной клинка 40-50 сантиметров.
Вместе они составляли пару - «дайшо». Ношение двух сабель было исключительной
привилегией самураев. Более роскошные парадные сабли - «тати» и «тиисагатана»
- при такой же длине отличались способом монтировки и пышностью декора.
Самой большой саблей была «нодати» с длиной клинка до 84 сантиметров. Катана
служила непосредственно для ведения боя. Маленькой саблей отрубали головы
мертвым врагам, ее могли также использовать для совершения обряда самоубийства
- харакири
(хотя для этого существовал специальный кинжал
«кусунгобу»).
Сабля в Японии была не просто боевым оружием.
Она занимала особое место в жизни самурая, являясь символом его доблести
и чести, и окружалась почти религиозным почитанием. Процесс изготовления
был очень сложным и сопровождался специальными культовыми обрядами. Металл
даже закапывали в землю на несколько лет, чтобы при коррозии разрушились
частицы с вредными примесями. При производстве клинка использовали несколько
брусков железа с разным содержанием углерода. Бруски многократно и в разной
последовательности сваривали, проковывали, складывали вдвое и снова ковали,
получая стальные полосы, включавшие все большее число слоев металла с разными
характеристиками. При этом в сердцевине клинка делали больше слоев мягкого
железа, а по сторонам - больше твердого, с высоким содержанием углерода.
Общее число слоев достигало десятков и сотен тысяч! Полученная в результате
сталь относилась к дамасскому типу. На ее полированной поверхности слои
давали характерный узор - кольчатый или текстильный. Перед закалкой клинок
обмазывали смесью глины и песка. С лезвия удаляли часть этого покрытия,
раскаляли клинок и опускали его в воду. Степень нагрева и температура воды
были очень важны и определялись личным опытом кузнеца. После этой операции
образовывалась линия закалки, которая шла вдоль края глиняной оболочки.
Затем клинок тщательно шлифовали и полировали до зеркального блеска. На
хвостовике вырезали имя мастера и место его жительства.
После
1540 года способ изготовления старых сабель («кото») был забыт. С начала
XVII века появляются новые («синто»), а с конца XVI-XVII веков - новейшие
(«синсинто»). За 250 лет после окончания 1 гражданских войн XVI века боевые
качества клинков снижаются. Одновременно растут роскошь и изящество в декоративной
отделке. Японские князья начинают собирать сабли и их оправы. Оправу сабель
меняют соответственно костюму.
До XV века и клинки, и оправы сабель создавались
одним мастером, затем происходит разделение производства. Рукояти клинкового
оружия изготовляли из дерева и крепили бамбуковыми заклепками. Сверху рукояти
покрывали кожей акулы и обматывали шелковой тесьмой. Для защиты руки служила
небольшая металлическая гарда -«цуба». Рукоять обычно содержит и декоративные
элементы: две рельефные боковые накладки «менуки», металлическое завершение
«кашира» и небольшую обойму «фуги». Носили сабли в деревянных ножнах, покрытых
цветным лаком или кожей. В тех же ножнах иногда имелись специальные гнезда
для маленького ножа «кодзуки» и для игловидного инструмента, называвшегося
«когай». Нож служил для подсобных целей. Применение когая было более разнообразным:
его могли использовать как заколку для сложной прически самурая, как приспособление
для письма, им затягивали конскую упряжь, а в бою когай втыкали в труп
поверженного врага, чтобы потом можно было установить имя победителя.
Пара сабель, их ножны, принадлежности и отделка
рукоятей выполнялись в одном стиле. Особой частью декоративного убранства
была гарда («цуба») - тонкая пластинка овальной или прямоугольной формы.
В XV веке появляются первые мастера, занимавшиеся исключительно изготовлением
элементов оправы оружия. Уже со второй половины XV века стали применять
инкрустацию цветными металлами, золотую и серебряную насечку. Многие цубы
украшались прорезным орнаментом с силуэтами гербов, насекомых, растений,
широко использовалась гравировка. В разных районах страны возникают крупные
мастерские, известные мастера создают свои школы.
В XVII-XIX веках с окончанием войн в отделке
деталей оружия возрастает роль украшений. Работа становится поистине ювелирной,
лишь немногие мастера сохраняют неизменными старые традиции. Из среды мастеров,
изготовлявших цубы - «цубако» и продолжавших оставаться близкими к оружейникам,
выделяются мастера «кинко», главной целью которых становится отделка украшений
деталей оружия. Они продолжали использовать железо как основной материал,
но их работы становятся изысканнее и элегантней.
Мастера кинко, изготовляя цубы и другие детали
оправы сабель, в качестве материала применяли, как правило, мягкие сплавы
цветных и драгоценных металлов: бронзу разных оттенков, черный с лиловым
оттенком сплав сякудо из меди, свинца и золота, серебристо-серый сибути
- из меди и серебра. Составы некоторых сплавов неизвестны, так как секреты
тщательно сохранялись. Сочетая разные сплавы, патинируя их, используя инкрустацию
золотом и серебром, мастера добивались цветовых эффектов. На поверхность
фона часто наносили мелкозернистую чеканку «нанако» (рыбья икра). Некоторые
поздние школы не имели своего стиля, а видоизменяли чужие, заимствуя их
приемы. Их работы постепенно стали страдать перегруженностью. С началом
периода Мейдзи художественное значение творчества оружейников падает.
Предметы музея в основном относятся к позднему
времени и не являются образцами работы известных мастеров, но все же позволяют
познакомиться с их приемами и художественными средствами. Одна из цуб -
железная с рельефным изображением стрекозы и тыквы. Усики
стрекозы и плод тыквы выполнены инкрустацией
из бронзы. Другая изготовлена из сплава сибути с рельефным изображением
облаков, волн и стволов бамбука. Фигура тигра с золотыми полосками сделана
из сплава сякудо. Дракон, листья и морская пена выполнены из золота рельефной
инкрустацией. Цуба с изображением бога счастья Фукурокудзю и мальчика -
из желтоватой бронзы, с рельефной гравировкой и инкрустацией золотыми полосками.
Четвертая цуба из светло-коричневой бронзы представляет собою ночной пейзаж.
В ее отделке использована гравировка и плакировка золотом и серебром. Декоративная
накладка эфеса «менука» изготовлена из сплава сякудо с цветами и маленькими
листьями, инкрустированными золотом. Поверхность обоймы «фуги» из сплава
сибути обработана в технике «накано». Птица феникс выполнена рельефной
инкрустацией из золота и сплава сякудо. Овальные отверстия на цубах предназначались
для ножа «кодзуки» и «когая».
В отличие от холодного оружия японцы недолюбливали
огнестрельное, оно было не совсем совместимо с духом самурайства. Японцы
познакомились с порохом через китайцев и даже производили его в небольших
количествах, но фитильное ружье они впервые увидели в 1543 году, когда
первый европеец - Мендеш Пинту из Португалии достиг Японии. Местные мастера
быстро наладили его производство по увиденному образцу. Фитильные мушкеты
широко использовались в войнах XVI века. Но в условиях изоляции от остального
мира, наступившей после указа 1639 года, запретившего связи с европейцами,
развитие огнестрельного оружия застыло на месте. До середины XIX века японцы
продолжали использовать фитильный замок. Они несколько уменьшили размеры
ружья, облегчили вес, снабдили прикладом пистолетного типа, приспособив
его к своему небольшому росту и способу владения. Переделанный замок также
устранял некоторые недостатки европейского. Внешний вид японского ружья
вполне можно представить на примере образца из фондов нашего музея. Ствол
ружья стальной, граненый, ребра граней инкрустированы бронзой. У казенной
части ствола - изображение льва и ветвей деревьев, выполненных инкрустацией
из меди и латуни. Ложа деревянная, лакированная с латунными накладками
в виде листьев, снизу в виде маленьких птичек, на прикладе накладки представляют
собою черепаху и сосну.
Первые японские изделия попадают на Запад с началом
контактов Японии с Европой в XVI веке. Но особый рост интереса к этой стране
начинается после японской выставки в Лондоне в 1862 году. Растет вывоз
предметов японского вооружения, который особенно усиливается после правительственного
эдикта 1876 года, запретившего носить оружие всем гражданским лицам. В
Европу тогда попадает несколько миллионов клинков и деталей их оправ. Спрос
порождает появление массового производства, многие мастера переключаются
на работу исключительно для западных коллекционеров. На изделиях нередко
ставятся подписи прославленных оружейников. В Японии издавна подражали
знаменитым мастерам, подражания там высоко ценились, и хороших копий всегда
было много. Такие подделки и ученические копии составляют большую часть
европейских коллекций. К этой же категории относятся многие предметы из
нашего музея. Большинство японского оружия поступило в фонды в первые годы
после революции 1917 года.