|
Константин
Васильев
Розалина
ШАГЕЕВА "Тайна татарской Моны Лизы"
Светлана
КОЛИНА "Солнце на трубах "
Ангелина
ЛЕВИЦКАЯ "О чем могут плакать Кузнецкий мост и Крымский Вал"
Ренат
ЮЛЬМЕТЬЕВ "Виртуальный реализм Ильдара Зарипова"
Светлана
Колина "Вороний вальс"
Мария
Герасимова "Время игоря Башмакова"
В начале ХХ века в Казани фактически сложились две национальные
художественные культуры - русская и татарская. Русские художники группировались
вокруг созданной в 1895 году Казанской художественной школы. В этот период яркими
звездами зажигались на небосклоне местной художественной жизни такие имена,
как Николай Иванович Фешин - ученик И.Е. Репина по Петербургской Академии художеств
и блистательный мастер портретной живописи, Павел Петрович Беньков, Григорий
Антонович Медведев, Павел Александрович Радимов и другие.
Татарское искусство, не имевшее таких форм, как живопись, скульптура, архитектура,
в начале века могло проявляться лишь в богатых народных вышивках, ткачестве,
ювелирных изделиях, в шамаилях, аппликациях из цветной кожи и в графических
миниатюрах, украшавших Кораны.
В послереволюционные годы главным
центром художественного образования являлся Казанский художественно-технический
институт, созданный на базе прежней художественной школы. В трудных материальных
условиях он существовал, благодаря кипучей деятельности его ректора Ф. П. Гаврилова
и энергии молодежи. Преподавателями в нем были русские художники, в том числе
Н.И.Фешин, П.П. Беньков, П.А. Радимов, Г.А Медведев, Л. Кокорев, В.К. Тимофеев,
В.С Богатырев, а также молодые педагоги И. А. Никитин, К.К.Чеботарев, А.Г.Платунова,
Н.В.Пузанков, С.С.Федотов. Все они плодотворно работали в нашем городе и над
созданием художественных произведений. Широкий резонанс имели крупные государственные
художественные выставки - 1-я в 1920-м и 2-я - в 1921 году. Они продемонстрировали
все реальные творческие силы, которыми располагала столица только что созданной
автономной республики.
Казанские художники работали
в этот период зачастую в духе формалистических и декадентских направлений (футуристы,
кубисты и т. д.), но быстро преодолевали эти направления и в большинстве случаев
шли по пути реализма. Их творчество было тесно связано с политической, хозяйственной
и культурной жизнью города и республики. Они оформляли городские пространства
декорировкой улиц и площадей, делали плакаты и надписи в клубах, театральные
декорации, создавали проекты памятников героям революции, монументальные панно.
Из картин, отражавших хозяйственную жизнь, типичными были сюжеты, изображавшие
рабочих или крестьян за работой - "У вагранки", "Подготовка к
литью", "Пашня", "Молотьба" и т.п. Также популярны
были картины, отражавшие события Октябрьской революции и гражданской войны,
образы революционеров и красных командиров. Чрезвычайно популярна была "лениниана"
- скульптор В.С. Богатырев - художник старшего поколения - работал в основном
над скульптурами В. И. Ленина, портреты Ленина написали Н.И.Фешин и П.П.Беньков.
Но, к счастью, и в революционной
Казани не прерывалась та прочная, восходящая к идейным заветам передвижников,
традиция, которая ярче всего проявлялась в станковой живописи бытового, портретного,
пейзажного жанров. В этой традиции преимущественно работали уже упоминавшиеся
выше Н.И. Фешин, П.П. Беньков, Г.А. Медведев, П.А.Радимов, В.К. Тимофеев и другие.
В
феврале 1923 года в Казани был создан Татарский филиал Ассоциации художников
революционной России (АХРР). В Казани первоначальный состав Тат АХРР был немногочисленным.
В него вошли известные казанские художники П. Радимов, Г. Медведев, Н. Христенко,
В Тимофеев, П.Сенников (