|
Ренат ЮЛЬМЕТЬЕВ
Заслуженный
деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный художник Российской Федерации
Ильдар Касимович Зарипов - создатель нового направления в изобразительном искусстве.
Произведения виртуальной живописи художника - значительный вклад татарской.
культуры в сокровищницу современного мирового искусства.
Зима, вьюга, темень. Сильный мороз обжигает руки, ветер студит щеки и уши. Пустынны
улицы. Но щуплый мальчик упорно шагает по заснеженному городу из одного конца
в другой. Он бережно держит в руках самую большую драгоценность в своей жизни
- собственные рисунки. В изокружке городского Дома пионеров его терпеливо ждет
руководитель, Петр Дмитриевич Куврявцев: "Ну, показывай, академик, что
ты натворил за прошлую неделю!" Академиком Ильдара называли кружковцы.
Эта стужа и пушистый снег стали потом для художника тем бальзамом, который согревал
его душу и руки, Даже сейчас, спустя почти полвека, в такие холодные зимние
вечера:
память возвращает те детские годы - творческий огонь и ярко вспыхнувшую любовь
к живописи, и душа его поет...
Желание рисовать оказалось настолько сильным, непреодолимым, что юноша решил
стать профессиональным художником и позднее поступил в Казанское художественное
училище.
Будущий художник блестяще заканчивает училище и получает направление в Московский
государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Преодолев большой
конкурс, он в 1962 голу становится студентом живописного факультета, а его экзаменационная
работа как лучшая еще долго находилась в методическом фонде института По признанию
Зарипова, учеба у народного художника СССР, академика живописи Мочальского значила
для него невероятно много Дмитрий Константинович всегда ободрял добрым словом,
поощрял творческую свободу. В институте вообще все дышало искусством и было
пронизано творческим духом
И результаты этой творческой раскованности не замедлили сказаться Почти все
студенческие работы Ильдара отбирались в методический фонд Уже с третьего курса
Зарипов стал с успехом участвовать на молодежных московских художественных выставках
Его работы начали печататься в журналах, он получал премии.
После окончания Суриковского института, вновь выдержав большой конкурс, Зарипов
поступил в творческие мастерские Академии художеств СССР Учился он вместе с
Филатчевым и Назаренко, которые позднее стали академиками Академии художеств,
об их творчестве написаны монографии.
На свой последний курсовой экзамен в институте, где писали группу натурщиков,
художник опоздал И все удобные места для живописи оказались уже заняты остальными
выпускниками Они выполняли задание на небольших полотнах Зарипов взял большой
холст, пристроился где-то позади всех и написал работу, которую признали лучшей.
Сейчас эта картина висит на самом видном месте в мастерской художника, поражая
четкой и ясной композицией, необычной пластикой и характерным зариповским колоритом
Обычно для живописи студентам давали новые чистые холсты, а Ильдар их откладывал,
находил старые холсты с большим слоем грунта и писал на них Уже тогда он отказался
от традиционной техники грунтовки, поэтому пришлось разрабатывать собственную.
Преподаватель по технике живописи не раз иронизировал. "Hy, и хулиган ты,
Зарипов, ты - новый Фешин, что ли Зачем пренебрегаешь классической технологией
Ничего из этого не получится"
Но Зарипов продолжал поиски, уходил от общепризнанных классических приемов живописного
письма, находил, ошибался и снова искал.
С
1970 года Зарипов живет и работает в родной Казани, где прошли его детство и
юность Он приехал из Москвы, воодушевленный успехами на многих столичных и зональных
выставках, публикациями репродукций своих картин в художественных журналах Полный
творческих сил художник берется за станковую живопись, выдержанную в духе национальных
традиций. Радости первых творческих побед, принесших заслуженную славу, сопровождались
досадой, горечью и разочарованием. Необычный талант продолжал вызывать у завистников
и охранителей устоев глухое, плохо скрываемое недовольство и раздражение. Художник
отвечал на нападки и недоброжелательность новыми талантливыми картинами В 1975
году появилась его знаменитая работа "3ульфия, казанская красавица"
В национальной станковой живописи обнаженную женскую фигуру прежде вообще не
писали. А так, как это сделав Зарипов, вряд ли кто и напишет. Теплый колорит,
золотисто-охристый тембр. Молодая здоровая женщина, счастливое лицо, рубенсовский
цвет... Из пяти вариантов работы один был приобретен Третьяковской галереей,
два находятся в Херсонской картинной галерее и в Музее изобразительных искусств
в Казани, четвертый оказался в Германии. Зариповская "Зульфия" представляла
советское изобразительное искусство на международных выставках в Париже и Вестбадене
вместе с работами Дейнеки, Пластова и Корина.
Ильдар Касимович любит повторять, что в искусстве он стремится к правде, что
есть правда искусства и есть правда жизни, есть красота того и другого. Если
в картине художника нет художественной правды, она мертва, на нее и смотреть
не хочется. Но почувствовать, уловить эту правду даровано не каждому. Ее ощущение
дает природа, если к тому же работать и работать, как каторжанин. Работая поразительно
много и напряженно, художник часто переписывает многие свои вещи. Любит, как
и прежде, писать на старой, фактурной поверхности - говорит, что от нее исходит
какое-то творческое тепло. Давно возникшие образы дышат, наполняя смыслом новую
картину. А по свежей, неразработанной поверхности кисть движется плохо. Старые
полотна манят, притягивают к себе, они живуч какой-то особой таинственной жизнью,
и от прикосновения к ней рождается новый шедевр.
Зарипов пишет буквально на всем, что попадается под руку: на холстах, на листах
фанеры и картона, ДВП. Больше всего любит бумагу, приговаривая, что Николай
Ромадин писал свои знаменитые лесные пейзажи исключительно на бумаге. После
более чем двух тысяч написанных им картин Ильдар Касимович жалуется, что так
и не смог разгадать великую загадку живописи:
Творчество - сплошная тайна! В работе помогает лишь интуиция. Как только включаю
в работу мозг, рассудок - ничего не получается, ноль. Приходится все переделывать!"
И это действительно так. У художника много вещей, созданных вдохновенно, в состоянии
какого-то творческого азарта. Такие картины пишутся легко и быстро, на одном
дыхании, будто чья-то другая рука ведет его кисть. Творческое озарение как вспышка
молнии освещает всю работу. Художник удивительно точно, во всех деталях видит
и сюжет, и образ. А дальше - дело техники.
Но любой прилив вдохновения проходит, является новый день и наступает унылая
будничность. Приходится искать новый сюжет. Искать мучительно, тяжело. В такие
дни внутренних терзаний художник вспоминает свое детство, вкусный аромат подаренных
отцом "спартаковских" карандашей...
Почти две тысячи картин Ильдара Касимовича находятся в крупнейших музеях России
и других стран СНГ, несколько сот работ нашли восторженных
почитателей его таланта в Германии, США, Канаде, Англии, Франции, Бельгии, Италии,
Польше, Турции, Голландии, Израиле... Не секрет, что официальные государственные
делегации Республики Татарстан часто едут в Москву, другие города России и далекие
страны с самым дорогим подарком - картинами Ильдара Зарипова.
Развивая традиции мировой и отечественной живописи, Зарипов в жанровых сценах
смело использует чуть приглушенный тициановский колорит и пластиковую композицию.
В его лесных и особенно вечерних пейзажах обнаруживаешь ромадинские лесные просторы,
залитые багровой луной. В ослепительных женских портретах проступает лебединый
облик женщин Модильяни. И самая неожиданная его колористическая восторженность
исходит из традиций знаменитой русской иконописной школы. Это - необыкновенно
звучащий охристый цвет с умопомрачительным разнообразием оттенков, переливов
и светотеней. Ренуар, Серов, Рублев - кажется, и от этих, и от некоторых других
мастеров взял что-то очень знакомое казанский художник. И даже когда недавно
он перешел к "золотой технике", все равно в его живописи можно найти
влияние и итальянского "кватгроченто", и нидерландцев - Брейгеля и
Босха.
При всем этом Зарипов был и остается художником глубоко национальным. Однако
его творчество принадлежит не только татарскому народу и нашей республике, но
и всей России. В нем соединились художественные идеи Запада и духовная сила
Востока, культурные ценности Европы и традиции Азии, его художественная эстетика
равноценна масштабам мирового искусства и имеет общечеловеческую ценность. Живопись
Зарипова находится на стыке разных национальных культур, он сумел сплавить в
ней традиции реализма и символизма, модернизма и неопримитивизма. Несмотря на
такое обилие "измов", Ильдар Зарипов - художник подлинно народный,
любимый тысячами зрителей. Его картины легко узнаваемы благодаря искренности
и теплоте, доброте и жизнеутверждающему оптимизму. Благодаря всему тому, что
составляет его талант.