Рустем ШАМСУТОВ
Символ веры мусульман


Казань - центр формирования профессионального искусства шамаилей.
На рубеже XIX-XX веков Казань становится одним из основных центров формирования в Среднем Поволжье татарской буржуазной нации, общенациональной татарской культуры и высокого искусства, способствовавших возникновению прессы, театра, расцвету литературного творчества и книжно-издательского дела. Этот период совпал с процессом религиозного реформаторства, охватившего и страны Арабского Востока. Реформация, у истоков которой стоял выдающийся ученый-богослов Ш. Марджани, придала исламу новую силу и гибкость, открыла, по сути, неограниченные возможности новых истолкований Корана, что послужило стимулом развития духовной литературы. Кроме того, Казань являлась генератором идей джадидизма. К этому времени относится и бурное развитие искусства татарских шамаилей.
Шамаиль - станковое по форме панно интерьерного назначения, получил развитие именно на рубеже XIX- XX веков. Шамаили имели в основном религиозное содержание и были выполнены либо на стекле масляными красками и подсвечены фольгой, либо на бумаге - печатным или ручным способами. В основе шамаилей лежала "сакральная иконография" в виде каллиграфических надписей.
Подобная техника живописи на стекле получила распространение во всех уголках огромного исламского мира, однако сам термин "шамаиль" встречается лишь в Иране. Этот термин, имеющий иранское происхождение, мог проникнуть на территорию Среднего Поволжья еще в середине VIII века вместе с болгарами, привнесшими в культуру казанских татар аланский (иранский) компонент. Примечательно, что в различных районах на территории современного Татарстана, в отличие от городского населения Казани, этот вид искусства называли и по-другому: бети, йорт догасы, аят, ляуха, накыш. Вероятнее всего, определили широкое распространение этого термина в городской среде казанских татар торговые и культурные связи, существовавшие с древних времен между берегами Волги и Аму-Дарьи, и ведущая роль Казани как крупного торгового центра на востоке Европейской России, в Поволжье и Приуралье. В переводе с персидского языка "шамайел" означает "портрет", "икона". Персидские шамайелы, изображая канонический портрет имама Али, действительно напоминали икону. Искусство татарского шамаиля, взяв в основу арабскую графику, противопоставило изображению живых существ в иконе знаковый язык мусульманских символов, и это приближает его к подобным видам каллиграфического искусства, широко распространенным на территории Арабского Востока и Турции. Идею о проникновении этого вида мусульманского искусства из Турции в 70-х годах XIX столетия на территорию Среднего Поволжья одним из первых высказал известный исследователь культурного наследия татарского народа Н.И. Воробьев: "Шамаили, по словам татар, появились из Турции. В 70-х годах 19-го столетия было громадное увлечение ими в городах, откуда они проникли и в деревню".
Подлинный расцвет искусства шамаилей, выполненных на профессиональном уровне, мог появиться лишь в условиях городской культуры, имевшей развитые формы ремесленного производства, позволяющие создавать массовую продукцию. Искусство шамаилей, выполненных литографским способом, было тесно связано с развитием татарского книгопечатания. Первая типография в Казани, получившая название Азиатской, была создана в 1800 году. По существу это была частная татарская типография, которая занималась печатанием книг по заказам издателей. В 1829 году Азиатская типография влилась в состав университетской. К середине XIX века она стала одной из самых крупных типографий в России. На рубеже XIX-XX веков университетская типография занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей. Выполняя важную роль в пропаганде идей ислама, татарские печатные шамаили пользовались огромной популярностью среди мусульман Поволжья, Приуралья и Западной Сибири. Как писал Н.Ф. Катанов, "в виду того, что душеспасительные таблицы в изобилии покупаются мусульманами (татарами, мещеряками, тептярями, башкирами, сартами и киргизами), их в Казани издают от 10.000 до 48.000 шт. каждый раз". Тем самым искусство печатных шамаилей, оставаясь по содержанию иллюстрацией духовной литературы, по своему значению, объему информации и распространению вплотную приблизилось к тому влиянию, которое оказывала периодическая печать. В татарском обществе начала XX века печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии ислама, в их текстах причудливо переплелись языческие верования тюркских народов, влияния культур Древнего Ирана, Арабского Востока и Османской империи, христианские мотивы. Включая в себя сведения религиозно-философского, нравственного, исторического, литературно-мифологического характера, печатные шамаили охватывали все стороны жизни верующего человека. Это требовало от художника не только профессионального исполнения и виртуозного владения арабской каллиграфией, но и всестороннего образования в области религии, литературы, философии, истории.
Немаловажная роль в становлении и развитии профессиональной школы каллиграфии и искусства печатных шамаилей принадлежит Казанскому университету. Открытый при университете отдел востоковедения, принесший ему мировую известность, оказал значительное влияние на формирование и изучение искусства арабской каллиграфии и шамаилей. Значительный вклад в развитие востоковедения и ориентоло-гии внесли такие выдающиеся ученые того времени, как Х.Д. Френ - основоположник научной арабистики в России, знаменитые ориентологи И.Н. Бе-резин и А. К. Казем-Бек, учителя-просветители Хальфины. Многое сделал для изучения содержания татарских печатных шамаилей известный востоковед-тюрколог Н.Ф. Катанов. В 1843 году в университете был введен курс арабской каллиграфии, преподавать которую был приглашен известный татарский каллиграф М.Г. Махмудов, освобожденный от крепостной зависимости по протекции Н.И. Лобачевского.
Интересно высказывание выдающегося финского этнографа и языковеда М.А. Кастрена,- свидетельствующее о международном признании Казанского университета того времени как центра изучения и развития восточной литературы и языков, тесно связанных с искусством восточной каллиграфии и татарских шамаилей:
"Если я могу сказать дельное слово о Казани, то разве только о ее университете. Между университетами всего мира едва ли хотя один, где бы с таким усердием занимались восточную литературою, как в Казанском. ...Казанский университет считает в числе своих ориенталистов людей, пользующихся европейской известностью, и я совершенно уверен, что со временем здесь будут разрешены важные вопросы относительно Востока...".
Деятельность университета, способствовавшая общему подъему арабистики, востоковедения и тюркологии до общеевропейского уровня, не могла -не оказать определяющего влияния на формирование в Казани целой плеяды выдающихся каллиграфов, таких, как Госман Салиев, Мотахир Яхья, Му-раддым ибн Ибрагим, Ходжа Саитов, братья Ахметовы, чьи работы получили всеобщее признание и являются сегодня гордостью музейных коллекций Казани. В городских условиях производство шамаилей становится делом профессиональных каллиграфов, объединенных в специальные цеха: "Создался особый цех специалистов рисовальщиков шамаилей, а кроме того издательство бр. Каримовых в Казани выпустило громадную партию шамаилей на бумаге, которая широко распространилась и за пределы поселения татар", - отмечал тот же Н.И. Воробьев. Одновременно с формированием профессионального искусства шамаилей в городе продолжали сохраняться фольклорные традиции на селе. В целом становление искусства шамаилей на рубеже веков можно охарактеризовать как переходное от народной традиционной культуры к профессиональной, центром которой была Казань.
После октябрьской революции 1917 года многие образцы шамаилей, олицетворяющие собой религиозный символ ислама, безвозвратно погибают. Искусство шамаилей постепенно выхолащивается и забывается. И тем более феноменальным кажется на этом фоне творчество Баки Урманче, создававшего в это время подлинные шедевры каллиграфии и шамаилей.
В советский период Казань продолжает оставаться главным центром по изучению и сохранению этого вида национального искусства. Средоточием уникальных коллекции шамаилей являются фонды Государственного объединенного музея Татарстана, Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского университета, Музея изобразительных искусств, а также собрание рукописей из фондов Академии наук Татарстана. Изучали это уникальное проявление мусульманского искусства известные ученые советского периода Н.И. Воробьев, П.П. Дульский и Ф.Х. Валеев. В 1980-90-е годы новый подъем в изучении шамаилей намечается в работах Д.К. Валеевой, Р.Г. Ша-геевой и Р.А. Абзалиной.
Сегодня, на рубеже XXI столетия, Казань вновь является центром духовного пробуждения татарского народа, возрождения и переосмысления традиционных форм национального декоративно-прикладного искусства, освоения новых, а точнее, забытых канонов монументального зодчества, новаторских поисков в области живописи.

Шапсугов Рустем Ильшатович -
младший научный сотрудник отдела искусствоведения Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан.

Hosted by uCoz