Программа оздоровления окружающей среды г.Казани на   1998-2002 гг.
г.Казань, 1998г. 
 
I. Анализ состояния окружающей среды г.Казани   
II. Цели и основные задачи комплексной программы   
III. Ресурсное обеспечение комплексной программы   
IV. Мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов по г.Казани на   1998-2002  гг.   
IV.1. Охрана и рациональное использованиеводных ресурсов   
IV.2. Охрана атмосферного воздуха   
IV.3. Охрана земельных ресурсов, животного и   растительного мира   
IV.4. Мониторинг окружающей среды   
IV.5. Экологическое воспитание и образование   
V. Заключение

I. Анализ состояния окружающей cреды в г.Казани

В связи с концентрацией на малой территории большого антропогенного воздействия, в проблемах безопасности крупных городов особое место занимает экологическая безопасность. Характерно это и для столицы Республики Татарстан - Казани.
Большая насыщенность предприятиями химической, нефтехимической, машиностроительной отраслей, военно-промышленного комплекса, географическое расположение значительной части селитебной территории в зоне подтопления Куйбышевского водохранилища определяют свои, характерные для г. Казани экологические проблемы.
Город, расположенный на берегу р.Волги, на сегодня не имеет достаточно надежного источника питьевого водоснабжения. Ряд крупных аварий, произошедших в 1996 году (Ульяновск, Башкирия), наличие потенциально опасных объектов на территории республики и соседних областей, расположенных выше по течению р. Волги, создают в городе  напряжение в обеспечении  экологически чистой водой. Для решения этой проблемы с 1988 года ведутся работы по разведке запасов воды для подземных водозаборов г.Казани. По предварительным данным, в город можно подать не менее 300 тыс. м3 в сутки чистых подземных вод.
 Однако это не исключает решение вопросов дальнейшей эксплуатации Волжских водозаборов, подготовки их для получения питьевой воды, соответствующей по качеству новым санитарным правилам.
Долгое время не обращалось внимание на экологическое состояние своих внутренних водоемов, которые загрязнялись и мелели. Лишь в последние годы начата реализация программы их возрождения. В 1995-1996 годах в оз.Лебяжье было подано 2.5 млн. м3 чистой воды, сооружена система подпитки этого водоема. С 1982 года ведутся работы по очистке дна самого большого в городе озера Кабан. Для любительского лова проводятся мероприятия по зарыблению озер. Большое Голубое озеро с прилегающей территорией объявлено памятником природы, ведутся работы по его благоустройству и защите берегов от эрозии.
Несмотря на тяжелое экономическое положение, администрация и промышленные предприятия города принимают меры по сокращению сброса загрязняющих веществ в водоемы, за последние 3 года он снизился на 20%.
В тоже время требует особого внимания решение проблем эксплуатации и реконструкции объектов и сетей инженерной защиты г.Казани от подтопления города водами Куйбышевского водохранилища, а также очистки дренажных, ливневых и талых вод, отводимых через ливневую канализацию в водоемы города.
Состояние атмосферного воздуха г.Казани относительно благополучное. Ряд природоохранных мероприятий, проведенных в последние годы на промышленных предприятиях города, общий спад производства, позволили в 1.7 раза сократить выброс вредных веществ в атмосферу от стационарных источников (по сравнению с 1991 годом). Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) по г.Казани в сравнении с 1991 годом снизился с 6.01 до 3.5.
 Вместе с тем актуальна проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, доля которых в общей массе достигла 70 %. Ежегодно в городе численность частного автотранспорта растет на 18-20 % и составляет 70 % всего автопарка города, в тоже время контроль за его экологическим и техническим состоянием остается пока на низком уровне. С 1996 года при отделе государственной автоинспекции управления внутренних дел  г. Казани создан межрайонный отдел по борьбе с экологическими правонарушениями.
Проводимая в городе целенаправленная работа по очистке территории от многочисленных свалок бытовых, промышленных и строительных отходов приносит положительные результаты. Город становится чище. Однако проблема захоронения твердых бытовых и промышленных отходов не решена. На единственной в городе Самосыровской свалке, весьма ограниченной по площади (21 га вместо 180 га), ежегодно складируется от 1.5 до 2 млн. куб. м отходов. Данная проблема обостряется с каждым годом в связи с перегрузкой и уменьшением рабочей площади свалки. В районе свалки необходимо организовать наблюдение за изменением гидрохимического режима грунтовых и подземных вод.
Казань в течении 20 лет не может решить вопрос выделения нового земельного участка под строительство полигона отходов в пригородных районах из-за отказа местных органов самоуправления.
В настоящее время ведутся работы  по внедрению комплекса оборудования по брикетированию твердых бытовых отходов по технологии испанской фирмы "Imabe Iberica".
Для сбора и утилизации высокотоксичных отходов совместно с НПО "Технолог" (г.Стерлитамак) создана передвижная универсальная установка плазмо-химического сжигания высокотоксичных отходов. Сегодня ведутся работы по ее испытанию.
В  1996 году АО "ЭКОС" введена в эксплуатацию демеркуризационная установка шведской фирмы "MRT-SYSTEM" по переработке люминесцентных ламп и приборов ртутного заполнения.
С 1992 года большим творческим коллективом ученых г.Казани (52 НИИ и ВУЗов) ведутся работы по разработке Территориальной Комплексной Схемы Охраны Природы г.Казани и Приказанского региона (ТерКСОП). Эта работа будет экологической основой нового генерального плана г. Казани.
Из водных объектов в черте г. Казани ежегодно забирается до 300 млн м3 свежей воды и возвращается более 270 млн м3 загрязненных сточных вод, в составе которых в водные объекты отводится более 200 тыс. т различных загрязняющих веществ. На иловых полях при биологических очистных сооружениях (Казанского предприятия "Водоканал", Казанского оптико-механического завода, завода синтетического каучука им. Кирова, акционерного общества "Казаньоргсинтез") ежегодно депонируется более 30 млн. тонн осадков, содержащих значительное количество тяжелых металлов, нефтепродуктов и др. Не достроены объекты биологических очистных сооружений по обезвоживанию, обеззараживанию, складированию и захоронению осадка.

II. Цели и основные задачи программы.

Целью настоящей программы является формирование единой государственной политики в области охраны и рационального использования природных ресурсов, а также реализация конкретных мероприятий, направленных на восстановление, охрану и улучшение природной среды в г.Казани
Достижение поставленных целей может быть обеспечено посредством решения следующих задач:
- создания системы правовой и нормативно-методической базы для охраны и рационального использования природных ресурсов в г.Казани;
- разработки долгосрочной территориальной комплексной схемы охраны природы г.Казани и Приказанского региона;
- создание мониторинга окружающей cреды и системы организационно-оперативного управления;
- поэтапной реализации мероприятий, включенных в данную программу;
- проведения всеобщего экологического образования всех слоев населения.
Поставленные задачи могут быть обеспечены путем реализации следующих мероприятий:

- в области охраны водных ресурсов:

· увеличения мощности Волжских водозаборов;
· создания подземных водозаборов на территории Лаишевского района и Зеленодольского районов;
· усиления контроля за качеством поверхностных вод г.Казани;
· строительства завода по разливу экологически чистой питьевой воды;
· организации зон санитарной охраны водозаборов;
· организации предприятия по производству высокоэффективных коагулянтов для очистки питьевых и сточных вод;
· реконструкции и расширения очистных сооружений канализации;
· разработки генеральной схемы ливневой канализации с очистными сооружениями;
· внедрения на промышленных предприятиях систем оборотного водоснабжения;
· строительства автомоек с очистными сооружениями;
· строительства полигона по захоронению осадка очистных сооружений канализации;
· выполнения мероприятий по очистке, оздоровлению и благоустройству водоемов;
·  восстановления городских природных ландшафтов.

- в области охраны атмосферного воздуха:

· обеспечения качества атмосферного воздуха, соответствующего санитарным нормам, путем:
· сокращения выбросов загрязняющих веществ  от теплоэнергетического комплекса;
· строительства новых газоочистных сооружений;
· изменения технологии производств, позволяющего  снизить выбросы вредных веществ в атмосферу;
· совершенствования, реконструкции систем очистки, улавливания, утилизации отходящих газов;
· ликвидации и выноса за черту города устаревших технологических производств  с целью оздоровления атмосферы города;
· усиления контроля за техническим состоянием транспортных средств, снижения их воздействия на окружающую среду;
· технического совершенствования автомобилей, улучшения организации дорожного движения;
· перевода автотранспортных средств на малотоксичные виды топлив (неэтилированный бензин, сжатый природный газ);
· разработки сводного тома «Охрана атмосферы и нормативы предельно допустимых и временно согласованных выбросов г.Казани» для расчета фоновых концентраций и директивного нормирования;
· создания сети автоматизированных средств наблюдения и контроля.

- в области охраны земельных ресурсов, животного и растительного мира:

· решения вопроса по отводу земельного участка и строительству полигона для складирования (захоронения) отходов производства и потребления г.Казани.
· определения места строительства и разработка проектно-сметной документации мусороперегрузочной станции с установкой оборудования фирмы «Имабе Иберика» (Испания).
· долевого участия (финансы, строительные материалы, субподрядные работы) в строительстве комплекса по утилизации и переработке отходов в г.Зеленодольске для складирования твердых бытовых отходов районов Заречья.
· утилизации высокотоксичных промышленных отходов: в т.ч. ртутьсодержащих. Разработка технологий по утилизации отходов нефтепродуктов.
· внедрения системы сбора и вывоза твердых бытовых отходов индивидуального жилого сектора и коллективных садов, упорядочение системы сбора и переработки пищевых отходов.
· решения вопроса об отводе земельных участков и строительство типовых полигонов для складирования снега для каждого района г.Казани с локальными очистными сооружениями.
· разработки нормативно-правового механизма, направленного на сохранение зеленых насаждений Казанской урбоэкосистемы (Закон о зеленом фонде поселений).
· сохранения и расширение зеленой зоны города, проведение инвентаризации зеленых насаждений, благоустройство особо охраняемых природных территорий.
· мониторинга окружающей среды территории казанской урбоэкосистемы на базе уже существующих государственных систем наблюдения и контроля окружающей среды, в т.ч.:
     -Центральной специализированной системы аналитического контроляМинприроды РТ;
     -Татарского Центра по гидрометеорологии и мориторингу окружающей среды;
     - Министерства лесного хозяйств Республики Татарстан - (Пригородный лесхоз);
      - Городского комитета по земельным ресурсам и земельной реформе;
      - Государственного комитета РТ по геологии и охране недр;
      - Центра государственного санитарно-эпидимиологического надзора;
      - Производственного ремонтно-строительного объединения по благоус-тройству и озеленению г.Казани;
других систем наблюдения и контроля, создаваемых ведомствами и предприятиями.

- в области экологического воспитания и образования:

· внедрения в учебные программы всех уровней комплексного плана обучения в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
· введения курса «Экология» в учебные планы школ города
· создания Казанского центра экологического образования и воспитания
· развития подготовки кадров преподавателей по научным специальностям в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды
· создания системы послевузовской переподготовки  кадров специалистов народного хозяйства в области экологии
· организации межотраслевого института повышения квалификации кадров в области экологии
· проведения конференций, семинаров, конкурсов в области экологии, рационального природопользования, и охраны окружающей среды
· широкого освещения в местной и республиканской печати проблем экологии в городе, а также путях и способах их решения в целях улучшения санитарно-экологического благополучия горожан.

III. Ресурсное обеспечение программы.

В проекте программы предусмотрены следующие источники финансирования: республиканский бюджет, бюджет города Казани, районные бюджеты, Экологический фонд РТ, средства предприятий и организаций, другие источники.
Учитывая, сложившуюся в г.Казани экономическую ситуацию, необходимо предусмотреть  периодическую индексацию средств, выделяемых на выполнение мероприятий комплексной программы.
Объемы капитальных вложений на строительство природоохранных объектов и другие расходы, связанные с выполнением мероприятий по оздоровлению окружающей среды г.Казани, предусмотренные за счет средств бюджета г.Казани и других источников финансирования ежегодно подлежат уточнению при их принятии  на соответствующий год.
В целом для реализации программы на 1998-2002 годы необходимо финансирование в объеме 1456409 тыс. рублей.(согласно таблицы №1)

 Таблица №1

Общая сумма финансирования по  годам распределяется  следующим образом: (тыс. руб.)
Источники финансирования  Всего  %  1998  1999 2000   2001  2002
Республиканский бюджет    44648  3.07  4782  12422  11835 7200   8409
Бюджет города Казани  169080  11.61  21095  28930  37010 42085   39960
Экологический фонд РТ  140228  9.63  29214  33612  33948  23002  20452
Средства предприятий и организаций 150903 10.36 23997 35840 33537 33387  24142
Другие источникив т.ч.: 951550 65.34 218395 217785 207380 160835 147155
Районные бюджеты 730 0.05   -  165 165 190 210
Фонд воспроизводства запасов минеральных ресурсов 3300 0.23 -  750 850 1100  600
Земельный  фонд 1500 0.10 300 300   300 300 300
МФ "Вода Евразии" 7390 0.51 3500  3890 - - -
Бюджет РФ  9870 0.68 - 2800 2800 2270 2000
Фонд Сороса 100 0.01  5 10 15 25 45
Внебюджетный жилищный фонд Республики Татарстан (ВЖФ) 928660 63.76  214590 209870 203250 156950 144000
Итого: 1456409 100 297483 328589  323710 266509 240118
V. Заключение

    Разработка Программы оздоровления окружающей среды г. Казани на 1998-2002 гг. является необходимым условием продолжения экономических реформ.
    Реализация запланированных мероприятий позволит стабилизировать и начать поэтапное сокращение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ на территории города: решить первоочередные (неотложные) задачи по преодолению кризисной ситуации в социально-экономической сфере и создании базы для экологизации промышленных производств. В частности снизить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух на 20-25%, сократить поступление в открытые водоемы вредных веществ на 15-20%, подойти к решению проблемы надежного обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, упорядочить утилизацию и захоронение отходов производства и потребления, повысить экологическую грамотность населения, создать эффективную систему мониторинга окружающей среды.
    Работа по оздоровлению экологической ситуации в городе не ограничивается рамками только настоящей программы. Одновременно с намеченными действиями администраций города и его районов предполагается развивать принципы комплексного подхода в решении проблем рационального природопользования на предприятиях города, а также в развитии социальной инфраструктуры города в соответствии с нормами природопользования и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
    Переход к модели устойчивого развития г. Казани, обеспечивающей сочетание социально-экономических и экологических приоритетов, может быть осуществлен только поэтапно:
    - на первом этапе - с 1998 по 2002 год - следует решить первоочередные (неотложные) задачи, связанные, в основном, в преодолении нынешней кризисной ситуации в социально-экономической сфере и создании базы для экологизации производства;
    - на втором этапе - с 2002 по 2016 год - возможна реализация ряда элементов устойчивого развития в рамках экологизации прогресса социально-экономического развития города, что позволит осуществить выход на нормативный уровень состояния окружающей среды;
    - на третьем этапе - 2017-й - середина XXI века - должна решаться проблема гармонизации развития общества в соответствии с мероприятиями на двух предыдущих этапах, то есть реализовываться идея динамично-сбалансированного развития триады: экономики, природы и общества.
    Данная концепция определяет программу первоочередных мероприятий по оздоровлению окружающей среды г. Казани на 1998-2002 годы, как 1 этап решения этой проблемы. Программа формировалась с учетом экологической обстановки в городе Казани по наиболее приоритетным направлениям.