Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани.
организация обеспечения правопорядка в новых районах
4-й квартал 1998 -предстоящие новоселья
Правила застройки и землепользования в ГОРОДЕ казани (Проект)
Реформа жилищно-коммунального хозяйства в городе Казани
Программа приватизации коммунальной собственности г.Казани.
Программа теплоснабжения г.Казани.
Программа оздоровления окружающей среды г.Казани на 1997-2001 годы.
Программа по сохранению, изучению и развитию языков народов, проживающих в г.Казани.

Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и
сферы услуг на 1986-2000 годы по г.Казани

Комплексная программа обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом по г.Казани на 1989-2000 годы "Жилье 2000"

Программа формирования и осуществления молодежной политики г.Казани

Программа борьбы с преступностью в г.Казани на 1997-1999 годы.

Программа по строительству зданий и вводу номерной емкости АТС

Комплекс мер по реконструкции, капитальному ремонту и текущему содержанию
существующей инженерной защиты г.Казани

О мерах по повышению надежности и качества водоснабжения и водоотведения
г.Казани на 1992-2000 годы

Программа проектирования и строительства объектов здравоохранения г.Казани на
период до 2000 года


Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани.
Иметь крышу над головой есть право у каждого человека. Ну а если эта крыша открыта всем дождям и ветрам, стены рушатся от влажности, а пол гниет не по дням, а по часам, то такое жилье не назовешь иначе как «трущоба». Получить по очереди заветные квадратные метры в наше время - дело почти нереальное. Сулить квартиру или построить коттедж трущобники позволить себе не могут, поскольку в большинстве своем это люди весьма небогатые. И какова была перспектива жильцов убогих строений, которые и жильем-то назвать нельзя? Пионером в попытке решения жилищной проблемы можно по праву назвать Никиту Хрущева, худо-бедно прорвавшегося из коммунального плена и переселившего немалое количество людей пусть в не очень-то удобные и долговечные, но все же благоустроенные и отдельные "хрущобы".
Потерпела фиаско претенциозная горбачевская программа "Жилье", обещавшая каждой семье к 2000 году предоставить отдельную квартиру.
Вслед за "мечтой" экс-Президента СССР на смену пришла более приземленная, скорректированная не только по названию, но и по срокам целевая программа "Жилище", в которой определены принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики.
Но многие регионы не уповают на разработки Центра, самостоятельно решая один из самых насущных вопросов всех времен и народов.

ПРЕДЫСТОРИЯ ФЕНОМЕНА

Казанским трущобникам повезло. Можно сказать, что почти 32 тысячи семей проживающих в ветхих лачугах, вытянули счастливые билеты, поскольку попали в антитрущобную программу, рассчитанную на полное переселение в новые дома с1996 по 2004 год. Если учесть, что в Казани общая площадь ветхого жилья составляет 1211 тысяч квадратных метров, то темпы, прямо скажем, ударные.
Нельзя сказать, что создание антитрущобной программы - прерогатива нашего времени. Ликвидация ветхого жилья в Казани поделена на сколько этапов. На первом этапе - с 1967 по 1984 годы - было снесено 3415 бараков и жилых подвалов, которые покинули 17300 семей. Во время второго этапа - с 1984 по 1995 годы - из ветхого жилого фонда отселено 9136 семей. Однако замедленный процесс привел к тому, что заброшенные полупустые строения ускоренными темпами ветшали, создавая невыносимые условия проживания для оставшихся жителей. Поэтому было необходимо качественно новое, комплексное решение проблемы. Еще в1990 году была сделана попытка разработки Программы ликвидации ветхого жилья, но по чисто социалистическим принципам, то есть расписано красиво, но отсутствовал механизм реализации. Программа ограничилась полным сбором исходных данных и доказательствами своей необходимости, позволившими выйти на Презедентский совет РТ и на республиканскую npoграмму. По словам вице-мэра Казани Ленара Валеева, курирующего городскую жилищную политику, особенно значима антитрущобная программа для столицы Татарстана, поскольку в Казани сосредоточено почти 80 процентов жилого фонда республики, что в 6 раз больше, чем в среднем по Российской Федерации. Поэтому с октября 1995 года ДП институт "Казгражданпроект" начал разработку Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани. Но встал главный вопрос: откуда взять средства на реализацию Программы? Первая попытка антитрущобной политики прошлых лет не удалась по одной причине: никакой бюджет не в состоянии выдержать лавину расходов, связанных с "великим переселением' трущобников.

КЛЮЧ К УСПЕХУ - В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Основным документом, определившим экономический механизм реализации Программы, стал указ Президента РТ Минтимера Шаймиева "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья от 23 октября 1995 года. Финансирование работ по ликвидации трущоб, новому строительству возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд РТ, который аккумулирует поступающие средства и целенаправленно их использует. Основными источниками формирования фонда являются: целевой налог с предприятий разных форм собственности в зависимости от объема реализуемой продукции; часть акциза от реализации нефти; 50 процентов платежей за наем жилых помещений государственного жилищного фонда; налог на имущество физических лиц с находящихся в их собственности квартир. Предусматриваются и другие, жестко не зафиксированные, поступления.
И с 1 января 1990 года началось "великое переселение". Скептиков, не веривших в успех предприятия, было немало. Шутка ли - 3000 семей должны были справить новоселье уже в первый год реализации Программы. А справили 3003 семьи.

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРА КАК ПАРАЛЛЕЛЬ

Но на только в улучшении жилищных условий трущобников заключается суть Программы. Параллельно с новым строительством ведется поквартальное отселение жителей ветхих строений. Дома, не имеющие исторической , архитектурной ценности и не подлежащие восстановлению, сносятся, поэтому пока центр Казани напоминает большое футбольное поле, поскольку именно здесь сосредоточен основной объем ветхого жилого фонда. Но уже видны результаты комплексной реконструкции - это обновленные улицы Кремлевская и Баумана.
Одновременно идет разработка проекта детальной планировки (ПДП) центральной части города площадью 1700 гектаров, где прорабатываются транспортная схема центра Казани, схема обслуживания населения, инженерные сети кварталов, подлежащих реконструкции.
Персональные творческие мастерские Союза архитектора РТ работают над проектами 21-го квартала, следуя цели - сохранить дух старины, при этом создав деловой представительский центр и нанеся столичный лоск.

НЕ ДОГМА, А ГИБКОСТЬ

Именно Казань решилась на уникальный комплексный эксперимент, поражающий своей масштабностью.
Долг государства - предоставить трущобникам гарантированный социальный минимум, что и отражено в Программе ликвидации ветхого жилого фонда, к которой приложены списки трущоб и проживающих в них жильцов, а также графики отселения, корректировка которых ведется до сих пор.

БЕЗ ИНВЕСТИЦИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ...

Для реконструкции центральной части города привлекается не только Государственный внебюджетный жилищный фонд, но и инвесторы. Каким образом? В Программе имеется позиция, рассчитанная на рынок, - принцип градостроительной документации, в которой определены своего рода «правила игры» между инвестором и городом. То есть город определяет требования по архитектуре и строительству, а заказчик, укладываясь в данные рамки, продолжает детальное проектирование.
На сегодняшний день два основных фактора мешают приходу инвесторов: проблемы водопонижения центральной, нижней, части Казани и замены инженерных сетей. Проектированием дренажа по водопонижению занимается Московский институт "Гидрокоммунстрой".
Еще одно обстоятельство может привлечь инвестора: новые правила застройки и землепользования в Казани, которые должны одобрить (или нет) депутаты КСНД на предстоящей сессии. Правила разработаны Агентством международного развития США при участии Главного управления архитектуры и градостроительства:
- ДТК
- Джузеппе
- Мак-Доналдс

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мировой опыт показывает, что из социальноэкономического застоя выводят, как правило, жилищные программы. И если Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани будет успешно реализована, то казанский опыт наверняка станет привлекательным для других городов страны. По крайней мере. многие президенты, губернаторы и мэры уже сегодня не прочь посетить Казань, дабы почерпнутъ для себя много полезного.

Подписан протокол о создании ОАО «Гостиничный комплекс» «Казань», основными учредителями которого стали администрация города, французская фирма «Буиг» совместная татарстано-американская фирма «ТАИФ»
«Буиг» уже неплохо зарекомендовал себя во всем мире: мечеть в Марокко (самая большая в мире), президентский дворец в Туркмении, строящийся футбольный стадион в Париже - вот далеко не полный перечень крупнейших проектов фирмы. По эмоциональному признанию Пьера Буаше, директора по развитию фирмы, он с первого взгляда на гостиницу «Казань» влюбился в идею ее усовершенствования. Гость даже назвал дату открытия гостиничного комплекса - 31 декабря 1999 года, предложив мэру Казани Камилю Исхакову встретить Новый год в новом отеле. Какой же станет «Казань» через два года? Основное здание сохранит свой архитектурно-историчаский облик, изменится только фасад. Появится новое крыло. Площадь комплекса увеличится, в итоге, в два с половиной раза и составит 30 тысяч квадратных метров. Для удобства предпринимателей здесь же развернется бизнес-центр на 300 рабочих мест. А в трех ресторанах удовлетворят желание любого гурмана. Французский банк "Сосьете Женераль" предоставит кредит в 50 миллионов долларов. Возвращать долги придется ОАО «Гостиничный комплекс «Казань» в течение восьми лет.


Программа теплоснабжения г.Казани.
Заказчиком Программы выступило Казанское предприятие тепловых сетей. Программой предложено три альтернативных варианта развития источников тепла и сетей. Выбрать предстоит один из них.
На сегодняшний день основными потребителями тепла в городе являются жилищно-коммунальный сектор и промышленность. Их обеспечивают четыре ТЭЦ, три районных котельных, а также 305 промышленных и отопительных котельных. Анализ дефицита тепла показывает, что сейчас он имеется в Приволжском районе города в зоне охвата ТЭЦ-1. Причем к 2005 году дефицит тепла там будет увеличиваться. В Ново-Савиновском и Авиастроительном районах тепла тоже не хватает. В этой части города его дефицит будет наблюдаться в пойме реки Казанки, где один за другим возводятся дома. Очевидно, что дефицит нужно как-то покрывать.
Каждый из трех предложенных вариантов теплоснабжения Казани делится в свою очередь на два варианта -«а» и «б». В варианте «a» не учтены мероприятия по энергосбережению, в варианте «б» - учтены. Это прежде всего внедрение приборов учета, контроля и регулирования тепла в системах отопления, утепление «хрущевок», модернизация отопительных и промышленных котельных, использование вторичных тепловых энергетических ресурсов и применение современных технологий прокладки труб. Анализ разработчиков программы показывает, что варианты «a» дешевле, но и менее эффективны в энергетическом и экономическом отношениях. Варианты «б» хотя и являются дорогими, очень перспективны для города. Значительные затраты энергосберегающие мероприятия компенсируют тем, что они рассчитаны на получение продолжительного эффекта на фоне роста цен на топливо.
Первый вариант предполагает развитие существующих и строительство новых крупных источников тепла, а также магистральных тепловых сетей. Второй вариант предусматривает реконструкцию нынешних и строительство новых квартальных котельных средней и малой мощности с сохранением сложившейся системы теплоснабжения. В основе третьего лежит концепция развития децентрализованного теплоснабжения города с использованием автономных источников тепла, например крышных котельных.
Институт «Казгражданпроект» рекомендует принять в качестве основного варианта теплоснабжения Казани вариант «3б». По мнению разработчиков Программы и директора Казанского предприятия тепловых сетей Рауфа Кафиотуллина, недостатки двух других вариантов слишком серьезны. Первый требует запаса времени, отчуждения больших дефицитных городских территорий, строительства новых магистральных тепловых сетей и солидных капиталовложений из бюджета. Второй чреват наличием высоких дымовых труб и необходимостью удаления объектов от жилых домов.
Третий же, по словам разработчиков, отвечает сложившейся ситуации, учитывая при этом будущее строительство зданий, и требованиям быстрого наращивания мощностей. Для внедрения ее в жизнь не потребуется строительства новых инженерных сетей: существующих вполне хватит. К тому же на базе варианта была дана экологическая оценка систем теплоснабжения, и проведенные расчеты показали, что существенного загрязнения воздуха не произойдет. Вариант предполагает снижение дотаций из городского бюджета за использование тепловой энергии и сокращение доли госкапвложений в развитие новых источников тепла. Позволяет он привлечь и частные инвестиции: при стоимости проекта в 370 миллионов рублей они составят 52 миллиона.


Реформа жилищно-коммунального хозяйства в городе Казани

Казань - один из четырнадцати городов России, в которых, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации, планируется отработать механизмы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Это, конечно, налагает на нас большую ответственность не только перед горожанами, но и перед всей Россией - ведь от того, как реформа пойдет у нас, зависит ее дальнейшая судьба в других городах и регионах.
Мы начали с того, что подготовили Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, где всесторонне проанализировали существующее в отрасли положение, представили весь комплекс необходимых на перспективу мероприятий и финансово-экономическое обоснование.
В качестве целей реформирования жилищно-коммунального хозяйства Казани мы наметили во-первых, снижение затрат на его содержание и эксплуатацию, во-вторых, постепенный переход к полной оплате населением предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, и в-третьих, обеспечение стандартов качества этих услуг.
Основными же направлениями реформирования были признаны следующие: совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством, совершенствование системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и финансирования жилищно-коммунальной отрасли, демонополизация и развитие конкурентной среды, совершенствование технической политики и ресурсосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве, содействие становлению и развитию товариществ собственников жилья и, наконец, социальная защита населения при проведении реформы.
Однако данный процесс осложняется хроническим недофинансированием. Так, по объектам, принятым от "оборонки", предприятия жилищно-коммунального хозяйства недополучили более ста пятидесяти миллиардов рублей. К тому же финансирование в основном шло в форме проведения взаимозачетов с бюджетом, а также денежными суррогатами - векселями, товарными кредитами.
Не может не тревожить нас ситуация и с жилым фондом ликвидируемых предприятий-банкротов, число которых в Казани устойчиво растет. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" предусмотрена передача жилого фонда и коммунальной инфраструктуры ликвидируемых предприятий на баланс органов местного самоуправления, однако, механизм финансирования отсутствует. А, как правило, жилой фонд и сети этих предприятий запущены, годами не ремонтируются. Расходы на эти цели федеральным бюджетом не предусмотрены. Имущество же этих предприятий, которое могло бы быть частично использовано в качестве компенсации за расходы на приведение в порядок жилищно-коммунальных объектов, полностью делится между кредиторами.
Объемы государственных вложений и других инвестиций в капитальный ремонт и реконструкцию инженерной инфраструктуры с каждым годом падают, что вызывает их нарастающий износ. В настоящее время для обеспечения безаварийной работы необходим ежегодный капитальный ремонт двадцати километров распределительных тепловых сетей и прокладка такой же протяженности новых сетей. Стоимость этих работ в совокупности составляет сорок миллиардов рублей. По магистральным теплопроводам, средний износ которых составляет более пятнадцати процентов, необходима реконструкция сетей суммарной протяженностью тридцать километров на сумму около тридцати пяти миллиардов рублей. По объектам водоснабжения и канализации коммунального предприятия "Водоканал" средний износ сетей составляет тридцать пять процентов. На реконструкцию и расширение указанных объектов необходима колоссальная сумма в один триллион триста двадцать девять миллиардов рублей. По Казанским электрическим сетям средний износ воздушных и кабельных линий, обеспечивающих электроснабжение городского жилищно-коммунального хозяйства, составляет сорок пять процентов.
Огромная работа проводится в городе в соответствии с Программой ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья. В Казани ветхий жилой фонд составляет около шести процентов от общего жилого фонда города.
С учетом принимаемого ведомственного жилого фонда и инженерной инфраструктуры задачи перед эксплуатирующими службами жилищно-коммунального хозяйства города стоят непростые. Необходимо учитывать, что ввод нового жилья требует и соответствующего строительства объектов инженерной инфраструктуры. Сейчас ведется строительство пятой очереди Волжского водозабора, проводятся проектно-изыскательские работы на альтернативном подземном источнике водоснабжения, осуществляется реконструкция и расширение очистных сооружений канализации и строительство новых водоводов, канализационных коллекторов, насосных станций.
Также в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства большое внимание уделяется вопросам развития теплоснабжения города.
Мы решили, что необходима Программа, учитывающая, во-первых, новую градостроительную ситуацию и рост потребности в тепле жилищно-коммунального сектора, во-вторых, обеспечение надежности теплоснабжения, комфортности потребителей и улучшение экологической обстановки, в-третьих, применение энергосберегающих технологий и, в-четвертых, использование индивидуальных систем отопления.
Для этого были исследованы все источники теплоснабжения, собраны данные по имеющимся нагрузкам и перспективному их развитию, получена экологическая карта загрязнения воздушного бассейна города, исследованы и рассчитаны пути экономии производимых мощностей и учтены пути потерь в сетях, жилых домах и источниках теплоснабжения.
Следует отметить, что основными источниками теплоснабжения города являются три ТЭЦ, три районные котельные и триста пять промышленных и отопительных котельных суммарной мощностью 7605,4 гигакаллорий в час. Несмотря на такие значительные цифры, сегодня дефицит тепла по городу составляет около двухсот гигакаллорий в час. Анализ роста тепловых нагрузок показывает, что к 2005 году в жилищно-коммунальном секторе и промышленности дефицит тепла составит уже около семисот гигакаллорий в час.
В целом мы планируем, что к 2005 году внедрение вышеперечисленных мероприятий по энергосбережению даст снижение тепловых нагрузок на двести двадцать гигакаллорий в час.
Экологическая оценка Программы теплоснабжения г. Казани показала, что строительство новых котельных, расширение и реконструкция старых на загрязнение атмосферного воздуха существенного влияния в целом не оказывают. Содержание диоксида азота в атмосфере нашего города последние годы остается на существующем уровне, а по сернистому ангидриду и пятиокиси ванадия наблюдается снижение, то есть оздоровление воздушного бассейна.
Программа теплоснабжения г. Казани является одной из составляющих частей реформирования жилищно-коммунального хозяйства: за счет применения новых технологий, материалов, приборов учета, развития автономных и альтернативных источников теплоснабжения, ресурсосбережения достигается снижение себестоимости и повышение качества теплоснабжения.
Продолжается работа по демонополизации содержания и ремонта жилого фонда. Нами были разработаны необходимые нормативно-правовые документы для проведения конкурсов в жилищно-коммунальной отрасли. В одном из районов города девятнадцать жилых домов, принятых от ведомства, переданы на альтернативной основе на обслуживание строительной фирме. Аналогично более десятка домов в микрорайонах "Азино-1" и "Азино-2" передаются на обслуживание Специализированному ремонтно-строительному управлению.
По вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства администрация города работает в тесном контакте с Фондом "Институт экономики города", получая необходимые методические рекомендации.
Для установки приборов учета и регулирования в существующем жилом фонде необходимо ежегодно выделение средств в размере более ста миллиардов рублей, а для утепления - сто тридцать миллиардов. Городскими службами внедряются передовые технологии, направленные на экономию энергоресурсов. Например, налажено производство отопительных котлов с коэффициентом полезного действия до девяносто двух процентов. При этом затраты на установку данных котлов окупаются за два отопительных сезона. Также применяется бесканальный метод прокладки теплотрасс с пенополиуретановой изоляцией и эмалирование труб горячего водоснабжения.
Однако, выполнение мероприятий по ресурсосбережению требует первоначального капиталовложения. Изыскать необходимые средства в городском бюджете крайне проблематично.
В Казани доля жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемая населением, проживающим в муниципальном жилом фонде, составляет около сорока процентов от себестоимости.
Нормативно-методическую базу и предложения по тарифам на электрическую и тепловую энергию, услуги по распределению природного и сжиженного газа, водоснабжение и канализацию готовит республиканская энергетическая комиссия, возглавляемая Первым заместителем Премьер-министра Республики Татарстан. Все тарифы на предоставляемые населению жилищно-коммунальные услуги утверждены соответствующими постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.
В настоящее время в Республике Татарстан и в г. Казани действует конкретная схема социальной защиты населения, учитывающей и коммунальные платежи. Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан с мая 1997 года введены в обращение расчетные жетоны для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Доплата чеками адресной защиты населения для приобретения продовольствия и коммунальными жетонами производится до социального норматива следующим категориям населения: пенсионерам, инвалидам первой группы, детям до полутора лет, детям от полутора до шестнадцати лет, онкологически больным детям и «чернообыльцам».
Компенсационные выплаты выдаются в виде продовольственных чеков.
Продовольственные чеки и коммунальные жетоны выдаются населению по месту жительства: в органах социальной защиты и социального обеспечения населения, в отделениях Сбербанка, в почтовых отделениях. Причем, прием жетонов от населения осуществляется в том же порядке, что и внесение квартплаты. Далее, полученные в качестве квартплаты жетоны инкассируются в уполномоченный государством Ак-Барс банк для аккумулирования на специальных счетах-депо предприятий-поставщиков коммунальных услуг. Уполномоченный банк направляет справки-расчеты по полученным жетонам в Республиканский фонд адресной социальной защиты населения и предприятиям-поставщикам. Затем, система расчетов с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг осуществляется Министерством финансов Республики Татарстан и его предприятием "Недоимка". Государственная налоговая инспекция при этом производит отметку об уплате налоговых платежей предприятими-поставщиками.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно констатировать, что на сегодняшний день, у нашего города есть все необходимое и достаточное, чтобы реформа успешно продолжалась и привела нас к желаемому результату.