Благородная страсть собирательства 
Наши земляки - коллекционеры
Коллекционеры, собиратели, коллекторы - это люди увлеченные, чаще всего одержимые. Они трудятся над составлением своих собраний, движимые истинной страстью и любовью к предмету своих увлечений.
Коллекционеры - люди необыкновенные. Есть среди них такие, которые живут своими коллекциями. Это - люди святые.
Подлинный коллекционер не корыстолюбив, он заинтересован в том, чтобы его коллекция осталась в целости, не раздроблялась на части, являясь как бы памятником ее собирателю.
В России широко была распространена традиция передачи коллекции частными лицами в общественные хранилища. Такие коллекции - дело всей жизни - являлись хорошим дополнением к существовавшим собраниям и нередко становились основой для музеев. Дар внука А.Н. Радищева профессора живописи А.П. Боголюбова городу Саратову позволил открыть в 1885 году Радищевский музей, в то время единственный в провинциальной России, где «каждый мог любоваться и знаменитой картиной, и старинным гобеленом, и тончайшим фарфором».
  
К.Ф.Фукс 
 Коллекционирование развивалось чаще всего в крупных культурных центрах, где возможностей для него было больше. Одним из таких центров была Казань. Здесь во второй половине прошлого века сложились благоприятные условия для широкого распространения собирательства.
Открытие Казанского университета в начале XIX века сосредоточило в городе крупные научные силы. Такие известные ученые, как профессора К.Ф. Фукс и И.Я. Яковкин, были одними из первых известных коллекционеров Казани. Они же подали пример передачи своих коллекций в общественные хранилища - музеи и кабинеты университета.
 
 
Парадная лестница Казанского городского музея
Исторический обзор развития коллекционерства в Казани сделал в своей статье, посвященной А.Ф. Лихачеву, М. Худяков. Он полагал, что первые коллекции в городе были нумизматическими. Кроме названных, автор статьи привел имена еще нескольких коллекционеров первой половины XIX века: «помещики Пото, Аристов, Модест Молоствов, А.И. Артемьев, сенатор Скалон, г. Ушаков».
Худяков назвал также Д.И. Неелова, «коллекция которого перешла впоследствии В.К. Савельеву, а затем перешла барону Врангелю (сыну держателя вольных почт в Казани)», Н.А. Толмачева, князя Дадиани(?), профессора И.Н. Березина и С.В. Ешевского.
Крупным толчком для развития собирательства послужил проходивший в Казани IV археологический съезд и выставка, организованная коллекционерами нашего и других городов. Казанский собиратель В. И. Заусайлов вспоминал: «Повод к собиранию подали мне те сообщения, которые пришлось выслушать от исследователей старины на бывшем в 1877 году в Казани Археологическом съезде». Сама история Поволжско-Уральского региона оставила обильные следы в земле в виде археологических предметов. По свидетельству современников, в прошлом веке в земле Казанской губернии в большом количестве можно было найти каменные орудия, глиняную посуду, металлические украшения и прочие «древности» даже без специальных раскопок.
Такие предметы стали вызывать интерес у ученых, особенно в середине века, когда археология как наука приобретала самостоятельное значение. Население призывали найденные в почве полей, в оврагах, на берегах рек «диковинные предметы» сдавать властям за вознаграждение.
Вскоре такие предметы стали скупать и коллекционеры. Некоторые из них производили раскопки сами.
Казанская губерния давала коллекционерам и богатый этнографический материал. Многонациональная по составу, она позволяла собирать интереснейшие коллекции одежды, домашней утвари, предметов культа русских, татар, чувашей, мордвы, марийцев, удмуртов. Местное население знало, что хранящиеся из поколения в поколение старые вещи пользуются большим спросом: время от времени научные общества рассылали губернским и уездным властям инструкции о том, как собирать предметы для этнографических выставок.
Спрос на археологические и этнографические «редкости» породил скупщиков и перекупщиков старинных вещей. Их число быстро возрастало, они активизировали деятельность коллекционеров, которых хорошо знали - почти у каждого собирателя были свои поставщики.
Торговля старинными предметами имела большое значение. Преследуя коммерческие цели, скупщики вели кропотливую работу по сбору памятников истории и культуры и помогали их сохранять.
В конце XIX - начале XX века некоторые казанские скупщики начинают открывать свои торговые лавки по продаже местных «древностей» - монет, оружия, посуды, одежды, предметов быта. Несомненно, в городе существовали и другие магазины и лавки по продаже антиквариата, каких было много в Москве и Петербурге. Однако в Казани преобладали скупщики именно археологических и этнографических предметов.
В городе ко времени работы IV археологического съезда было значительное количество нумизматических, этнографических и археологических собраний, а также собраний древних рукописей. Выделялись нумизматические коллекции А.Ф. Лихачева, В.К. Савельева, А.М. Бровина, А.С. Реунова, А.С. Маркелова, И.Х. Юнусова, Н.Г. Фастрицкого, П.А.Андреева, коллекции рукописей и исторических актов Д.И. Образцова, Е.А. Малова.
 
 
Музей А.Ф.Лихачева Фрагмент экспозиции - картинная галерея. 1895г.
 
Музей А.Ф.Лихачева Лихачевская ниша
 
Музей А.Ф.Лихачева Фрагмент экспозиции
 
Фрагмент экспозиции городского музея
Казанские коллекционеры стремились к объединению усилий. Постоянный рост числа собирателей, составление коллекций, определение и изучение предметов требовали регулярных контактов. И если в 1867 году А.Ф. Лихачев мог заявить:
«Археология здесь никого не интересует», то в 1878 году он сам выступил одним из организаторов Общества археологии, истории и этнографии. Большинство казанских собирателей стали его учредителями.
Участие в этом обществе, а также в обществе естествоиспытателей, созданном в 1869 году, имело для коллекционеров большое значение. Кроме того, многие из них состояли одновременно и членами других научных обществ России. Это придавало коллекционерской деятельности научный смысл.
Одним из членов-учредителей Общества археологии, истории и этнографии был Виктор Константинович Савельев. Его коллекция считалась одной из крупнейших в Казани в 1860 - 1870-х годах. Савельев был казначеем правления Казанского университета и являлся, по словам современников, «хранителем университетских предании». Известен он как нумизмат и археолог, собравший большую и ценную коллекцию монет - «разнородное собрание, преимущественно же русских, джучидских, а затем греческих и римских». Он был не просто собирателем, но и исследователем, на основе своей коллекции делал научные доклады.
После смерти Савельева уникальная коллекция его была распродана, большую часть ее приобрел А.Ф. Лихачев.
Н.Ф.Высоцкий

В 1880-х годах среди собирателей Казани появляются новые имена. Весьма известным было имя Николая Федоровича Высоцкого. Профессор медицины, он достиг в области хирургии больших успехов, был известен и как общественный деятель, много сделавший для популяризации медицинских знаний. Стал Высоцкий и профессиональным коллекционером.
Коллекция Высоцкого, названная современниками музеем, была разнообразной: предметы античности, «восточные древности» - медные зеркала, древнекитайская посуда, собрание медной русской посуды, иконы, коллекция каменного века, монеты, этнографические материалы, «которые имеют таинственное значение, вроде, например, змеевиков-оберегов у русских, храмовых медалей у китайцев, кабалистических формул на пряжках и кольцах у татар Поволжья», статуэтки и вазы, привезенные из Крыма...
Наиболее ценной коллекцией Высоцкого была археологическая. По словам профессора К.В. Харламповича. «известный финский ученый Тальгрен... ставит археологическую коллекцию Н.Ф. Высоцкого на третье место после Заусайловской и Общества археологии, истории и этнографии и выше коллекции Исторического музея в Москве».
Высоцкий самостоятельно занимался раскопками, пополняя свою коллекцию обнаруженными в их ходе предметами. Первые раскопки были сделаны в 1878 году, когда в окрестностях Казани Николай Федорович открыл семь стоянок каменного века у сел Большие и Малые Отары.
Кроме того, для пополнения своей коллекции неутомимый собиратель путешествовал по России. Во время поездки на Оку в окрестностях Мурома вместе с профессором Казанского университета П.И. Кротовым он собрал «громадную и весьма ценную коллекцию остатков каменного века», которую затем передал музею Общества археологии, истории и этнографии.
Были в коллекции Высоцкого и предметы, найденные им, по его словам, в «Швейцарских свайных поселениях», а также каменные орудия и вещи из Франции, Бельгии, Греции и Северной Америки.
Н.Ф. Высоцкий занимался коллекционированием со знанием дела. Современники отмечали, что у него каждая вещь «подвергается всестороннему и строжайшему анализу и включается в состав коллекции только уже после несомненного установления подлинности и научного совершенства и достоинства данного предмета», поэтому «музей профессора Н.Ф. Высоцкого почти совершенно свободен от поддельных предметов».
Высоцкий не только собирал, но и изучал археологические предметы, написал ряд научных статей, которые свидетельствуют о большой эрудиции автора и глубоком знании им археологии. При этом он давал возможность всем желающим осматривать свою коллекцию.
С огромным энтузиазмом Высоцкий включился в работу по созданию городского музея, вошел в состав подготовительной комиссии по его организации. Когда музей открылся, он не раз пополнял его коллекции и участвовал в научной обработке музейных предметов.
Собранные Высоцким коллекции постигла, к сожалению, печальная участь. Лишь небольшая их часть в 20-е годы была продана городскому музею - тогда уже губернскому, другая часть попала в музей позже.
Есть основания полагать, что Высоцкий сам хотел передать все свои коллекции музею, но не смог. Наследники же его, уезжая за границу, продали «более полутора тысяч номеров» предметов в частные руки, а многое увезли с собой.
В.А.Заусайлов

Среди коллекционеров очень известен был Василий Иванович Заусайлов - купец, почетный гражданин города Казани. Занимаясь археологией, он создал, по свидетельству современников, «богатейшее в России собрание каменного века», уникальную коллекцию по бронзовому веку. Н.Ф. Катанов считал, что в «этой замечательной коллекции число предметов одного только бронзового века по Волжско-Камскому району равнялось в 1907 году числу таких же предметов во всех русских музеях, вместе взятых». Многое было приобретено Заусайловым у скупщиков и у крестьян. Не будучи специалистом, он консультировался с учеными, многие предметы своей коллекции экспонировал на выставках, знакомя с ними население.
Не чужд был купец Заусайлов и общественной деятельности, работал в подготовительной комиссии по созданию Казанского городского музея, а потом стал одним из членов попечительского совета его Лихачевского отдела.
В конце своей жизни этот коллекционер-энтузиаст сделал попытку сохранить свою коллекцию в целости. Он обратился в Общество археологии, истории и этнографии, членом которого многие годы состоял, с просьбой купить ее для музея общества. На собрании общества 25 апреля 1905 года этот вопрос обсуждался. Н.Ф. Катанов и П.И. Кротов оценили коллекцию в несколько тысяч рублей и просили принять к сведению, что «владелец ее хотел бы продать всю коллекцию в одни руки и желал бы, чтобы она осталась в Казани».
К сожалению, пожелание Заусайлова не было осуществлено. Ни городской музей, ни университет, ни научные общества не имели средств, чтобы купить коллекцию, а сам собиратель, видимо, не мог оставить своих наследников без средств к существованию.
Коллекция Заусайлова, собиравшаяся им почти тридцать лет, не имевшая себе равных в России, после смерти коллекционера была распродана. При этом продавалась несколько раз с молотка, но не находила покупателя. В 1909 году А.М. Тальгрен познакомился с описью этой коллекции и рекомендовал ее финляндскому Национальному музею, который и купил основную часть заусайловского собрания.
Среди казанских коллекционеров конца XIX - начала XX века выделялись профессор университета Н.А. Толмачев, собравший большую антропологическую и этнографическую коллекцию, профессор Н.В. Сорокин, имевший значительную коллекцию церковных предметов, профессор М.И. Догель, купец Г.М. Галеев, педагог И.А. Износков, полковник артиллерии Ф.И. Сурин, художник Л.О. Сиклер.
Однако ведущее положение среди казанских коллекционеров занимал А.Ф. Лихачев, достигший в своей собирательской деятельности таких успехов, которые не только прославили его имя, но и придали его трудам общественное значение.
Андрей Федорович Лихачев был выходцем из потомственных дворян Казанской губернии. В 1848 году шестнадцатилетним юношей он поступил в Казанский университет на естественное отделение физико-математического факультета, после окончания которого пять лет служил в канцелярии Казанского губернатора, а затем вышел в отставку. Его не привлекла карьера чиновника. Смыслом жизни стала совсем другая стезя - незаметная, с виду не привлекательная и совсем не престижная - коллекционерская деятельность. В семье Лихачевых была к этому потомственная страсть, но только для Андрея Федоровича собирательство стало делом жизни, а не просто увлечением.
Другая причина того, что он стал коллекционером - «близость его имения от древнего Булгара», как пишет первый его биограф - жена Раиса Ивановна. Село Полянки, где Лихачев родился и где прошло его детство, находилось всего в двадцати пяти верстах от знаменитой столицы Волжской Булгарии. На месте некогда цветущего города нетрудно было найти древние предметы.
В 1862 году Андрей Федорович получил наследство - после раздела между братьями ему достался большой дом на Новокомиссариатской улице в Казани, ныне улица Муштари, где прошла вся его последующая жизнь, а также имение Березань, неподалеку от родового имения Полянки. В его руках оказался значительный капитал, который он использовал для приобретения сокровищ своей коллекции.
У Лихачева была наклонность к гуманитарным наукам, он любил живопись, поэзию. Будучи студентом, по доброй воле изучал восточные языки, нужные для занятий археологией и нумизматикой.
Изучение восточных языков и связанное и ним знакомство с крупными историками-востоковедами, посещение научных кабинетов и музеев университета с их уникальными коллекциями - все это еще в студенческие годы определило направление жизненного пути Лихачева.
Началась коллекция, видимо, с доставшихся от отца и деда старинных предметов: картин, оружия, чубуков и трубок. Позднее были собственные находки и раскопки Лихачева. Он не раз писал, что его собрание местных «древностей» «преимущественно состоит из предметов древнего быта, найденных на городищах двух главных городов местного края, в древности Булгара и Биляра».
Пополнялось собрание и за счет покупок. Постепенно Лихачев стал известен местному населению «как собиратель древностей, не скупившийся на плату за интересные для него вещи». Приобретал он все заинтересовавшее его и у знакомых, других коллекционеров, художников, антикваров... Многое купил за границей, во время своих поездок в Германию, Францию, Италию.
В собрание Лихачева входили предметы каменного и бронзового веков, булгарские и билярские материалы, монеты, картины, гравюры, иконы, кресты, керамика, фарфор, статуи, этнографические материалы. Для оценки коллекции современники использовали эпитеты «замечательная», «превосходная»... Еще при жизни собирателя она была названа музеем.
Большая часть коллекции - около 40 тысяч единиц - переданная братом Лихачева Иваном Федоровичем после смерти собирателя в дар Казани, и позволила открыть городской публичный музей, составляла долгие годы основу его фондов и оставалась, как того и хотел брат коллекционера, «памятником трудовой жизни во многих отношениях замечательного труженика и служителя науки и искусства».
А.Ф. Лихачев снискал себе славу «казанского Третьякова» и стал примером для многих. Знать свое прошлое, со страстью и бескорыстно заниматься коллекционированием и изучением прошлого стало для многих казанских собирателей делом жизни. 


Назяпова Гульчачак Рахимзянова
заведующая отделом этнографии ГОМ РТ, кандидат исторических наук.