Сегодня Казанский железнодорожный узел – один
из крупнейших в стране. Ежедневно через него проходят десятки пассажирских
и грузовых поездов. Не удивительно, что вокзал всегда был своеобразной
визитной карточкой города. Казанцы по праву гордятся этим украшением столицы,
которое занимает видное место в архитектурном ансамбле города.
Накануне ХХ столетия Казань была одним из крупнейших
административных, культурных и торгово-промышленных центров России, но,
тем не менее, долго не имела железнодорожного транспорта. В конце 1890
г. Казанский городской глава С. Дьяченко отправился в столицу с ходатайством
о сооружении Казанской железной дороги. Решение же о строительстве Московско-Казанской
дороги было принято только в 1891 г. В эти же годы началось строительство
Московско-Казанской железной дороги и, одновременно, здания железнодорожного
вокзала
Великолепное здание из красного кирпича было
построено по проекту архитектора Г. Б. Руше менее чем за два года.
К этому времени уже было открыто, как тогда писали,
«правильное» товарное и пассажирское движение двух пар товарно-пассажирских
поездов на участке дороги между Свияжском и Казанью. Из-за отсутствия моста
через Волгу пассажиры переправлялись через реку на пароходе, зимой – на
санях и далее продолжали путь поездом.
И только открытие железнодорожного моста через
Волгу в 1913 году решило эту проблему.
В первые годы функционирования Московско-Казанской
железной дороги при благоприятной погоде от Казани до Москвы доезжали за
53 часа, сейчас скорый поезд Казань-Москва преодолевает расстояние 800
километров за 13-14 часов, а к 2001 году, после создания высокоскоростного
режима движения, поезда будут идти 8-9 часов.
Здание вокзала в хорошо сохранившемся состоянии
функционировало до пожара, который произошел 17 марта 1992 года, в результате
чего оказалось уничтожено все, кроме стен и фундаментов.
В 1993 году началось восстановление здания вокзала,
а в 1997 году, к своему 100-летию, оно принято в эксплуатацию Государственной
комиссией.
Железнодорожники и строители постоянно ощущали
внимание со стороны руководителей республики Татарстан и администрации
города Казани. В обновлении и развитии Казанского вокзала участвовали специалисты
самых разных профессий. Первостепенное значение этой работе придавали Глава
администрации города К. Ш. Исхаков и начальник Казанского отделения Горьковской
железной дороги Г. В. Тулисов.
В ходе восстановления были проведены реставрационные
работы внешнего вида здания вокзала с воссозданием первоначального архитектурно-лепного
декора. Фасад украшен стилизованными фонарями, часами. При отделке стен
и пола залов и вестибюлей были применены естественные высокопрочные материалы:
мрамор и гранит, превратившие интерьер вокзала в убранство настоящего дворца.
В
залах вокзала установлены хрустальные люстры и зеркала, применены современные
осветительные галогенные приборы, что позволило зрительно увеличить объемность
зала.
Бережно восстановленное здание, обновленное и
посветлевшее, продолжает служить людям, радушно встречает гостей и обеспечивает
все удобства для отъезжающих. Вокзал, оснащенный новым оборудованием, отвечает
всем требованиям современной технологии обслуживания пассажиров.
После реконструкции вместимость здания вокзала
составила 770 пассажиров, в нем три зала ожидания для пассажиров, зал официальных
встреч делегаций, ресторан, комната матери и ребенка, хорошо оснащенное
справочное бюро с радиоузлом, киоски, санузлы, служебные помещения.
В 1967 году для разгрузки основного построено
двухэтажное здание пригородного вокзала по проекту архитектора М. Х. Агишева.
В 1987 году рядом со старым зданием вокзала были
построены из красного кирпича административные корпуса Казанского отделения
Горьковской железной дороги, которые, формируя ансамбль площади, призваны
архитектурно поддерживать основное здание железнодорожного вокзала. Башня
с часами завершает развитие привокзальной площади со стороны улиц Нариманова
и Чернышевского.
Одновременно с реконструкцией старого здания
был изменен весь архитектурный облик Казанского вокзала.
С созданием пассажирского комплекса, отвечающего
самым высоким требованиям обслуживания пассажиров, в 1997 году проведена
коренная реконструкция привокзальной площади.
Ликвидировано старое трамвайное кольцо, и рядом
со зданием административного сервиса и с Западной пригородной платформой
построено новое трамвайное кольцо, которое позволило соединить все трамвайные
маршруты города. Одновременно реконструирована и Западная пригородная платформа.
Таким образом, вновь сформированная площадь у
здания пассажирского сервиса гармонично соединилась со старой привокзальной
площадью, что вызывает необходимость реконструкции впоследствии и здания
пригородного вокзала.
Площадь украсили деревья, газоны и цветники,
а светильники выполнены в едином архитектурном стиле ансамбля.
Для удобства пассажиров на площади находятся
стоянки для личного и служебного автотранспорта, подземный переход, будет
рационализирована схема маршрутных автобусов и троллейбусов.
Казанский пассажирский комплекс стал одним из
лучших в России по уровню сервиса, информационного обеспечения и технического
оснащения.
Знаменательно, что практически одновременно произошло
открытие восстановленных Казанских вокзалов в Москве и Казани.