Подлинные вещи Габдуллы
Тукая в казанском музее поэта
В
музее Габдуллы Тукая особое место занимают подлинные вещи поэта, хранящие
тепло его рук. Их немного, но все они не только огромная ценность, - интересна,
а порой и драматична их судьба.
Среди подлинных вещей - три фотографии. Одна
из них - самый первый фотоснимок Тукая, вышедший в печати. Читаем дату:
1908 год. Поэту двадцать два. Он недавно вернулся из Уральска, где прожил
двенадцать лет. Фотография хорошо сохранилась. Это и не удивительно: берегла
ее до последних дней своей жизни Зайтуна Мавлюдова, любимая девушка Тукая.
С небольшой карточки на нас смотрит молодой, красивый мужчина. Одет со
вкусом: белая сорочка, бант, черный пиджак. Длинные волосы зачесаны назад,
на голове тюбетей. Внизу фирменный знак: «Фото С.И. Иванова». На обороте
рукой Тукая написано:
«На память Карцеву». Габдулла Кариев -близкий
друг Тукая. А каким образом она попала в руки Зайтуны, если Карцеву Тукай
подарил ее в 1910 году? Ведь Зайтуна и Тукай после 1908 года не встречались.
Оказалось, в 1910 году Габдулла Кариев со своей труппой «Сайяр» побывал
в Чистополе. Там встретился с Зайтуной, именно тогда и выпросила она у
Кариева фотографию поэта. Зайтуна Мавлюдова умерла в Казани, в 1950 году.
Ее сын, известный татарский писатель, лауреат Государственной премии Татарстана
имени Г. Тукая Атилла Расих, принес эту фотографию в музей.
Другая фотография поэта, датированная октябрем
1912 года, - со знаком фирмы Г. Якобсона. На обороте надпись: «Дустым Мэхнудкэ
ядкарь» («Другу Махмуду на память»). С Махмудом Дулат-Али, известным революционером,
одним из активных членов Казанского комитета РСДРП, Тукай познакомился
вскоре после приезда из Уральска. Именно в его доме в Новотатарской слободе
поэт встретился с Хусаином Ямашевым. Родственники М. Д.-Али, живущие в
Казани, передали эту фотографию в музей. Она - из последних снимков Тукая:
печальные глаза, изможденное лицо. Через пять месяцев поэт уйдет из жизни...
Из одежды сохранилась только одна вещь - тюбетейка
поэта из черного вельвета. По воспоминаниям современников Тукая, на фотографии
1908 года он снят именно в этой тюбетейке. А получилось это так. Гильмутдин
Шараф, напечатавший почти все книги Тукая в своей типографии, подготовил
к изданию новый сборник его стихов. И хотел, чтобы эта книга была с фотографией
поэта. Вместе с издателем Тукай отправляется в фотомастерскую С.И. Иванова.
Шараф, увидев, что сидящий перед объективом Тукай смущен, стесняется своих
длинных волос, взял из кармана аккуратно сложенную тюбетейку и надел ее
на голову поэта...
Большое внимание посетителей привлекает бронзовая
чернильница, подаренная поэту учащимися татарских школ Петербурга, куда
он ездил весной 1912 года. Тукай очень дорожил этим подарком. Чернильница
имеет оригинальную форму: на подставке сидит охотничья собака, рядом одежда
охотника, ружье, накрытые большой шляпой. Именно под шляпой находится сосуд
для чернил. История чернильницы такова. До 1945 года она хранилась в семье
Магруй Музаффарии. Магруй была хорошо знакома с Тукаем, сама писала стихи.
Ее зять. Ахмет Урманчеев, редактировал сатирический журнал «Ялт-Юлт» («Зарница»),
а Тукай был ответственным секретарем этого издания. После смерти поэта
некоторые его вещи, в том числе и чернильница, оказались у Урманчеева.
Магруй Музаффария умерла в 1945 году. Выполняя завещание матери, Мансур
Музаффаров, известный композитор, лауреат Государственной премии Татарстана
имени Габдуллы Тукая, передал ее в Казанский филиал Академии наук СССР,
в институт языка, литературы и истории, а через некоторое время она стала
экспонатом музея.
Племянник
Тукая казанец Хусаин Заби-ров принес в музей фаянсовую шкатулку. Ее на
свой первый гонорар купил сам Тукай и подарил сестре Газизе, матери Хусаина.
Газиза Забирова, неродная сестра Тукая, умерла в 1963 году.
Стакан
для карандашей поэт купил в Петербурге в 1912 году. Стакан металлический,
выпущен к 200-летию города на Неве. А рядом - две уникальные фотографии.
Снимки сделаны в день похорон поэта, 4 апреля 1913 года. В Казань они попали
из города Алма-Аты, с архивом писательницы Гайши Шариповой, племянницы
известного писателя Гафура Кулахметова, друга Тукая. На одной из фотографий
лица казанцев: мулл, учителей, шакирдов. торговцев, провожающих в последний
путь своего любимого поэта. Видимо, многим из них не верится, что Тукай
умер. Следующий снимок - последние минуты перед погребением.
Непритязательная дорожная корзина Тукая - вечная
спутница его путешествий. С этой корзиной, положив туда томики Пушкина
и Лермонтова, поэт осенью 1907 года вернулся в Казань из Уральска. И позднее,
куда бы Тукай ни ездил, она была его верной спутницей. Корзина, как и бронзовая
чернильница, хранилась у Магруй Музаффарии.
Уникальный экспонат - посмертная маска Тукая,
снятая с его лица 3 апреля 1913 года. Судьба ее загадочна... В 1958 году
некий Мулюков, житель Алма-Аты, принес ее в институт языка, литературы
и истории КФАН СССР. Говорил, что эту маску ему в 30-е годы в Оренбурге
передал Бурган Шараф, родной брат Гильмутдина Шарафа. И все. К сожалению,
он ничего не мог добавить, и адрес его неизвестен. Через некоторое время
маску передали в Госмузей, хранилась она там ровно тридцать лет. И вот
впервые в апреле 1988 года, в день смерти Г.Тукая, посетители музея увидели
эту уникальная находку. В свое время по просьбе сотрудников отдела литературных
экспозиций Госмузея известные скульпторы Садри Ахун и Баки Урманче изучали
эту маску и отметили, что она абсолютно точно копирует черты поэта. Баки
Урманче говорил, что в начале века маски снимали в основном студенты медицинского
факультета Казанского университета. Кто был инициатором этой работы? Кто
снимал? Вопросов много. Но ясно одно: кто-то из близких друзей Тукая хотел
сохранить для потомков его дорогие черты. Может быть, Фатых Амирхан? Есть
предположение: маска до 1926 года, то есть до смерти Фатыха Амирхана, хранилась
у него...
После
открытия музея его фонды пополнились новыми экспонатами. Среди них интересны
запонки, принадлежавшие Тукаю. Их мы получили от жителя Казани художника
Альфреда Низамутдинова. По его словам, запонки ему в 50-е годы передала
Зайнаб Хасания. Известно, что она являлась ответственным секретарем журнала
«АН» («Сознание»), редактором которого был ее муж Ахметгарей Хасани. Тукай
же стоял у истоков журнала. В 1911-12 годах А. Хасани с целью изучения
издательского дела и приобретения печатных станков побывал в Австралии
и Германии. Вот тогда он, вероятно, и приобрел эти запонки, а потом подарил
своему другу Тукаю.
Соприкасаясь с подлинными вещами Тукая, волнуешься
как при встрече с самим поэтом. Его доверчивый теплый взгляд с фотографии
надолго остается в памяти...
Хабибуллии Гусман
Лкрамович - первый заведующий музеем Г.Тукая г.Казани (1986-1992 гг.)