Светлана
КОЛИНА
Солнце на трубах
Николаю
Дмитриевичу Кузнецову нынче исполнилось бы семьдесят пять лет. В зените творческой
зрелости в 1974 году, едва перевалив пятидесятилетний рубеж, он оставил сей
мир, который страстно любил и без устали воспевал в своих живописных полотнах,.
Созданию каждой картины предшествовали сотни этюдов, написанных с натуры,
где отражались разные настроения автора и состояния погоды, времени дня. Николай
Дмитриевич подробно изучал каждую деталь, чтобы было из чего выбрать самое
существенное и характерное для задуманной картины. Многие этюды воспринимаются
самостоятельными произведениями искусства - энергия непосредственного живого
чувства сохраняется в них благодаря продуманности композиции и колористической
законченности живописного образа.
Его называли непревзойденным мастером индустриального пейзажа. Действительно,
кто еще мог бы так убедительно показать, что депо в Юдине может выглядеть
не менее изысканно, чем Монмартр французских импрессионистов, а черные паровозы
могут быть так элегантны.
Казанский Кремль. 1955. X., м. 126.: 100,5 |
Или гигантские
ярко-красные портовые краны - словно фантастические крабообразные пришельцы
приземлились на волжских берегах, чтобы ускорить развитие человеческой цивилизации.
Николай Дмитриевич свято верил в индустриальный прогресс, в то, что с помощью
новых машин, заводов, космических ракет наша жизнь станет лучше, богаче и
интереснее. Об экологии в те времена еще не думали так, как теперь. И странно,
что, несмотря на экологические познания, умножающие человеческие печали, все-таки
невольно увлекаешься влюбленностью его взгляда, ласкающего производственные
трубы, щедро освещенные солнцем и верой художника. В индустриальном пейзаже
он сумел соединить лирическую задушевность и стремительность XX века, насыщенного
революционными преобразованиями.
К весне. Казанский завод оргсингеза 1963-64. Х.,м. 85х145 |
На полотнах
Кузнецова человек еще не враг родной земле и природе, его делами еще не грешно
восхищаться, так же как новыми улицами столичных городов или тишиной деревенских
окраин.
Древняя арабская пословица гласит: красота заключена в зрачке смотрящего.
Спустя четверть века в сумятице идеалов зрители, наверное, по-разному воспринимали
работы художника, бережно собранные в частных коллекциях и музейных запасниках
и широко представленные на выставке в Государственном музее изобразительных
искусств Татарстана, прошедшей в прошлом году. Может быть, сегодня чистые
уголки природы, старинные улицы городов, запечатленные художником, кому-то
нравятся больше, чем индустриальные новостройки. Но и очищенное от идеологической
позолоты творчество Кузнецова не теряет художественных достоинств, потому
что рукой художника водили редкий живописный дар и искренние чувства, а в
зрачке его сверкало неистребимое жизнелюбие, без которого подлинная красота
никак невозможна.