Рустем ШАМСУТОВ
Символ веры мусульман
Казань - центр формирования
профессионального искусства шамаилей.
На рубеже XIX-XX веков Казань становится одним из основных центров формирования
в Среднем Поволжье татарской буржуазной нации, общенациональной татарской культуры
и высокого искусства, способствовавших возникновению прессы, театра, расцвету
литературного творчества и книжно-издательского дела. Этот период совпал с процессом
религиозного реформаторства, охватившего и страны Арабского Востока. Реформация,
у истоков которой стоял выдающийся ученый-богослов Ш. Марджани, придала исламу
новую силу и гибкость, открыла, по сути, неограниченные возможности новых истолкований
Корана, что послужило стимулом развития духовной литературы. Кроме того, Казань
являлась генератором идей джадидизма. К этому времени относится и бурное развитие
искусства татарских шамаилей.
Шамаиль - станковое по форме панно интерьерного назначения, получил развитие
именно на рубеже XIX- XX веков. Шамаили имели в основном религиозное содержание
и были выполнены либо на стекле масляными красками и подсвечены фольгой, либо
на бумаге - печатным или ручным способами. В основе шамаилей лежала "сакральная
иконография" в виде каллиграфических надписей.
Подобная техника живописи на стекле получила распространение во всех уголках
огромного исламского мира, однако сам термин "шамаиль" встречается
лишь в Иране. Этот термин, имеющий иранское происхождение, мог проникнуть на
территорию Среднего Поволжья еще в середине VIII века вместе с болгарами, привнесшими
в культуру казанских татар аланский (иранский) компонент. Примечательно, что
в различных районах на территории современного Татарстана, в отличие от городского
населения Казани, этот вид искусства называли и по-другому: бети, йорт догасы,
аят, ляуха, накыш. Вероятнее всего, определили широкое распространение этого
термина в городской среде казанских татар торговые и культурные связи, существовавшие
с древних времен между берегами Волги и Аму-Дарьи, и ведущая роль Казани как
крупного торгового центра на востоке Европейской России, в Поволжье и Приуралье.
В переводе
с персидского языка "шамайел" означает "портрет", "икона".
Персидские шамайелы, изображая канонический портрет имама Али, действительно
напоминали икону. Искусство татарского шамаиля, взяв в основу арабскую графику,
противопоставило изображению живых существ в иконе знаковый язык мусульманских
символов, и это приближает его к подобным видам каллиграфического искусства,
широко распространенным на территории Арабского Востока и Турции. Идею о проникновении
этого вида мусульманского искусства из Турции в 70-х годах XIX столетия на территорию
Среднего Поволжья одним из первых высказал известный исследователь культурного
наследия татарского народа Н.И. Воробьев: "Шамаили, по словам татар, появились
из Турции. В 70-х годах 19-го столетия было громадное увлечение ими в городах,
откуда они проникли и в деревню".
Подлинный расцвет искусства шамаилей, выполненных на профессиональном уровне,
мог появиться лишь в условиях городской культуры, имевшей развитые формы ремесленного
производства, позволяющие создавать массовую продукцию. Искусство шамаилей,
выполненных литографским способом, было тесно связано с развитием татарского
книгопечатания. Первая типография в Казани, получившая название Азиатской, была
создана в 1800 году. По существу это была частная татарская типография, которая
занималась печатанием книг по заказам издателей. В 1829 году Азиатская типография
влилась в состав университетской. К середине XIX века она стала одной из самых
крупных типографий в России. На рубеже XIX-XX веков университетская типография
занимала лидирующее место по количеству издаваемых татарских шамаилей. Выполняя
важную роль в пропаганде идей ислама, татарские печатные шамаили пользовались
огромной популярностью среди мусульман Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.
Как писал Н.Ф. Катанов, "в виду того, что душеспасительные таблицы в изобилии
покупаются мусульманами (татарами, мещеряками, тептярями, башкирами, сартами
и киргизами), их в Казани издают от 10.000 до 48.000 шт. каждый раз". Тем
самым искусство печатных шамаилей, оставаясь по содержанию иллюстрацией духовной
литературы, по своему значению, объему информации и распространению вплотную
приблизилось к тому влиянию, которое оказывала периодическая печать. В татарском
обществе начала XX века печатные шамаили играли роль своеобразной энциклопедии
ислама, в их текстах причудливо переплелись языческие верования тюркских народов,
влияния культур Древнего Ирана, Арабского Востока и Османской империи, христианские
мотивы. Включая в себя сведения религиозно-философского, нравственного, исторического,
литературно-мифологического характера, печатные шамаили охватывали все стороны
жизни верующего человека. Это требовало от художника не только профессионального
исполнения и виртуозного владения арабской каллиграфией, но и всестороннего
образования в области религии, литературы, философии, истории.
Немаловажная роль в становлении и развитии профессиональной школы каллиграфии
и искусства печатных шамаилей принадлежит Казанскому университету. Открытый
при университете отдел востоковедения, принесший ему мировую известность, оказал
значительное влияние на формирование и изучение искусства арабской каллиграфии
и шамаилей. Значительный вклад в развитие востоковедения и ориентоло-гии внесли
такие выдающиеся ученые того времени, как Х.Д. Френ - основоположник научной
арабистики в России, знаменитые ориентологи И.Н. Бе-резин и А. К. Казем-Бек,
учителя-просветители Хальфины. Многое сделал для изучения содержания татарских
печатных шамаилей известный востоковед-тюрколог Н.Ф. Катанов. В 1843 году в
университете был введен курс арабской каллиграфии, преподавать которую был приглашен
известный татарский каллиграф М.Г. Махмудов, освобожденный от крепостной зависимости
по протекции Н.И. Лобачевского.
Интересно высказывание
выдающегося финского этнографа и языковеда М.А. Кастрена,- свидетельствующее
о международном признании Казанского университета того времени как центра изучения
и развития восточной литературы и языков, тесно связанных с искусством восточной
каллиграфии и татарских шамаилей:
"Если я могу сказать дельное слово о Казани, то разве только о ее университете.
Между университетами всего мира едва ли хотя один, где бы с таким усердием занимались
восточную литературою, как в Казанском. ...Казанский университет считает в числе
своих ориенталистов людей, пользующихся европейской известностью, и я совершенно
уверен, что со временем здесь будут разрешены важные вопросы относительно Востока...".
Деятельность университета, способствовавшая общему подъему арабистики, востоковедения
и тюркологии до общеевропейского уровня, не могла -не оказать определяющего
влияния на формирование в Казани целой плеяды выдающихся каллиграфов, таких,
как Госман Салиев, Мотахир Яхья, Му-раддым ибн Ибрагим, Ходжа Саитов, братья
Ахметовы, чьи работы получили всеобщее признание и являются сегодня гордостью
музейных коллекций Казани. В городских условиях производство шамаилей становится
делом профессиональных каллиграфов, объединенных в специальные цеха: "Создался
особый цех специалистов рисовальщиков шамаилей, а кроме того издательство бр.
Каримовых в Казани выпустило громадную партию шамаилей на бумаге, которая широко
распространилась и за пределы поселения татар", - отмечал тот же Н.И. Воробьев.
Одновременно с формированием профессионального искусства шамаилей в городе продолжали
сохраняться фольклорные традиции на селе. В целом становление искусства шамаилей
на рубеже веков можно охарактеризовать как переходное от народной традиционной
культуры к профессиональной, центром которой была Казань.
После октябрьской революции 1917 года многие образцы шамаилей, олицетворяющие
собой религиозный символ ислама, безвозвратно погибают. Искусство шамаилей постепенно
выхолащивается и забывается. И тем более феноменальным кажется на этом фоне
творчество Баки Урманче, создававшего в это время подлинные шедевры каллиграфии
и шамаилей.
В советский период Казань продолжает оставаться главным центром по изучению
и сохранению этого вида национального искусства. Средоточием уникальных коллекции
шамаилей являются фонды Государственного объединенного музея Татарстана, Научной
библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского университета, Музея изобразительных
искусств, а также собрание рукописей из фондов Академии наук Татарстана. Изучали
это уникальное проявление мусульманского искусства известные ученые советского
периода Н.И. Воробьев, П.П. Дульский и Ф.Х. Валеев. В 1980-90-е годы новый подъем
в изучении шамаилей намечается в работах Д.К. Валеевой, Р.Г. Ша-геевой и Р.А.
Абзалиной.
Сегодня, на рубеже XXI столетия, Казань вновь является центром духовного пробуждения
татарского народа, возрождения и переосмысления традиционных форм национального
декоративно-прикладного искусства, освоения новых, а точнее, забытых канонов
монументального зодчества, новаторских поисков в области живописи.
Шапсугов Рустем Ильшатович -
младший научный сотрудник отдела искусствоведения Института языка, литературы
и искусства Академии наук Республики Татарстан.