Ангелина ЛЕВИЦКАЯ
О чем могут плакать Кузнецкий мост и Крымский Вал

Николай Дмитриевич Кузнецов - один из прекрасных художников уходящего XX века. Палитра живописца, на первый взгляд, скромна, но движение его души, соединенное с большим мастерством, поражает. Он сумел оживить пейзаж и показать самое необходимое в нем. Ему всегда нужно было движение - воздуха или толпы, или работающего транспорта, нужен был звук - и он с помощью великолепной техники умел передать их на картинах.
Полотна Кузнецова непосредственны, поэтичны. Пейзажи зовут зрителя радостно погрузиться в мир прекрасного, легкие мазки передают нам искрящиеся на кончике кисти импульсы добра...

Епабуга Чертово городище. 1972. Х.нак., м. 34,2х49

Родился Николай Кузнецов в поселке Васильеве в семье железнодорожника - отец был начальником небольшой станции "Васильеве". Детские годы Коли прошли возле отца. Мимо пролетали поезда: скорые, товарные, а поодаль, на запасном пути, маневрировал старый паровоз - все это запечатлелось в душе мальчика, и впоследствии его пристрастие к транспорту отразилось в работах. Эподы паровозов - живых, пыхтящих и подмигивающих нам - зовут к общению.
В два года Коля остается без матери, а когда ему было десять, умирает отец. Воспитывает его мачеха.
Наблюдательность, желание рассказать об очаровании жизни в рисунках привели юношу в Казанское художественное училище. В 1939 году он становится студентом и учеником прекрасного мастера - Василия Кирилловича Тимофеева, ученика Николая Ивановича Фешина и продолжателя его идей в искусстве.
Во время войны Кузнецову пришлось прервать учебу и пойти работать на одно из оборонных предприятий. В 1945 году он возвратился в училище, в класс Тимофеева. Уже тогда Николай Дмитриевич уверенно заявил о своем таланте, а после окончания учебы стал одним из известнейших художников Татарстана, которого узнали во многих странах мира.
Проходившая в прошлом году в Музее изобразительных искусств Татарстана выставка картин Кузнецова соседствовала там с работами Фешина, и это воспринималось как знак судьбы:
Николай Дмитриевич - прямой последователь фешинской традиции. Фешин мог озвучивать палитру, его краски сродни музыкальной гамме, и в работах Кузнецова краски тоже звучат, создают симфонию цвета, движения и
наполняют все изображаемое воздушной средой. Он приблизился к европейской школе, прочувствовал Ренессанс и пришел к импрессионизму.
Кузнецова всегда привлекал город, и он охватывает большое пространство со множеством снующих в разные стороны фигур: архитектура улиц застыла, лишь фигуры перемещаются, создавая волнение. И здесь художник ищет движение не только людей, но и воздушной среды, которая помогает увидеть бесконечное движение всего сущего.
Интерес к творчеству мастеров прошлого часто приводил Кузнецова в библиотеку Музея изобразительных искусств.
Николая Дмитриевича всегда притягивало искусство эпохи Ренессанса, и ему посчастливилось познакомиться с ним воочию во время поездки в Италию. Тогда осуществить такую поездку было довольно сложно. В группе художников из разных городов страны через Бельгию, Голландию он отправился в Милан, а оттуда - во Флоренцию, Венецию и Рим. Любого человека взволнует такая поездка, а что уж говорить о художнике, для которого сбылась давняя мечта! Кузнецов привозит массу этюдов, в которых чувствуется утонченность в передаче тональности, сосредоточенность на самом главном из увиденного. Эта поездка творчески зарядила Николая Дмитриевича на многие годы. Он считал, что Ренессанс питал все последующее искусство, и импрессионизм возник не на голом месте, его создатели черпали вдохновение у старых мастеров. Именно это и любовь импрессионистов к воздушной среде, чистые цвета сделали их искусство классикой возвышенной красоты воображения и тонкой школы живописи, аристократизма.

Площадь Куйбышева. Гостиница Татарстан. 1972. Х.,м. 104,5х86

Позднее была еще одна поездка - круиз вокруг Европы. Кузнецов ликует: Он попал в группу творческих работников Казани, отправляющихся в сказочное путешествие. Стамбул, Афины и опять - благословенная Италия. А дальше Париж! Великолепный Париж, вдохновивший его любимого Клода Моне на "Бульвар Капуцинок", "Бульвар Монмартр", "Руанский собор". Ренуар, Пис-сарро, Сислей, Роден с его "Мыслителем"... Николая Дмитриевича бесконечно волновала "поэзия, выраженная гармонией правдивых красок". Так Писсарро сказал о Клоде Моне, и эти слова вполне можно отнести и к Кузнецову: он жил, дышал воздухом этой поэзии. Художник делает этюды Руанского собора в те самые часы освещения, что и на картинах Моне. Любовь к Моне бесконечна, он считает его своим учителем.
Я познакомилась с Николаем Дмитриевичем в 1952 году, он пришел за характеристикой на бюро райкома комсомола. Время было трудное, еще сильно чувствовались отзвуки войны. Скромно одетый, немного смущенный, предстал перед нами, подумать только, настоящий художник. Чтобы сгладить свое и наше смущение, он вынул открытки со своей работы "Москва. Третий километр" и раздал нам.
Николай Дмитриевич вообще был очень скромным и, казалось, немного застенчивым человеком. Главным для него была работа. Он вставал с солнцем и отправлялся на этюды. Маршруты выбирал разные - и окрестности города, и сам город. Много работал на Академической даче в Вышнем Волочке, куда брал с собой сына. Мальчик старался помогать, таскал большой зонт, мыл кисти и влюбленно смотрел на своего отца. Жизнь на даче среди лучших художников страны оставила неизгладимый след в его душе, но живописцем он не стал, не сложилось. Хотя очень похож на отца не только внешне, но и умением видеть прекрасное. Впрочем, вместе с Николаем Дмитриевичем иначе смотрим на окружающее и все мы, зрители.
Потом мы работали вместе над выставками и передачей по телевидению. Работать с ним всегда было легко. Спокойный, сдержанный, уважительный, Николай Дмитриевич всегда приходил на помощь, и это определяло успех выставок.
Вспоминать о Кузнецове светло и - горестно, ведь потеря талантливого человека невосполнима. И так жаль, что закрылась выставка, и как знать, придется ли еще увидеть эти работы вот так вместе.
Храню подарок Николая Дмитриевича - небольшой этюд "Березовая посадка". Это место недалеко от его мастерской. Тонкие березки, красные листья осени с желтыми всплесками. Если не знать, что это Кузнецов, можно подумать - Писсарро.
Творчество Николая Дмитриевича - высокое достижение современного искусства. Прошедшие со времени его ухода годы только подтверждают это.
Из книги отзывов на выставке - запись одного из посетивших ее москвичей:
Дорогие казанцы!
Я хочу, чтобы вы поняли:
1) После Фешина Кузнецов - самое крупное явление в живописи выходцев из Казани, причем явление всероссийского масштаба.
2) Кузнецов - это последний настоящий русский импрессионист (таких уже нет, а надо бы).
3) Кузнецкий мост и Крымский Вал плакали бы от зависти, если бы экспонировали такие работы. Берегите это имя, цените его и гордитесь - завтра это будет классикой.

Hosted by uCoz