Иметь крышу над головой есть право у каждого человека. Ну а если эта крыша открыта всем дождям и ветрам, стены рушатся от влажности, а пол гниет не по дням, а по часам, то такое жилье не назовешь иначе как «трущоба». Получить по очереди заветные квадратные метры в наша время - дело почти нереальное. Сулить квартиру или построить коттедж трущобники позволить себе не могут, поскольку в большинстве своем это люди весьма небогатые. И какова была перспектива жильцов убогих строений, которые и жилым-то назвать нельзя? Пионером в попытка решения жилищной проблемы можно по праву назвать Никиту Хрущева, худо-бедно прорвавшегося из коммунального плена и переселившего немалое количество людей пусть в не очень-то удобные и долговечные, но все же благоустроенные и отдельные "хрущобы".
Потерпела фиаско претенциозная горбачевская программа "Жилье", обещавшая каждой семье к 2000 году предоставить отдельную квартиру»
Вслед за "мечтой" экс-Президента СССР на смену пришла более приземленная скорректированная не только по названию, но и по срокам целевая программа "Жилище", в которой определены принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики.
Но многие регионы не уповают на разработки Центра, самостоятельно решая один из самых насущных вопросов всех времен и народов - ЖИЛИЩНЫЙ, при этом все-таки вспоминая Михаила Горбачева с его лозунгом начала перестройки - УСКОРЕНИЕ,
 

ПРЕДЫСТОРИЯ ФЕНОМЕНА

Казанским трущобникам повезло. Можно сказать, что почти 32 тысячи семей проживающих в ветхих лачугах, вытянули счастливые билеты поскольку попали в антитрущобную программу, рассчитанную на полное переселение в новые дома с1996 по 2004 год. Если учесть, что в Казани общая площадь ветхого жилья составляет 1211 тысяч квадратных метров, то темпы, прямо скажем, ударные.
Нельзя сказать, что создание антитрущобной программы - прерогатива нашего времени. Ликвидация ветхого жилья в Казани поделена на сколько этапов. На первом этапе - с 1967 по 1984 годы - было снесено 3415 бараков и жилых подвалов, которые покинули 17300 семей. Во время второго этапа - с 1984 по 1995 годы - из ветхого жилого фонда отселено 9136 семей. Однако замедленный процесс привел к тому, что заброшенные полупустые строения ускоренными темпами ветшали, создавая невыносимые условия проживания для оставшихся жителей. Поэтому было необходимо качественно новое, комплексное решение проблемы. Еще в1990 году была сделана попытка разработки Программы ликвидации ветхого жилья, но по чисто социалистическим принципам, то есть расписано красиво, но отсутствовал механизм реализации. Программа ограничилась полным сбором исходных данных и доказательствами своей необходимости, позволившими выйти на Презедентский совет РТ и на республиканскую npoграмму. По словам вице-мэра Казани Ленара Валеева, курирующего городскую жилищную политику, особенно значима антитрущобная программа для столицы Татарстана, поскольку в Казани сосредоточенно почти 80 процентов жилого фонда республики, что в 6 раз больше, чем в среднем по Российской Федерации. Поэтому с октября 1995 года ДП институт "Казгражданпроект" начал разработку Программы ликвидации ветхою жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани. Но встал главный вопрос: откуда взять средства на реализацию Программы? Первая попытка антитрущобной политики прошлых лет не удалась по одной причине: никакой бюджет не в состоянии выдержать лавину расходов, связанных с "великим переселением' трущобников.

КЛЮЧ К УСПЕХУ - В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Основным документом, определившим экономический механизм реализации Программы, стал указ Президента РТ Минтимера Шаймиева "О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, и реконструкции кварталов ветхого жилья от 23 октября 1995 года. Финансирование работ по ликвидации трущоб, новому строительству возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд РТ, который аккумулирует поступающие средства и целенаправленно их использует. Основными источниками формирования фонда являются: целевой налог с предприятий разных форм собственности в зависимости от объема реализуемой продукции; часть акциза от реализации нефти; 50 процентов платежей за наем жилых помещений государственного жилищного фонда; налог на имущество физических лиц с находящихся в их собственности квартир. Предусматриваются и другие, жестко не зафиксированные, поступления.
И с 1 января 1990 года началось "великое переселение". Скептиков, не веривших в успех предприятия, было немало. Шутка ли - 3000 семей должны были справить новоселье уже в первый год реализации Программы. А справили 3003 семьи. Всего за прошлый год для трущобников было построено 24 жилых дома общей площадью 155,8 тысячи квадратных метров.
Но этот декабрь стал особенно тяжелым. Если за 11 месяцев нынешнего года из 3207 семей, запланированных к отселению по Программе, переехали в новые дома меньше половины -1578, то за декабрь расстаться с ветхим жильем должны 1629 семей. В общей сложности в текущем месяце будут сданы 13 домов. А в том, что будут, мэр Казани Камиль Исхаков на сомневается. Не далее как на последнем деловом понедельнике Камиль Шамильевич еще раз напомнил, что не позволит сорвать графики отселения трущобников и сдачи домов. (Не помешал бы благим намерениям мэра на редкость суровый декабрь.)

РЕКОНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРА КАК ПАРАЛЛЕЛЬ

Но на только в улучшении жилищных условий трущобников заключается суть Программы. Параллельно с новым строительством ведется поквартальное отселение жителей ветхих строений. Дома, не имеющие исторической , архитектурной ценности и не подлежащие восстановлению, сносятся, поэтому пока центр Казани напоминает большое футбольное поле, поскольку именно здесь сосредоточен основной объем ветхого жилою фонда. Но уже видны результаты комплексной реконструкции - это обновленные улицы Кремлевская и Баумана.
Одновременно идет разработка проекта детальной планировки (ПДП) центральной части города площадью 1700 гектаров, где прорабатываются транспортная схема центра Казни, схема обслуживания населения, инженерные сети кварталов, подлежащих реконструкции. И, по обещанию директора Центра по разработке Генплана АП института "Казгражданпроект" Бориса Кобзева, в начале следующего года будет готов первый этап ПДП, который крайне необходим для продолжения реконструкции кварталов.
Персональные творческие мастерские Союза архитектора РТ работают над проектами 21-го квартала, следуя цели - сохранить дух старины, при этом создав деловой представительский центр и нанеся столичный лоск. Для сравнения: как признался на последнем межведомственном совете по вопросам строительства и архитектуры вице-губернатор Санкт-Петербурга Виктор Локтионов, в города на Неве разработан проект реконструкции лишь одного квартала центральной части Санкт-Петербурга (в районе Невского проспекта).

НЕ ДОГМА, А ГИБКОСТЬ

Именно Казань решилась на уникальный комплексный эксперимент, поражающий своей масштабностью.
Долг государства - предоставить трущобникам гарантированный социальный минимум, что и отражено в Программе ликвидации ветхого жилого фонда, к которой приложены списки трущоб и проживающих в них жильцов, а также графики отселения, корректировка которых ведется до сих пор. Не все так просто в столь глобальном деле. Как сообщил народным избранникам Ленар Валеев во время недавнею дня депутата, за два года реализации Программы из нее исключены 948 семей, причем по просьбе самих же жильцов. Но в то же время комиссией по корректировке Программы исследованы 300 домов, из Них 50 признаны ветхими. А это порядка 250 семей, которые, однако, быть включены в Программу пока не могут, поскольку нет резервного фонда. Почему?
Потому что горожане начинают проявлять "творчество": заключают фиктивные браки или разводятся, требуя при. этом отдельные квартиры. Конечно, не все имеющие место случаи - фиктивные, но спорные с администрацией города вопросы (по поводу количества квартир) может разрешить только суд. Всего за прошедший период произошло 361 изменение в составах семей. Сюда включены и естественные биологические процессы - рождение и смерть.

БЕЗ ИНВЕСТИЦИЙ НЕ ОБОЙТИСЬ...

Для реконструкции центральной части города привлекается не только Государственный внебюджетный жилищный фонд, но и инвесторы. Каким образом? В Программе имеется позиция, рассчитанная на рынок, - принцип градостроительной документации, в которой определены своего рода «правила игры» между инвестором и городом. То есть город определяет требования по архитектуре и строительству, а заказчик, укладываясь в данные рамки, продолжает детальное проектирование.
На сегодняшний день два основных фактора мешают ( приходу инвесторов: проблемы водопонижения центральной, нижней, части Казани и замены инженерных сетей. Проектированием дренажа по водопонижению занимается Московский институт "Гидрокоммунстрой".
Еще одно обстоятельство может привлечь инвестора: новые правила застройки и землепользования в Казани, которые должны одобрить (или нет) депутаты КСНД на предстоящей сессии. Правила разработаны Агентством международного развития США при участии Главного управления архитектуры и градостроительства.
 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мировой опыт показывает, что из социальноэкономического застоя выводят, как правило, жилищные программы. И если Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в Казани будет успешно реализована, то казанский опыт наверняка станет привлекательным для других городов страны. По крайней мере. многие президенты, губернаторы и мэры уже сегодня не прочь посетить Казань, дабы почерпнутъ для себя много полезного.