Искусства и ремесла

Рустем ШАМСУТОВ Символ веры мусульман

 

Древнее и современное народное творчество казанских татар достойны удивления. До нашего времени дошли изумительные создания старинных булгарских мастеров – дивные образцы украшений, чеканки, работы по меди, бронзе, серебру и золоту. В своем стремлении к совершенству старые мастера старались превзойти самих себя, чтобы иметь право с гордостью написать на своих изделиях слова, подобные тем, что написаны на одном из древнебулгарских замков 12 века: "Работа Абу Бекра сына Ахмеда. Постоянная слава и мирный успех, и счастье все обнимающее, и величие, и благосостояние владельцу его. В летоисчислении 541 г.(1146)". В Казани продолжались и развивались эти великие традиции. Одним из наиболее известных каллиграфов своего времени был М.А.Махмудов, который по протекции Н.И.Лобочевского был освобожден от крепостной зависимости и преподавал восточные языки и каллиграфию на восточном факультете Казанского университета. Великолепное искусство каллиграфии процветало и совершенствовалось не только в списках Священного Корана, но и в "шамаилах" и "лаухе" - настенных панно с изречениями из Священной Книги, которые выполнялись и золото тканной вязью по бархату, и цветной инкрустацией, и поразительной по цвету и изысканности художественной вышивкой. Шамаил в переводе с арабского языка означает "оберег", в персидском языке это слово получило значение "портрет, изображение". Фон татарских  шамаилей часто представлял собой не только изображения общемусульманских святынь, но и картины сельских мечетей, деревенских пейзажей, древних архитектурных памятников Булгара и Казани.  На шамаиле,  висящем на стене мечети Марджани , наряду с кораническим изречением начертана и татарская народная мудрость.
Тонкий вкус народа, его мастерство и художественное чутье замечательно проявились и в искусствах художественной вышивки, золотого шитья, узорного ткачества; в чеканке и керамике, в народном костюме, в ювелирном искусстве и в немалой мере в издавна присущем народу искусстве кожаной аппликации, славящемся и сейчас по всему миру. Упоминание о булгарских сапогах встречаются в источниках 16-18 веков, и Карамзин в своей "Истории государства Российского" приводит такой летописный рассказ: " Владимир, желая завладеть Камскою Болгарией, отправился на судах вниз по Волге. Великий князь победил Болгаров, но мудрый Добрыня, по известию  Летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: "они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников". Узорные сапожки – "ичиги" – входили в костюм казанских татарок, но в древности их носили и мужчины из феодальной знати. Материалом для них служили цветной сафьян и юфть, уже в древности известные настолько, что в Центральной Азии хорошо выделанную кожу до сих пор называют "булгари". Мануфактурное производство ичигов и другой кожаной обуви, а также золотошвейное вышивание женских калфаков, мужских тюбетеек и каляпушей было налажено уже в середине 19 века, а в конце19 века в этом промысле было занято уже около 12000 татарских мастериц. Их изделия не раз получали золотые медали в Чикаго, Париже, Копенгагене и расходились не только в городах России и Центральной Азии, но и в Западной Европе.
Художественное своеобразие и традиционная замысловатость народного творчества ярко проявляется и в татарском деревянном зодчестве, уходящем корнями в самую глубокую древность. Старинные образцы деревянной резьбы в виде солнечных "сияний" и геометрических знаков, стилизованных изображений птиц с распростертыми крыльями и народных мифологических и космологических символов можно и сейчас видеть на старых домах и воротах, в наличниках деревянных домов Новотатарской Слободы. Но древняя притягательность традиционного домостроительного искусства жива и сейчас. В декоративном оформлении новых татарских деревянных домов на окраинах Казани – та же игра воображения, те же мотивы, что производили такое же сильное впечатление на завоевателей, ученых и путешественников. Не зря А.Курбский и в далекой Литве вспоминал, что казанские татарские дома "зело прекрасны и воистину удивления достойны". А замечательный историк Казани М.Худяков, в своих "Очерках по истории Казанского Ханства" в 20-х годах нашего века писал: "Что касается деревянного зодчества, то национальные черты его претерпели мало изменений в течение последних веков, и вплоть до настоящего времени  мы можем в татарской архитектуре уловить черты национального творчества. Современное зодчество казанских татар является вполне самобытным и оригинальным… Цвет – основная стихия татарского искусства, и в этом применении декоративной раскраски сильнее всего сказывается родство татар с Востоком, создавшим величайшее торжество декоративной раскраски в изразцовом и мозаичном убранстве знаменитых самаркандских и других восточных мечетей… Основная гамма цветов проста и несложна; она почти всегда одинакова: это – зеленый, голубой, белый и желтый цвета. Иных цветов, в том числе и красного, казанские татары не любят и применяют их крайне редко…  На раскраску ворот обращают особенное внимание. Каждая половина ворот украшается посередине  огромной розеткой, по углам каждой створки ворот находятся отрезки таких же розеток, фон ворот получает окраску такого же цвета – зеленую, желтую или голубую, а по краям остается кайма, которая вместе с розетками получает окраску белого цвета. Нигде различие в декоративном убранстве между русскими и татарами не проявляется так резко, как в окраске ворот, которые у русских украшаются деревянной резьбой без всякой раскраски".  В стремлении к казенной унификации городских домов предержащие власти пытались погасить и эту феерию красок. В царском законодательстве, запрещающем  "пестрить дома краскою", дозволялось "красить дома нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-желтым, светло-серым, бледно-розовым, сибиркою, но с большой примесью  белой краски, и желто-серым". Несмотря на все препоны, казанские татары сумели сохранить и пронести сквозь века и поколения художественные идеалы собственного традиционного зодчества, и татарские дома продолжали удивлять современников дивной и радостной радугой красок.

(Отрывок  из книги Р.Бухараева «Казань:зачарованнная столица», 1995)  
 

Татарский молитвенный коврик - намазлык.

Рубеж XIX-XX вв.

Намазлык - молитвенный коврик, на котором человек, преклонив колени, совершал намаз(мусульманская обязательная молитва). Традиционная форма декора намазлыка определялась его утилитарным назначением(свободное от вышивки поле в центре, симметричный декор по бокам и богатый декоративный акцент по переднему краю, куда прежде всего падал взгляд молившегося). Царство цветов, среди которых стоял человек, символизировало тот мир красоты и гармонии, в котором пребывала душа в час молитвы. Для татарской народной вышивки характерно изумительное многоцветье - в данном случае ткани зеленого цвета. Впечатление цветового богатства усиливалось за счет своеобразной ассиметрии: нитями разных цветов вышивались разные половинки одного листа, разные побеги на одной ветке. Тамбурным швом(цепочка тончайших петель) выкладывались контуры и заполнялась ткань внутри узоров.