20 октября 1993 года
N 1991-XII
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ
ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Настоящий Закон определяет правовые, экономические
и организационные основы медицинского страхования
в Республике Татарстан и обеспечивает конституционное
право граждан на медицинскую помощь
и защиту их интересов в системе медицинского страхования.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие и задачи медицинского страхования
Медицинское страхование является формой социальной
защиты интересов граждан в охране здоровья.
Настоящий Закон устанавливает порядок обязательного и добровольного
медицинского страхования.
Обязательное медицинского страхование обеспечивает
всем гражданам равные
возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих
программ обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе
программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает
гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг, сверх
установленных программой обязательного медицинского страхования
Республики Татарстан.
Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
Статья 2. Субъекты медицинского страхования
В качестве субъектов медицинского страхования
выступают:
гражданин, страхователь,
страховая организация, медицинское
учреждение.
Страхователями при обязательном медицинском
страховании являются:
- для неработающих граждан местная администрация;
- для работающих граждан - работодатели;
- лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- лица свободных профессий;
- лица занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица.
Страхователями при добровольном медицинском страховании
выступают отдельные граждане,
обладающие гражданской
дееспособностью, или (и) юридические
лица, представляющие интересы граждан.
Страховыми организациями выступают государственные больничные
кассы, а также страховые компании, имеющие
государственное разрешение (лицензию)
на осуществление медицинского страхования.
Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования
являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения,
научно-исследовательские и медицинские
институты, другие учреждения, оказывающие
медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие
медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно, имеющие
лицензию.
РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 3. Объект добровольного медицинского страхования
Объектом добровольного медицинского страхования
является страховой риск, (вероятность
возникновения страхового случая) связанный с
затратами на оказание медицинской помощи
при возникновении страхового случая (факт обращения застрахованного
по поводу какого-либо заболевания).
Статья 4. Права граждан в системе медицинского страхования
Граждане имеют право на:
- обязательное и добровольное медицинское
страхование, гарантирующее
получение медицинской помощи
и услуг, соответствующих по объему
и качеству программам обязательного
(независимо от фактических выплат) и добровольного медицинского
страхования;
- выбор медицинского учреждения и врача в соответствии
с программой и правилами обязательного
медицинского страхования и с условиями
договора добровольного медицинского страхования;
- свободный выбор медицинской страховой организации;
- предъявление исков страховой организации,
медицинскому учреждению,
страхователю, лечащему врачу на
возмещение причиненного
по их вине физического и морального
ущерба, независимо от того, предусмотрено
это или нет в договоре медицинского страхования;
- возврат части страховых взносов
при добровольном
медицинском страховании в соответствии с условиями договора.
Медицинская помощь гражданам, находящихся на военной службе
организуется в установленном законодательством порядке.
Медицинская помощь гражданам, находящихся в местах лишения
свободы (заключения) или содержащихся под стражей, организуется
на основании договоров, заключенных между
соответствующими ведомствами и больничными кассами.
Другие граждане и лица без определенного места
жительства имеют такие же права в системе медицинского страхования,
как и граждане Республики Татарстан.
Медицинское страхование граждан иностранных
государств организуется в порядке,
устанавливаемом межгосударственными
соглашениями.
Статья 5. Организация медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование осуществляют больничные
кассы.
Добровольное медицинское страхование осуществляется другими
страховыми организациями, имеющими государственное
разрешение (лицензию) на
право заниматься добровольным медицинским
страхованием.
Защиту интересов граждан в системе медицинского страхования
осуществляет Верховный Совет Республики Татарстан,
Кабинет министров Республики
Татарстан, местные Советы народных
депутатов, главы администраций городов и районов и профсоюзы.
Статья 6. Медицинский страховой полис
Граждане получают в страховых организациях
медицинский страховой полис
(документ удостоверяющий заключение договора на
оказание медицинской помощи по программам
обязательного или добровольного
медицинского страхования) отдельно на обязательное и добровольное страхование.
Форма медицинского страхового полиса и инструкция о его
ведении утверждается Кабинетом министров Республики
Татарстан. Полис обязательного
медицинского страхования содержит талоны учета
прохождения застрахованным обязательных профилактических осмотров.
Статья 7. Взносы на медицинское страхование
Взносы на обязательное медицинское страхование
работающих уплачивают работодатели
на специальные счета территориальных
больничных касс.
Размер взносов обязательного медицинского
страхования, устанавливается
Верховным Советом Республики Татарстан
в соответствии с базовой
программой обязательного медицинского
страхования:
- для работодателей - по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям;
- для фермерских хозяйств - по отношению
к произведенной товарной продукции фермерского хозяйства;
- для лиц, занимающихся
индивидуальной трудовой
деятельностью, лиц творческих профессий, не
объединенных в творческие союзы,
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица - по отношению к совокупному доходу
от предпринимательской деятельности.
Размер взносов обязательного медицинского
страхования, уплачиваемых за
неработающих граждан, устанавливается
в соответствии с нормативом
затрат на обязательное медицинское
страхование одного жителя, в соответствии с базовой программой
обязательного медицинского страхования.
Взносы на обязательное медицинское страхование
относятся хозяйствующими субъектами
на издержки производства и обращения.
Бюджетным учреждениям, организациям и
предприятиям с регулируемыми
ценами на продукцию средства на уплату взносов
обязательного медицинского страхования предусматриваются за счет
соответствующих бюджетов.
Страховые взносы на обязательное медицинское
страхование неработающего населения
вносят на расчетные счета территориальных
больничных касс местные органы государственного
управления за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах
при их формировании не ниже
нормативного страхового взноса, обеспечивающего
выполнение территориальной
программы обязательного медицинского страхования.
При недостатке средств местного бюджета страховые
взносы дотируются за
счет соответствующих бюджетов в
порядке, установленном Кабинетом министров
Республики Татарстан.
Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет
прибыли (доходов) предприятий и учреждений и
личных средств граждан путем заключения договора со страховой организацией.
Статья 8. Порядок расчета и уплаты страховых взносов
Порядок расчета и уплаты
взносов страхователями
устанавливается Кабинетом министров Республики Татарстан.
Страховые взносы на добровольное медицинское
страхование устанавливаются по соглашению
сторон.
Статья 9. Налогообложение средств
Средства, направляемые гражданами и юридическими лицами
на финансирование
республиканской и коммунальной
систем здравоохранения, исключаются из сумм,
облагаемых налогами.
Юридическим лицам, направляющим средства
из прибыли на добровольное
медицинское страхование работников предприятия, а также
членов их семей и лиц, ушедших на
пенсию с данного предприятия, предоставляются налоговые льготы в
размере до 10% от сумм, направленных из прибыли на эти цели.
Средства, направляемые физическими и юридическими лицами
в больничные кассы, исключаются из
сумм, облагаемых налогами.
РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Статья 10. Источники финансирования системы здравоохранения в
Республике Татарстан
Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения
в Республике Татарстан являются:
- средства республиканского бюджета и
бюджетов местных Советов народных депутатов;
- средства государственных и общественных
организаций (объединений), предприятий
и других хозяйственных субъектов;
- личные средства граждан,
безвозмездные и (или)
благотворительные взносы и пожертвования;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- иные источники,
не запрещенные действующим
законодательством.
Из этих источников формируются
финансовые средства республиканской
и коммунальной систем здравоохранения.
Статья 11. Финансовые средства республиканской и коммунальной
систем здравоохранения
Финансовые средства республиканской и коммунальной
систем здравоохранения предназначены
для реализации государственной политики в
области охраны здоровья населения. Верховный Совет Республики
Татарстан и местные Советы народных
депутатов определяют размеры финансирования республиканской и коммунальной
систем здравоохранения.
Финансовые средства республиканской и коммунальной
систем здравоохранения используются для:
- финансирования мероприятий по разработке
и реализации целевых программ, утвержденных Кабинетом
министров Республики Татарстан и местной администрацией;
- обеспечения профессиональной подготовки кадров;
- финансирования научных исследований;
- развития материально-технической
базы учреждений
здравоохранения;
- субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания
условий оказания медицинской помощи населению по обязательному
страхованию;
- оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь
при социально значимых заболеваниях;
- оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях,
в зонах стихийных бедствий, катастроф и других
целей в области охраны здоровья населения.
Средства, не израсходованные в истекшем году,
изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на
следующий год не учитываются.
РАЗДЕЛ 4. СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья 12. Страховые организации
Страховыми организациями в системе обязательного медицинского
страхования выступают государственные
больничные кассы.
Добровольное
медицинское страхование осуществляют страховые
компании, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами с
любыми предусмотренными законодательством Татарстана
формами собственности и организующие
свою деятельность в соответствии с
законодательством, действующим на
территории Республики Татарстан.
Страховые организации не входят в систему здравоохранения.
Органы управления здравоохранения и медицинские учреждения не
имеют права прямо или косвенно быть учредителями
медицинских страховых организаций.
Медицинские учреждения имеют право
приобретать акции медицинских страховых компаний. Суммарная доля
акций, принадлежащих медицинским учреждениям, не должна превышать 10% общего
пакета акций медицинской страховой компании.
Страховые организации, занимающиеся медицинским страхованием,
должны иметь на это государственное
разрешение (лицензию).
Порядок и условия
лицензирования определяется Кабинетом министров
Республики Татарстан.
Страховые организации имеют право участвовать в аккредитации
медицинских учреждений (определение их соответствия установленным
профессиональным стандартам), в определении
тарифов на медицинские услуги,
предъявлять в судебном порядке
иск медицинскому учреждению или (и) медицинскому
работнику на материальное возмещение физического
или (и) морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине.
Страховые организации обязаны контролировать объем, сроки и
качество медицинской помощи в
соответствии с условиями
обязательной программы или договора,
независимо от места нахождения медицинского учреждения.
Страховые организации для обеспечения финансовой устойчивости
страховой деятельности создают резервный фонд в
установленном порядке.
Страховые организации, осуществляющие
медицинское страхование, ведут
учет прихода и расхода денежных средств и ежегодно
представляют органам государственного управления
и страхователям информацию о постатейном
балансе доходов и расходов.
На страховые компании распространяется
действующее на территории Республики
Татарстан законодательство
по налогообложению.
Больничные кассы освобождаются от уплаты налогов по доходам
от основной деятельности.
Страховые организации реорганизуются и ликвидируются
в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств
государственных больничных касс налогами
не облагаются при использовании
их на финансирование программ
обязательного медицинского страхования.
Статья 13. Больничные кассы
Государственные больничные кассы
являются самостоятельно хозяйствующими
субъектами, задачами которых является организация
обязательного медицинского страхования
населения данной территории.
Больничные кассы не вправе
отказывать в страховании неработающему населению
(пенсионерам, детям, инвалидам и др.),
проживающему на территории их деятельности.
Больничные кассы создаются главами
администрации района, города, района в городе.
В каждом районе, городе, районе города должно быть не менее одной больничной
кассы. Работой больничной кассы руководит
правление больничной кассы, состоящее из
представителей местных Советов народных
депутатов, главы администрации, предприятий,
профсоюзов, и исполнительный директор. Состав
правления и председатель утверждается Советом народных депутатов
соответствующего уровня.
Правление больничной кассы утверждает
состав и структуру дирекции больничной кассы и назначает директора
больничной кассы.
Больничные кассы призваны осуществлять контроль
за объемом, сроками и качеством
медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с программой
обязательного медицинского страхования.
Контроль качества оказания медицинской
помощи осуществляет врач - эксперт, имеющий сертификат,
выданный в установленном законом порядке.
Больничные кассы ведут учет застрахованных
и осуществляют контроль за поступлением взносов
на обязательное медицинское страхование в размерах,
предусмотренных настоящим Законом, оплачивают счета
медицинских учреждений.
Больничные кассы не имеют права
использовать средства, предназначенные
на реализацию программ обязательного медицинского
страхования, для любых видов коммерческой
деятельности, за исключением
приобретения на временно свободные
средства резервного фонда высоколиквидных ценных
бумаг и банковских депозитов.
Полученные доходы больничные кассы направляют
на:
- развитие медицинского страхования;
- улучшение материально-технической базы больничной кассы и
медицинских учреждений, участвующих
в выполнении программ обязательного
медицинского страхования, экономическое
стимулирование работников
в пределах, установленных правительством,
и другие цели, связанные
с развитием обязательного медицинского страхования.
Больничная касса обязана направить часть собранных
взносов в Республиканскую больничную кассу
в соответствии с нормативом,
определяемым Кабинетом министров Республики
Татарстан по представлению
Республиканской больничной кассы.
Больничные кассы наделены правами налоговой инспекции
в части взыскания в бесспорном порядке
со страхователей взносов, недоимок, штрафов и пени.
Больничные кассы руководствуются
в своей деятельности Положением о больничной
кассе, утвержденным Верховным Советом Республики Татарстан.
Статья 14. Республиканская больничная
касса
В целях реализации государственной
политики в области обязательного
медицинского страхования, достижения социальной
справедливости и равенства в системе обязательного медицинского
страхования, создания условий для выравнивания объема и качества
медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории
республики, создается Республиканская
больничная касса.
Руководство
деятельностью Республиканской больничной кассой
осуществляет правление и его постоянно действующий исполнительный орган
- исполнительная дирекция, возглавляемая исполнительным
директором. В состав правления Республиканской больничной кассы
входят депутаты Верховного Совета Республики
Татарстан, представители министерств и ведомств, республиканских
органов профсоюзов, страховых организаций,
страхователей. Состав правления больничной
кассы и его председатель утверждается
Верховным Советом Республики Татарстан.
Правление Республиканской больничной кассы утверждает состав,
структуру дирекции и назначает исполнительного директора.
Республиканская больничная касса не
отвечает по обязательствам больничной кассы, а больничная
касса не отвечает по обязательствам Республиканской больничной кассы.
Основными задачами Республиканской больничной кассы являются:
1) участие в разработке и осуществлении
государственной финансовой
политики в области обязательного
медицинского страхования;
2) разработка и осуществление комплекса
мероприятий по обеспечению
финансовой устойчивости системы обязательного
медицинского страхования и созданию условий
для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой
гражданам на всей территории Республики Татарстан;
3) разработка рекомендации по методологии ведения страхового дела
и содействие больничным кассам в подготовке
кадров, организация их обучения и обмена опытом, оказание
практической помощи в реализации страховых программ;
4) подготовка предложений по вопросам
совершенствования страхового законодательства,
участие в разработке и экспертной оценке нормативных актов,
программ и иных документов в области медицинского страхования;
5) разработка научных, теоретических и практических вопросов
совершенствования и развития страхового дела;
6) защита интересов больничных касс;
7) создание перестраховочного и других фондов;
8) субсидирование конкретных территорий в случае недостатка
средств в больничных кассах;
9) участие в разработке тарифов на медицинские услуги.
РАЗДЕЛ 5. МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 15. Медицинские учреждения
Медицинскую помощь в системе медицинского
страхования оказывают медицинские учреждения
с любой формой собственности,
прошедшие государственную аккредитацию и лицензирование (выдача
государственного разрешения медицинскому
учреждению на осуществление
им определенных видов деятельности и услуг
по программам обязательного
и добровольного медицинского
страхования) в установленном порядке. Они являются самостоятельно
хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на
основе договоров со
страховыми организациями, другими заказчиками
медицинских услуг.
Медицинские учреждения обязаны заключить договор с какой-либо
больничной кассой.
Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо
от форм собственности.
Для получения права на осуществление определенных
видов медицинской деятельности по программам
медицинского обеспечения аккредитованные
медицинские учреждения всех форм собственности
проходят государственное лицензирование.
Государственную аккредитацию и лицензирование медицинских
учреждений проводит Государственная аккредитационно - лицензионная
медицинская комиссия, создаваемая Кабинетом министров Республики
Татарстан, строящая свою деятельность
в соответствии с положением.
Медицинскому учреждению, прошедшему
аккредитацию, Государственная аккредитационно-лицензионная
медицинская комиссия Республики Татарстан
выдает сертификат.
Медицинскому учреждению, прошедшему
лицензирование, Государственная аккредитационно-лицензионная
комиссия Республики Татарстан
выдает лицензию.
Предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских
услуг) застрахованным по медицинскому страхованию
гражданам осуществляется
медицинскими учреждениями по договорам
со страховыми организациями.
В соответствии с этими договорами
медицинские учреждения обязуются предоставлять
застрахованным гражданам медицинскую
помощь в объеме качества и в сроки,
предусмотренными программой медицинского страхования.
Медицинские учреждения реализуют программы
добровольного медицинского страхования
и платные услуги при условии выполнения
установленного объема по обязательному медицинскому страхованию в
соответствии с полученной лицензией.
Медицинские учреждения в системе медицинского страхования
имеют право на выдачу документов, удостоверяющих
временную нетрудоспособность застрахованных.
Статья 16. Договор на предоставление лечебно-профилактической
помощи (медицинских
услуг) по медицинскому страхованию
Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи
(медицинских услуг) - это соглашение, по которому
медицинское учреждение обязуется
предоставлять застрахованному контингенту
медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные
сроки в рамках программ медицинского страхования.
Взаимоотношения сторон определяются условиями договора.
Договор должен содержать:
а) наименование сторон;
б) численность или порядок
(квоту) направления
застрахованных;
в) виды лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг);
г) стоимость работ и порядок расчетов;
д) порядок контроля качества медицинской
помощи и использования
страховых средств;
е) ответственность сторон и иные,
не противоречащие законодательству
Республики Татарстан, условия.
Обязательные требования к порядку обслуживания медицинскими
учреждениями застрахованных граждан по программе обязательного
медицинского страхования и к порядку взаимодействия медицинских
учреждений со страховыми
организациями, осуществляющими
обязательное медицинское страхование граждан,
определяются Правилами обязательного
медицинского страхования граждан Республики
Татарстан, утвержденными Кабинетом
министров Республики Татарстан.
Статья 17. Программа обязательного медицинского страхования
Базовую программу обязательного медицинского
страхования разрабатывает
и утверждает Кабинет министров
Республики Татарстан.
На основе базовой программы местная администрация утверждает
территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Объем и условия
оказания медицинской помощи, предусматриваемые
территориальными программами, не могут быть ниже установленных в
базовой программе.
Статья 18. Тарифы на услуги в
системе медицинского
страхования
Соглашение о тарифах на медицинские услуги при обязательном
медицинском страховании утверждается на трехсторонней
основе:
Республиканской
больничной кассой, профессиональной медицинской
ассоциацией и Министерством здравоохранения. Соглашение содержит
принципы формирования тарифов, перечень статей затрат и принципы
их формирования, уровень плановой рентабельности,
методику расчета и индексации тарифов.
Тарифы на медицинские и иные услуги
при добровольном медицинском
страховании устанавливаются по соглашению между
страховой организацией и медицинским учреждением
или лицом, предоставляющим эти
услуги.
Статья 19. Налогообложение медицинских учреждений
Доходы от деятельности медицинских учреждений по реализации
программы обязательного медицинского страхования
налогами не облагаются.
РАЗДЕЛ 6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ СТОРОН В
СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 20. Споры, связанные с медицинским страхованием
Отношение субъектов медицинского страхования регулируются
настоящим Законом, действующим законодательством
и другими нормативными актами,
а также условиями договоров, заключенных между субъектами
медицинского страхования. Споры по медицинскому страхованию разрешаются
судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном
законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
Статья 21. Ответственность сторон в системе
медицинского
страхования
За отказ предприятий, учреждений, организаций
и иных хозяйствующих субъектов
независимо от форм собственности от
регистрации в качестве плательщиков
страховых взносов, за сокрытие или занижение
сумм, с которых должны начисляться страховые
взносы, за нарушение установленных сроков их уплаты к плательщикам
страховых взносов применяются финансовые санкции.
Уплата штрафа
и (или) пени не освобождает страхователя
от обязательств по медицинскому
страхованию. При взыскании в
бесспорном порядке штрафа и (или)
пени больничная касса пользуется правами, предоставленными
налоговым органам республики по взысканию не внесенных в срок налогов.
В случае невыполнения медицинским учреждением утвержденной
Программы обязательного медицинского страхования
по объему и качеству или условий договора страхования страховая
организация вправе частично или полностью не возмещать
затраты по оказанию медицинских услуг.
Страховая организация несет правовую
и материальную ответственность
перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение
программы обязательного медицинского страхования или условий договора.
Порядок и размеры
материальной ответственности
устанавливаются действующим законодательством.
Оплата услуг медицинских учреждений больничными
кассами производится не позднее месяца
с момента представления документа об оплате, за
каждый день просрочки платежей больничная касса выплачивает медицинскому
учреждению 0,5% сумм платежей.
В остальных случаях оплата услуг производится в
порядке и сроки, предусмотренные условиями договора.
Этим же договором устанавливается и ответственность
за несвоевременное взимание платежей.
Статья 22. Право страховой организации на возмещение расходов
Страховая организация имеет право требовать от юридических и
физических лиц, ответственных за причиненный
вред здоровью гражданина, возмещения
ей расходов в пределах сумм, затраченных на оказание застрахованному
медицинской помощи.
Президент
Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
20 октября 1993
года
N 1991-XII.