Казанское представительство
Экологического фонда Республики Татарстан входит в состав Экологического
фонда РТ и является его структурной единицей.
Из истории создания
Представительство
осуществляет свою деятельность на основании Положения.
Положение о Казанском
отделении Экологического фонда РТ было утверждено Советом Экофонда РТ от
2.11.93г. и Постановлением Главы администрации г. Казани № 345 от 18.04.94г..
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 322 от 7.07.94г.
и Постановлением Главы администрации была утверждена новая редакция Положения
об отделении.
Постановлением Кабинета
Министров Республики Татарстан № 499 от 17.06.97г., была изменена структура
фонда и средства фонда отнесены к бюджетным, 20.06.97г. Советом Экофонда
было принято положение о Казанском представительстве Экологического фонда,
которое утверждено позднее постановлением Главы администрации г.Казани
за № 2332 от 28.11.97г.
О работе Казанского
представительства Экологического фонда Республики Татарстан.
Основная задача
фонда - стимулирование природоохранной деятельности предприятий на основе
экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды по
принципу: "Загрязняешь - плати". Поэтому платежи в Экологический фонд нельзя
считать налогом в полном его смысле, т.к. база у них технологическая и
зависит от объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, потребления
природных ресурсов и может изменяться в зависимости от технологического
режима предприятия. Экологический фонд проводит целенаправленную работу
по начислению и взиманию платежей за все виды вредного воздействия на окружающую
природную среду. При этом платежи за использование природных ресурсов и
загрязнение окружающей среды образуют единую систему, обеспечивающую комплексное
регулирование природопользования и интенсивности антропогенного воздействия
на природные ресурсы и окружающую
среду. Осуществлен
переход от разрозненной совокупности как выборочных платежей, так и природопользователей,
к взаимосвязанной системе экономической ответственности за осуществляемое
природопользование. В Экологический фонд, кроме платежей за загрязнение
окружающей среды, поступают средства на воспроизводство природных ресурсов
(водных, рыбных, охотничьих). Структура формирования средств приведена
ниже в таблице, где так же хорошо виден ежегодный рост поступлений
Источники формирования | 1994г.(в%) | 1995г.(в%) | 1996г.(в%) |
Плата за загрязнение водных объектов | 35.3 | 42.7 | 30.0 |
Плата за размещение отходов | 26.2 | 29.9 | 42.6 |
Плата за загрязнение атмосферного воздуха | 18.8 | 13.4 | J6.0 |
Плата на воспроизводство природных ресурсов | 9.5 | 6.9 | 2.7 |
Иски, штрафы | 0.5 | 0.6 | 1.4 |
Пени | 0.7 | 4.9 | 6.6 |
Прочие | 9.0 | 1.6 | 0.7 |
Ежегодному росту поступлений способствуют:
- более полный охват и учет природопользователей
и объемов загрязнений;
- введение и реализация контроля за достоверностью
исходных данных, использованных природопользователями для расчетов;
- использование различных не денежных форм погашения
задолженности и финансирования природоохранных мероприятий.
Действующая схема взимания платы за пользование
природными ресурсами в республиканский бюджет и внесения платежей за загрязнение
окружающей среды в Экофонд, обеспечивают достаточно устойчивую финансовую
базу для реализации эколого-инвестиционных программ и проектов, направленных
на оптимизацию природопользования, обеспечение экологической безопасности
и оздоровление окружающей Среды.
Особой задачей представительства является финансирование
целевых экологических проектов и прогораем, инноваций и мероприятий, оказание
практической помощи различным организациям в природоохранной деятельности.
В настоящее время Казанское представительство Экологического фонда РТ является
звеном в системе платного природопользования в городе.
Финансирование природоохранных мероприятий осуществляется
согласно утвержденному перечню мероприятий. Процесс формирования которого,
начинается с природопользователей и администраций районов города и заканчивается
Советом фонда, который определяет основные приоритеты природоохранной финансовой
политики.
Доля фонда в общем объеме бюджетных и внебюджетных
инвестиций в охрану окружающей среды возросла с 5 до 80% (1993-1996г.).
Объем финансирования за счет средств Экофонда горда Казани составил:
в 1994 - 1.1 млрд. рублей;
в 1995г.- 11.7 млрд.рублей;
в 1996г. - 18.1 млрд. рублей;
в 1997г. - 25.2 млрд.рублей;
в 1998г. планируется финансирование мероприятий
на сумму - 35.7 млрд.ру . (35.7 млн. руб. - в масштабе цен 1998г.)
Основными направлениями использования средств
представительства являются: строительство природоохранных объектов, участие
в развитии материально-технической базы природоохранных органов, финансирование
мероприятий по охране водных ресурсов и утилизации отходов, финансовая
поддержка экологического образования и многое другое.
Особо можно отметить завершающиеся
работы по строительству участка по демеркуризации ртутных ламп в г.Казани,
оборудование для которого закуплено в Швеции. Его ввод позволит полностью
решить проблему ликвидации ртутьсодержащих отходов. С целью сокращения
загрязнения водных объектов, уменьшения объема сбрасываемых стоков на поля
фильтрации создано совместное татарстанско-словацкое предприятие "GGG"
по производству ленточных пресс-фильтров. Применение последних позволит
резко уменьшить обводненность сбрасываемого с очистных сооружений
илового осадка. Первые пресс-фильтры проходят монтаж на казанских очистных
сооружениях. Ввод в действие экспериментальной станции по защите растений,
в строительстве которой Экофонд принимает долевое участие, позволит внедрить
безопасные для здоровья человека биологические методы борьбы с вредителями
на полях. Подкачка воды в озеро Лебяжье, позволила восстановить природный
баланс и сохранить излюбленное место отдыха горожан.
С 1996 г. в г. Казань работает отдел при ГАИ
УВД по борьбе с экологическими правонарушениями, финансирование которого
так же ведется из средств Экофонда. С его созданием удалось преодолеть
ведомственную разобщенность контролирующих органов и органов обеспечивающих
профилактику экологических правонарушений на дорогах города. Отдел занимается
выявлением и пресечением этих правонарушений, контролем за соответствием
выбросов от автотранспортных средств нормативам ПДВ, выявлением несанкционированных
свалок и пр.
Таким образом Экологический фонд города являет
собой некий координационный центр организационных и финансовых усилий различных
предприятий, организаций и ведомств города, что особо важно в современных
условиях дефицита финансовых средств.
Структура Казанского представительства Экологического
фонда Республики Татарстан.
Выполнению поставленных целей и задач способствует
внутренняя структура представительства, которая состоит из администрации,
отдела регистрации предприятий и расчета платежей, отдела согласования
протоколов и учета поступления платежей, отдела финансирования. Основные
направления деятельности структурных единиц таковы:
Администрация - организация деятельности представительства,
обеспечение слаженной работы отделов, контроль за качеством работы и соответствием
основным задачам и функциям
Отдел регистрации предприятий
и расчета платежей - регистрация и ведение учета предприятий-природопользователей,
контроль за правильностью начисления платежей и контроль за своевременностью
их внесения. Ежеквартальный прием отчетов природопользователей. Проведение
сверок расчетов платежей с предприятиями-природопользователями.
Отдел согласования протоколов
и учета поступления платежей - согласование протоколов расчетов платежей
за загрязнение окружающей природной среды, на воспроизводство и охрану
природных ресурсов компенсационных платежей, штрафных и финансовых санкций,
осуществляет их
сбор, учет поступления и контроль за правильностью
и полнотой их начисления и внесения.
Отдел финансирования - участие
в организации работ по выполнению мероприятий, осуществляемых в соответствии
с Перечнем, и контроль хода их выполнения. Участвует совместно со Службой
заказчика в оформлении договоров и приемке выполненных природоохранных
работ, финансируемых фондом.
В штате Казанского представительства
24 человека. Все сотрудники -это высококвалифицированные специалисты, имеющие
опыт работы в различных прородоохранных организациях города, знающие и
понимающие экологические проблемы города, а главное любящие свое дело.