История Старо-татарской
слободы.
В связи с созданием в Казани
префектуры
"Старо-татарская слобода" возникает вопрос:
что же понимали под этим названием в прошлом?
Обратимся к истории.
Как известно, после завоевания Казани русскими
татарское население было отселено за городские стены и заняло левое побережье
озера Кабан в районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому
изгибу берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте
современной Сенной площади до русской деревни Плетени.
Такой запечатлена Старо-татарская слобода на сохранившихся планах XVIII
века. Ее застройка складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден
регулярный план города.
В соответствии с планом произошло четкое разделение
Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось вырьпъ
широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина
и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не вырыли, однако его незримая
разметка осталась в планировке города: улицы Пушкина и Татарстан и по сей
день шире всех старых улиц Казани.
Так старая татарская слобода разделилась на две
части. Ее северо-западная часть оказалась по проекту в городской черте
и должна была перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской
слободе отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также
должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой кварталов.
Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы осталась за пределами
города.
С
этого момента и до административных преобразований советского времени название
Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории, оказавшейся
по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера Кабан. Ограниченная
современными улицами Татарстан с запада и Ахтямова с востока, она почти
не менялась на протяжении всего этого периода, лишь незначительно расширяясь
в южном направлении, где появилась улица Малая Мещанская. Расположенное
за современной улицей Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало
носить свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы,
хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На свои
расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские купцы так
и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые разные годы
"Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти кварталы в юго-западной
части побережья Кабана.
Однако в народном представлении границы Старой
татарской слободы были иными. Район Забулачья, примыкающий к Сенной
площади, неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова
Габида Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади
так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в отдаленности
от церквей среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок
казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...". Позднее в воспоминаниях о
своем казанском детстве называет Сенную площадь Старо-татарской слободой
Федор Шаляпин. В то же время в официальных документах и справочной литературе
весь этот район, включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами,
всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл известный в
прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных книжках, указывая адреса
проживавших здесь купцов и ремесленников. То же читаем в более поздней
справочной литературе.
Попытаемся понять, почему так произошло?
Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной
Старотатарской слободы началось с образования разграничившей город и предместье
улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера Кабан".
Именно вдоль нее появляются первые татарские дома, построенные по "екатерининскому"
плану. Юго-восточный угол Сенной площади оставался неурегулированным до
конца XVIII века, что видно на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась
в сознании населения татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали
жить татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по новому
плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились в Забулачье,
в черте города.
То, что территория Забулачья продолжала в сознании
населения оставаться Старо-татарской слободой, являет нам пример консерватизма
массового сознания как в вопросах топонимики, так и в целом в восприятии
жизненного пространства. Этот консерватизм подкреплялся тем, что вплоть
до конца XVIII века продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание
места, веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были
сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую переориентацию
жизненного пространства. Не случайно Марджани указывает на живучесть в
народной памяти образа древнего мусульманского кладбища на месте Сенной
площади.
Таким образом, произошло психологическое расширение
границ татарской слободы. В сознании населения она оставалась как бы неразделенной,
единой и несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя забулачная
ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая татарская слобода, именно
Забулачье продолжало именоваться Старой татарской слободой. Несмотря на
единое восприятие закабанной и забулачной частей слободы, все же между
ними было заметное различие. Купечество селилось (за редкими исключениями)
в Закабанье, образуя своего рода элитный район проживания татар.
В Забулачье обосновывались большей частью мещане,
ремесленники, и только во второй половине прошлого века здесь появляются
богатые татарские особняки.
Итак, существовало как бы две Старо-татарских
слободы — одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую
и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во всех городских
планах и других письменных свидетельствах прошлого века, то границы второй
никогда не фиксировались документально. К рубежу веков Сенная площадь практически
полностью принадлежала татарским купцам (за исключением северо-западного
угла), которые расселялись по направлению с востока на запад. Как показали
многочисленные архивные документы, к этому времени татарам принадлежали
владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она явилась западной границей
проживания татарского населения в Забулачье. К началу нынешнего столетия
в этих кварталах сформировалось компактное жилое образование с общественным
и торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в других
местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) — не могут
повлиять на определение границ этого образования, ведь многие татарские
купцы имели доходные владения в самых разных частях города.
Нет сомнения, что история районов традиционного
проживания татарского населения Казани должна учитываться при определении
их дальнейшей судьбы. Каждый из этих старых кварталов имел особый образ
в восприятии населения, ныне утраченный. Хотелось бы верить, что будут
хотя бы частично восстановлены тонкая структура образа города и место в
нем татарской слободы. Для сохранения культурного наследия казанских татар
важно воссоздание не только и не столько стен домов татарских кварталов,
сколько этой тонкой материи, которую можно было бы назвать душой города
или даже душой народа.