В
неспокойном море современного бизнеса горизонты грядущего трудноуловимы.
Чтобы успешно провести свою фирму через буруны рыночной стихии серьезный
руководитель должен заботиться не только о сегодняшнем и завтрашнем дне,
но и заглядывать в будущее. Генеральный директор ВЦ "Казанская ярмарка"
ВП "ВИКО" Расул Ханифович Садыков перспективы развития крупнейшего в Татарстане
выставочного предприятия видит отчетливо.
Наш корреспондент
встретился с Генеральным директором Выставочного Центра "Казанская ярмарка"
ВП "ВИКО" Р.САДЫКОВЫМ.
- Расул Ханифович, Вы пришли на Выставочный
Центр в начале 1996 года, когда "ВИКО" переживало явно не лучшие свои времена.
Менее, чем за два года, ситуация кардинально изменилась, и сейчас Выставочный
Центр "Казанская ярмарка" по праву считается флагманом выставочного бизнеса
Татарстана. Как удалось за столь короткое время добиться перелома, привлечь
экспонентов, поднять репутацию Выставочного Центра, сделать участие в работе
его ярмарок престижным для большинства фирм Татарстана и сопредельных регионов?
- Мы стали более целеустремленно, скрупулезно
готовить каждую выставку. Суть проводимой сейчас на ВП "ВИКО" выставочной
политики - продвижение продукции товаропроизводителей Татарстана на рынки
республики, России и зарубежья, защита их интересов на внутреннем рынке;
широкое привлечение экспонентов из разных регионов России и из-за границы.
Благодаря стабильной политике, Татарстан очень привлекателен сейчас для
иностранных инвесторов. Поэтому нынешнее руководство республики и города
поставило перед нами совершенно иные задачи: вывести Выставочный Центр
"ВИКО", который теперь именуется "Казанской ярмаркой", на международный
уровень. Задача архисложная. Достаточно сказать, что в нашем Выставочном
Центре отсутствует целый комплекс услуг: нет почты, целой сети коммуникаций,
конференц-зала, отсутствуют пункт обмена валюты, бизнес- и пресс-центры,
ряд бытовых помещений. Лишь подняв сервис на принципиально новый уровень,
мы сможем добиться международного статуса для "Казанской ярмарки".
- Выставочные площади стоят сейчас недешево,
и тем не менее они заполняются от выставки к выставке все большим количеством
участников. В чем секрет?
- Упор мы сделали на перспективную работу с товаропроизводителями,
то есть непросто оказываем им посильную помощь в текущем маркетинге продукции,
а целенаправленно привлекаем к участию в наших, иногородних и зарубежных
выставках, способствуем повышению конкурентоспособности татарстанских товаров
и насыщению внутреннего рынка республики всем необходимым извне. Особая
ставка - на специализированные выставки, которые, уверен, будут проходить
на "Казанской ярмарке" каждый год. К числу таких можно отнести: "Агрокомплекс",
компьютерную выставку "Контакт", "Город мастеров", "Казанский автосалон",
"Товары промышленности Татарстана" и многие другие. Чтобы сделать эти выставки
популярными, плотно работаем с потенциальными экспонентами, и это уже принесло
свои результаты: частные фирмы, государственные предприятия заранее определялись
по специфике выставок и ориентировались на свойственный им профиль.
- На Западе большое внимание уделяют анализу
проведенных выставок. Существуют даже специализированные фирмы, которые
занимаются только этим...
- Мы тоже поняли необходимость и прямую выгоду
анализа выставочных мероприятий. Тщательный учет позволяет нам точнее прогнозировать
состав участников будущих выставок. Для этого мы создали информационный
маркетинговый центр. Заместитель директора ВЦ "Казанская ярмарка" Галина
Владимировна Ситникова львиную долю служебного времени уделяет анализу
прошедших и прогнозированию предстоящих выставок. Серьезно изучаем опыт
членов Союза выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии, итальянских и швейцарских
выставочных фирм.
- Неоднократно приходилось слышать из уст
премьер-министра республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшина, мэра Казани К.Ш.
Исхакова, его заместителя Р.И. Фасхутдинова, что "ВИКО" вносит большой
вклад в бюджетную копилку города и республики. Уточните, пожалуйста, из
чего складываются эти поступления?
- Никакого секрета в этом нет. Каждый иногородний
участник выставки за 6-7 дней пребывания в Казани затрачивает более 2 миллионов
рублей за постой в гостинице, питание, транспортные услуги; помимо того,
что они оплачивают участие в выставках. Каждый экспонент (а в "команду"
любой фирмы или организации входят 3-5 человек) приносит социальной сфере
города, как минимум, 7-8 миллионов рублей. Умножьте 7 миллионов на 3 тысячи
среднегодовых участников и вы получите поступления в социальную сферу в
размере 21 миллиарда только за 10 месяцев прошедшего года. Это не считая
более 2 миллиардов рублей, которые "ВИКО" выплачивают городу в виде налогов.
Эта сумма в пять-семь раз меньше той, которую Выставочный Центр мог бы
вносить в "копилку" города и республики. Вывод один - возможности "Казанской
ярмарки" используются, пока, не в полную силу.
- Администрация Казани оказывает большую помощь
Выставочному Центру "Казанская ярмарка”. Расскажите более подробно о взаимоотношениях
администрации города и коллектива "ВИКО"?
- Администрация Казани помогает нам постоянно.
Да, она в этом и кровно заинтересована. Начну с того, что именно по инициативе
мэра Казани К.Ш. Исхакова "получила путевку в жизнь" Постоянно-действующая
выставка "Товаропроизводители Татарстана", а выставка "Городской заказ",
вообще, была организована при его личном участии. Многие наши предприниматели
и руководители госпредприятий поначалу восприняли эту идею довольно скептически,
но со временем, поняв надежность заказов коммунальных служб, профинансированных
городским бюджетом, наглядно убедились в выгоде участия в этой выставке.
В условиях, когда порой предприятия простаивают чуть ли не на 80 процентов,
именно "Городской заказ" дал работу многим. Администрация Казани постоянно
держит выставки "Товаропроизводители Татарстана" и "Городской заказ" в
поле повышенного внимания, и это в значительной степени обуславливает успех.
- Многие жалуются на высокую цену аренды выставочных
площадей. Как это сказывается на работе Выставочного Центра?
- Вы задали, пожалуй, один из наиболее сложных
вопросов. Мы - такое же предприятие, как и все остальные, и несем одинаковое
со всеми налоговое бремя. Нам нужно не только окупать затраты на подготовку
и содержание выставочных площадей, но и развиваться. Сейчас же при наличии
выставочной площади в3 тысячи 400 кв. м, эффективно работают и приносят
доход только 40 °/о проводимых выставок. Как научиться жить за собственный
счет? Можно, конечно, интенсивнее использовать наши производственные площади,
но это неминуемо приведет к снижению качества выставочно-ярмарочных мероприятий.
За короткий срок просто невозможно подобрать солидных экспонентов и пригласить
специалистов из Татарстана и соседних регионов. Количество и качество проводимых
мероприятий находится сегодня на "ВИКО" в обратно пропорциональной зависимости.
Хочешь быть рентабельным -
проводи больше выставок, но тогда их качество
будет таким, что вряд ли привлечет много участников. Две выставки в месяц
нас не окупают, а развертывать 3-4 -мы не в силах.
Выход - в расширении выставочных площадей. Имей
мы их 10 тысяч квадратных метров, то могли бы проводить в квартал 4, максимум
5 выставок, но зато готовить их крупномасштабно, на высоком профессиональном
уровне. Тогда бы расценки как для иногородних участников, таки для товаропроизводителей
Татарстана можно было снизить и работу по маркетингу продукции развернуть
более широко. Но даже в сегодняшних непростых условиях в нынешнем году
цены за аренду выставочных площадей мы понизили. И наши экспоненты это
очень быстро почувствовали.
- Задача превращения "ВИКО" в выставочный
центр международного класса необратимо связана с необходимостью реконструкции...
- Это основная задача на предстоящий год. В 1998
году Казани доверена честь стать центром проведения третьего ежегодного
Международного конгресса "Новые технологии для газовой, нефтяной промышленности,
энергетики и
связи", а также коммерческой выставки-ярмарки
"Татарстан. Конверсия. Промышленные технологии. Бизнес - газ, нефть", которые
будут проходить на ВЦ "ВИКА". Конгресс будет проводиться под личным патронажем
Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева и Правительства РТ. В числе
его постоянных организаторов такие влиятельные организации как: Академия
технологических наук РФ, Минтопэнерго России, РАО "Газпром", Минэкономики
России, Комитет конверсии и наукоемких технологий Государственной Думы
РФ, Госкомсвязи России, Федеральная служба геодезии и картографии России,
Ассоциация "Стройтрансгаз", Международная Академия технологических наук.
И Конгресс, и выставка-ярмарка станут крупнейшими экономическими событиями
для республики. Наш президент Минтимер Шарипович Шаймиев в своем эксклюзивном
интервью подчеркнул, что их проведение поможет привлечь иностранные инвестиции
на общероссийский и татарстанский рынки. Последний, 11 Международный конгресс
по этой тематике проходил в Москве в рамках празднования 850-летня столицы
России. Задача Татарстана и Казани - провести этот международный форум
на уровне не ниже московского. И дело тут не в соперничестве между нашими
городами, а в том, что столица Татарстана просто не в праве уронить марку
суверенной республики и России, в целом.
Для этого потребуются дополнительные выставочные
площади; необходимо качественно улучшить уровень сервиса в нашем Выставочном
Центре. Нужно возводить новые павильоны, оборудовать бизнес- и пресс-центры,
конференц-зал, пункты переговоров, обмена валюты, таможенного обслуживания.
Вся эта реконструкция будет проходить в рамках подготовки и проведения
Конгресса в ВЦ "Казанская ярмарка". Предстоящий международный форум и коммерческая
выставка-ярмарка станут для нашего Центра главным событием года.
- Я знаю, Расул Ханифович, что особое внимание
Вы уделяете формированию коллектива "ВИКО". Благодаря Вам, он во многом
обновился, на работу пришли молодые, талантливые специалисты. Как Вы оцениваете
сегодняшний кадровый потенциал ВЦ "Казанская ярмарка"?
Мы сделали ставку на молодежь. Ни один ВУЗ в
России не готовит сегодня специалистов выставочного бизнеса. Молодые ребята
и девушки, которые сейчас работают в Выставочном Центре, начинают осваивать
свою профессию с азов, многие из них за два года стали настоящими профессионалами
своего дела. Они растут на глазах. И работают, не считаясь с личным временем.
- В последнее время ВП "ВИКО" плотно работает
с международными выставочными фирмами. Существуют ли трудности в контактах
с зарубежными коллегами?
- Интерес иностранных предпринимателей и выставочников
к внутреннему рынку Татарстана очень высок. Это обусловлено выгодным географическим
положением республики, разветвленной транспортной сетью, благоприятным
экономическим и спокойным политическим климатом. Татарстан - республика
мощного научно-производственного потенциала, а ее столица Казань с давних
пор притягивала предприимчивых людей с разных концов Европы и Азии. Торговые
пути издревле проходили через наш город.
Стабильная политика Президента и правительства
республики, высокая платежеспособность делают ее привлекательной для товаропроизводителей
России и иностранных фирм. Не воспользоваться столь благоприятными условиями
было бы грех, и мы активно приглашаем на наши выставки-ярмарки участников
из России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Являясь зоной агрессивного маркетинга,
выставки позволяют нашим товаропроизводителям "защищать
место под солнцем" в соревновании с поставщиками
из других регионов и стран, совершенствовать свою продукцию в условиях
рыночной конкуренции. Привлекает их и наш Выставочный Центр с общей площадью
12.5 гектаров. Но у иностранцев совсем другой уровень требований к качеству
организации выставок. Большие фирмы заинтересованы в проведении выставок
на площади не менее 10-15 тысяч квадратных метров. Пока мы не можем этого
им предоставить. Однако, конструктивное сотрудничество с такими, например,
фирмами, как "Мораг" из Швейцарии убеждает в том, что у выставочного бизнеса
в Татарстане - хорошее будущее.
- Товары отечественных производителей в последние
годы все более активно вытесняются с внутреннего рынка. Неоднократно слышал,
что наша республика и "ВИКО", в частности, делают очень много для поддержки
отечественных предпринимателей. За счет чего и как осуществляется это благородное
дело?
- Наш Выставочный Центр, на самом деле, прилагает
много усилий для помощи производителям товаров и услуг. Достаточно вспомнить
хотя бы выставки "Товаропроизводители Татарстана" и "Городской заказ",
участвуя в них, промышленники республики находят надежных платежеспособных
заказчиков. Достаточно сказать, что все иногородние и иностранные гости
ВЦ "Казанская ярмарка" обязательно посещают и ту, и другую. Это - мощный
инструмент поддержки и рекламы наших производителей.
Работая в Выставочном Центре, мы не можем позволить
конкурентам вытеснять товары производителей республики с нашего внутреннего
рынка. Свою задачу видим в том, чтобы расширить потребительский спрос на
татарстанские товары. В то же время, насыщая внутренний рынок республики
качественной импортной продукцией из других регионов России, мы способствуем
его расширению, налаживанию деловых связей с иностранными и отечественными
предпринимателями.
- Вы наметили очень серьезные перспективы
развития Выставочного Центра "Казанская ярмарка". Что для этого конкретно
нужно сделать?
- Как минимум, обустроить три-четыре тысячи квадратных
метров выставочных площадей. Построить бизнес-центр, конференц-зал, благоустроить
территорию, и, что, пожалуй, самое главное -разработать единую информационную
систему, которая могла бы предоставить информационное обеспечение участникам
выставок.
- В последнее время ВЦ “Казанская ярмарка"
активно участвует в выездных выставках. Что это для вас: дополнительные
расходы или новая прибыль?
- Работая на выездных выставках, мы решаем все
туже основную задачу - продвигаем продукцию товаропроизводителей республики
в соседние регионы и даже другие страны. По одиночке фирмы не в состоянии
провести мощную рекламную кампанию, найти крупных оптовых покупателей.
Прихожу к выводу - выезжать на выставки необходимо вместе. Организацией
такой мирной "интервенции" и занимается ВП "ВИКА". Пусть иной раз это и
влетает в копеечку. Наше участие на всех выездных ярмарках в Нижнем Новгороде,
Иванова, Астрахани, Владикавказе, а также за рубежом, на международных
ярмарках в Будапеште, Салониках, Лейпциге, Измире, Абу-Лаби и других не
только помогает рекламе татарстанских товаров и технологий, повышает имидж
наших предпринимателей, но и привлекает иностранные фирмы на выставки в
ВЦ "Казанская ярмарка". В результате, качественный импортный товар, поступает
на территорию республики, минуя посредников, что значительно снижает его
цену.
- На ВП "ВИКО" готовится открытие нескольких
международных национальных выставок, в частности, иранских, польских и
египетских предпринимателей...
- Пока все это в планах, хотя мы ведем в этом
направлении активную работу. В1998 г. планируются поездки в Иран, Варшаву,
Каир, Иванова, Владикавказ... Надеюсь, что эти выставки состоятся, и они
принесут и "Казанской ярмарке", и социальной сфере города солидные поступления.
Считаю, что сейчас для нашего Выставочного Центра очень важно поменять
свой статус, превратиться из малоудобоваримого коммунального объединения
в акционерное общество. По такому пути уже давно пошли все ведущие выставочные
центры Российской Федерации.
- ВП "ВИКО", действительно, превратился во
флагман выставочного бизнеса Татарстана. Удачи Вам, Расул Ханифович, и
всему коллективу Выставочного Центра.
- Будем работать и делать новые интересные и
насыщенные выставки. В этом – наш бизнес, бизнес города и республики.
Благополучия всем и процветания!
Беседу записал Л.ВИШНЕВСКИЙ.