Федор Шаляпин
Будет ли носить улица Баумана имя Шаляпина?
Многолетняя эпопея по сооружению памятника лучшему оперному певцу нашего века наконец-то благополучно завершилась. Бронзовый Шаляпин занял место на пьедестале возле Богоявленского собора, где его когда-то крестили.
Церемония открытия началась ровно в десять. У подножья памятника – Президент РТ М.Шаймиев с супругой, супруга президента РФ Н.Ельцина, вице-президент российского правительства В.Матвиенко, министр культуры РФ В.Егоров, Премьер-министр РТ Р.Минниханов, Мэр Казани К.Исхаков, внучка и правнучка великого певца, почетные гости.Короткие речи Президента и Мэра, награждение Минтимера Шариповича грамотой российского правительства за поддержку культуры, - и вот уже белое полотнище под перезвон колоколов Богоявленского собора сползает вниз, открывая взорам бронзовую фигуру певца. В воздух взлетают десятки белых голубей. Тот, кто видел макеты памятника, представленные на конкурс, конечно же, могут отметить – выбрали лучший. Московский скульптор А.Балашов нашел максимально возможное решение, удачно вписав памятник в сложный (одна колокольня собора чего стоит) контекст местности. Оттого, наверное, когда полотнище упало, публика встретила увиденное громом аплодисментов. А над запруженной народом улицей, которую Шаляпин знал как Проломную, поплыл бас певца.
Дальше начался обязательный в таких случаях концерт, который перемежался речами присутствующих.
Ирина Борисовна Шаляпина – внучка Шаляпина отметила, что скульптору удалось добиться в своем творении большого сходства с ее дедом. К счастью, устроители концерта догадались пригласить Святослава Бэлзу. Его небольшие монологи о Шаляпине, как всегда, были образны и небанальны. Концерт можно было бы назвать традиционным, если бы не приглашенные солисты, среди которых особо надо отметить В.Луханина из Мариинки и А.Абдразакова из Уфы. А уж солист Большого В.Пьявко и вовсе выступил «попирателем традиции», исполнив вместе с коллегами «Очи черные». И все сразу вспомнили, что Федор Иванович был не просто выдающийся артист, но и широкой души человек, сложный, противоречивый, в душе которого боролись «десяток разных людей, и не всегда достойный побеждал», но все, что с ним происходило в жизни, он умел переплавить в своем очередном сценическом образе. И здорово, что первый в мире памятник певцу стоит теперь на его родине, в лучшем из городов, как он сам называл Казань.
Когда официальные лица отправились осматривать шаляпинскую экспозицию в колокольне собора, народ потянулся к подножью памятника – незаорганизованно, с огромными букетами и скромными букетиками. Бронзовый Шаляпин принимал знаки внимания, словно был «живой, а не памятник».
(Мамаева Т., «Время и деньги», 1 сентября)
Федор Шаляпин
Федя Шаляпкин
В Центральном государственном архиве Татарстана хранится толстая метрическая книга Богоявленской церкви города Казани за 1873 год. В разделе "о родившихся" там имеется запись о том, что 1 февраля (старого стиля) у крестьянина Вятской губернии и уезда Починка Лагуновского Ивана Яковлева Шаляпина и его законной жены Евдокии Михайловой родился сын Федор. Уже на следующий день мальчика крестили - родители опасались, что он, как тремя годами раньше их старший сын Василий, может умереть в младенчестве.
Было сретенье - православный праздник, все гуляли, так что родителям не сразу удалось найти желающих в кумовья. Крестным маленького Феди записан крестьянин Муромского уезда Николай Алексеев Тонков, видимо, не слишком близко знакомый тогда с семьей Шаляпиных, а потому и фамилию крестника при совершении обряда указавший с ошибкой: "Шаляпкин".
Жили тогда Шаляпины на Рыбнорядской улице, в одном из деревянных флигельков дома Лисицына (ныне ул. Пушкина, 14), который не сохранился. Вскоре им пришлось переехать за городскую черту, в Ометьевские выселки (ныне район улицы Тихомирнова), в одну из тех нищих хибар, что можно увидеть на старых снимках. Жили Шаляпины и в Адмиралтейской слободе, и в Татарской (в районе нынешнего цирка), и в Собачьем переулке (ул. Некрасова), и в деревне Ахметьево (Ометьево), что на горе близ Казани. Жилища эти были одинаково малы и бедны - семья жила очень скудно.
Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна были из тех городских крестьян, которые числились в сельской общине, платили подати и, не бросая своего клочка земли, промышляли в Казани чем могли, не гнушаясь самой черной работой. Но детей своих такие крестьяне старались обучить грамоте и ремеслу, чтобы перевести их со временем в другое сословие - в мещане, в цеховые, в купечество или духовенство.
Уже всемирно известный Шаляпин, хотя и носил почетные звания артиста императорских театров и солиста Его Императорского Величества, так и остался крестьянином. Позже он писал: "Так как я крестьянин по происхождению, то и мои дети продолжали считаться крестьянскими, то есть гражданами второго сорта. Они, например, не могли быть приняты в Пушкинский Лицей, привлекавший меня, конечно, тем, что он был Пушкинский..."

Яшкин балаган
Шести лет Федя с родителями снова жил на Рыбнорядской, а совсем неподалеку от их дома - на Николаевской площади (где сейчас Ленинский сад), среди мясных, овощных и дровяных лавок стояли два балагана. Оживали они в праздники - на масленицу, пасху и святки. Когда Федя впервые оказался там в оживленной, разношерстной толпе, его поразили невиданные до этого увеселения - качели и карусели, игра в кольца и "фортунка", шум, гомон, хрип разбитых шарманок, лязг меди, звон колокольчиков, крики балаганных зазывал - все сливалось в единый праздничный гул.Хозяин балагана с громким и загадочным названием "Театр спиритизма и магии", известный всей Казани потешник, гимнаст и акробат Яков Мамонов извещал "почтеннейшую публику", что у него "два брата в солдатах, сестра в денщиках и бабка третий год на пороховом заводе", и приглашал всех "в нутро", посмотреть "чуда чудные", "дива дивные". Рядом помещался Петрушка, традиционный герой ярмарочного балагана, с не менее традиционными квартальным, цыганом, немцем, доктором и собакой, которая в конце концов глотала веселого балагура." Я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах, - вспоминал артист, - стоял и думал: вот это счастье - быть таким человеком, как Яшка"..

Любимый учитель
В 1882 году Федю отдали в шестое городское начальное училище, одно из лучших в городе. Оно помещалось в доме купца Суслова на Георгиевской (ныне ул. Свердлова, 58). Второй этаж с чердаком отдавался для классов, а в первом были квартиры для учителей и сторожа. Училище посещало 116 детей мещан, ремесленников, лавочников.
Любимым учителем Феди стал Николай Васильевич Башмаков, человек, которого знал и уважал весь город. Беззаветно любивший музыку, особенно пение, он стремился передать эту любовь детям. На всю жизнь сохранил с ним дружбу Шаляпин. Приезжая в Казань, непременно встречался со своим учителем.
После кончины Башмакова его портрет по решению городской Думы висел в училище рядом с портретом Шаляпина.

Писца помощник
На службу в Управу Федя ходил вместе с отцом, очень гордился этим. Ивану Яковлевичу сын был хорошим помощником. Все, что ни поручали ему по переписке, Федя выполнял быстро и аккуратно. И когда через несколько месяцев в Управе образовалась вакансия, мальчика зачислили в штат, определив ему жалованье по 10 рублей в месяц.
Но с годами служба в Управе все больше тяготит Федора - все его мысли, все мечты о театре, где он уже начал подрабатывать статистом. А в 1889 году пятнадцатилетний юноша был зачислен в театр на штатную должность статиста с окладом в 15 рублей в месяц.
Мечта начинала сбываться.

Первый концерт Шаляпина в Казани
Весной 1892 года Шаляпин приехал в Казань после многомесячных скитаний по России и Кавказу с бродячими актерскими труппами. Из Самары, где жили тогда родители, он едет в Бузулук, потом в Оренбург, Уральск, Астрахань, а оттуда - в Петровск, Узунь-Ада, Ашхабад, Чарджоу, Самарканд... Жизнь бродячего артиста была нелегкой - часто голодал, вконец обносился... Оказавшись в Баку без копейки денег и вдобавок без паспорта, Федор решает вернуться в Казань - выправить паспорт. Чтобы заработать на дорогу, нанимается на пристанях крючником.
О том, что произошло с ним после возвращения в родной город, Федор Иванович рассказал корреспонденту казанской газеты "Копейка" уже годы спустя, когда приехал в Казань знаменитым артистом

- На заре юности я приехал в Казань из Баку, где пел в малороссийской труппе. Голос был порядочный. Хорошая фразировка. Владел я своим голосом, знал уже, что такое "дыхание", знал, как набирать воздуху в легкие и экономно расходовать запас его. Был кое-какой репертуарчик: "Два гренадера", "Ноченька", "Новгород". Шатался без дела. Баклуши бил. И вот встречаю друга юности — татарина Хайруллу. Смышленый был парень, оборотистый. Когда в Казань приезжали знаменитости, билеты покупал, хорошо наживался
Хайрулла был грамотный. Газеты читал. Знал всех артистов.Любил театр. Бывал на концертах. Особенно любил скрипку
Понимаешь, Шаляпин,- сказал он однажды, - деньги будут и тебе. У тебя сильный голос, кричишь, как пароходный труба. А приятно поешь. Давай концерт устроим.
На другой день Хайрулла взял какой-то зал, были отпечатаны афиши. Сам Хайрулла ездил в полицию за разрешением. Цены билетам были назначены дешевые. Бойко шла продажа билетов в табачном магазине.
Я получил аванс в десять рублей. В концерте, который в афише значился "народным", я должен был выступать в поддевке, которую купил Хайрулла. До концерта Хайрулла ежедневно угощал меня лукулловскими обедами в какой-то харчевне. Я чувствовал себя знаменитостью. Меня окружил своими заботами мой первый импрессарио Хайрулла. Никогда я не обедал с таким аппетитом, никогда потом меня не трогали так заботливость и внимание моих импрессарио.
Концерт прошел блестяще. Страстно звенел мой голос. После "Ноченьки" ко мне подошел какой-то старик-рабочий, полупьяный, жалкий, и протянул мне свою жилистую рабочую руку. Он силился что-то сказать, но не мог. Только замотал головой и молча повернулся.
Когда я пел "Двух гренадеров", в задних рядах вполголоса подтягивали "Марсельезу". Где-то в углу зашевелился полицейский. Он тоже был пьян, его напоил Хайрулла.
Концерт окончен. Потушены огни. Я чувствую себя триумфатором. При входе из "зала" молоденькая девушка протянула мне свою теплую, нежную ручку. Так сладко стало на душе!
Мы сидим с Хайруллой в грязных "номерах". Хайрулла делает какие-то вычисления. Подмигивает мне своими хитрыми глазками.
- Получай... Немного остался тебэ... 84 копейки. Ми точно посчитали... Много расход был. Поддевка покупал... сапоги покупал.. за номер платил... полиции расход был... обедам угощал...
- Довольно! - кричу я Хайрулле.- К черту с твоими расходами! Я доволен...счастлив, понимаешь ты? Ловко все это вышло... Спасибо!
...Долго я не могу уснуть. В окно жалких "номеров" тонкой полоской льется предутренний рассвет. Я благословляю день моего концерта, давший мне чистый сбор в... 84 копейки.


Владимир Герасимов.
Семнадцать мгновений зимы
Вот уже 17 лет ежегодно февральский праздник собирает на сцене Татарского академического театра оперы и балета лучших исполнителей из многих стран.
Празднование 125-летия со дня рождения великого певца дает повод оглянуться назад, воскресить в памяти казанцев основные вехи шаляпинского фестиваля.
1982 год. 8 февраля оперой "Борис Годунов" весьма скромно открылся первый, никак еще не титулованный шаляпинский фестиваль. Партию Бориса пел наш Ю. Борисенко. Первая фестивальная афиша состоит из шести спектаклей, в которых блистал в свое время Шаляпин:
"Борис Годунов", "Князь Игорь", "Фауст", "Севильский цирюльник", "Русалка", "Евгений Онегин". Среди гостей — солист Братиславской оперы Р.Сыч, артисты Москвы, Киева, Риги, Минска. Солист Большого театра А.Эйзен спел Галицкого в "Князе Игоре".
Открытием фестиваля становится солистка Московского театра им. Станислаского и Немировича-Данченко Л. Казарновская (Татьяна в "Евгении Онегине"), ныне артистка с мировой известностью.
"Со временем Шаляпинский фестиваль завоюет широкую известность и любовь исполнителей", - предсказывает А. Эйзен в своем интервью газетчикам.
1983 год. Программу фестиваля пополнили оперы "Алеко" и "Кармен". Кармен поет Тамара Синявская.
Впервые приезжают в Казань солисты Большого театра А. Ведерников и Ю. Григорьев, вновь выступают А. Эйзен и О. Кленова. Событием становится яркий дебют солиста пермской оперы Ю. Горбунова в роли князя Игоря.
Интерес к фестивалю растет, спектакли проходят при полных аншлагах. 1984 год. Фестивальная афиша взбудоражила Казань:
Тамара Синявская приезжает на фестиваль, будет петь Кармен! Билеты исчезли задолго до спектакля, поклонники Синявской берут театр с боем, битком набитый зал восторженно аплодирует любимой певице.
Очень тепло принят зрителями баритон Ю. Горбунов из Перми - он еще не раз будет с успехом выступать на казанской сцене.
1985 год. Фестиваль официально получает статус всероссийского, хотя участие в нем зарубежных солистов уже стало традицией. Партию Мюзетты в "Богеме" (спектакль впервые включен в фестивальную афишу) исполняет солистка Белградской оперы О. Вулич.
Впервые в рамках праздника проходят сольные концерты - Л.Сметанникова и. молодых солистов 12 российских театров. Отныне сольные концерты -неотъемлемая часть праздника.
Дебютирует в роли Эскамильо начинающий артист из Сыктывкара Н. Путилин, сразу и навсегда покоривший сердца казанцев. Ему аплодируют не менее горячо, чем именитым исполнителям: Л. Сметанникову, А. Масленникову (Москва), Н. Охотникову (Ленинград).
1986 год. Тон празднику задает блистательный "ленинградский десант": И. Богачева (Марина Мнишек и Кармен), А. Морозов (Варлаам и Мефистофель), Н. Охотников (Собакин в "Царской невесте"), Ю. Марусин (Рудольф в "Богеме"), Т. Новикова (Маргарита).
Н. Путилин поет фестивальные спектакли уже в качестве ведущего солиста татарской опера
За дирижерским пультом фестиваля главного дирижера театра В. Васильева впервые сменяет гость — дирижер А. Анисимов из Перми.
1987 год. Шаляпинский оперный приобретает все большую популярность среди артистов России и других стран. В Казани поют М. Биешу, Б. Минжилкиев, Л. Сметанников, В. Гринченко, А. Эйзен. На ЦТ проходит первый сюжет с казанского фестиваля.
М. Биешу предлагает начать сбор средств на сооружение памятника Шаляпину в Казани и делает первый взнос - отдает в его фонд свой гонорар.
1988 год. Восторженные аплодисменты солистке театра "Эстония" Ану Кааль (Виолетта в "Травиате).
С неизменным успехом выступают казанцы — постоянные участники фестивальных спектаклей А. Аббасов, 3. Сунгатуллина, Р. Мифтахова, А. Фадеичева, Э. Трескин, Л. Башкирова, Г. Ластовка, X. Бигичев, К. Румянцева, Л. Берниковский, В. Ефимов.
Проходит большой концерт известных солистов в фонд будущего памятника Ф. И. Шаляпину. Среди его участников — И. Богачева, Ану Кааль, Л. Шевченко, А. Пономаренко, А. Стеблянко, О. Биктимиров.
1989 год. В рамках фестиваля впервые проходит Всесоюзный конкурс молодых оперных певцов им. Ф. И. Шаляпина. Отныне он будет проходить в нашем городе постоянно.
На фестиваль приезжает Д. Хворостовский — он поет Елецкого в "Пиковой даме".
1990 год. Солист Латвийского театра оперы и балета К. Зариньш в роли Отелло восторженно принят казацами. На фестиваль приехали певица К. Стрелов из Германии и дирижер Т. Кюр (Австрия).
1991 год. "Риголетто" на итальянском в составе Н. Путилина, О. Кондиной, В. Пролат, В. Луханина, А. Фадеичевой — спектакль, способный, по общему мнению публики и критиков, украсить любую европейскую сцену.
Успешно выступают и зарубежные гости — певицы из США Л. Макивен, Б. Хилл и Дж. Соррентино, солист из Швейцарии Ф. Манзони.
1992 год. Фестиваль отмечен сразу двумя яркими премьерами. Это "Летучий Голландец" Вагнера в постановке хххххх и "Мессия" Генделя с участием хора во главе с дирижером из Сиетла (США) Брайеном Да-венпортом.
Ирина Архипова поет Графиню в "Пиковой даме". Среди гостей - Л. Кузнецов и С. Мурзаев из Москвы, Ю. Горбунов из Екатеринбурга.
1993 год. "Севильский Цирюльник" идет практически целиком в исполнении солистов Большого театра. Б. Стаценко, спевший Фигаро, получает приз газеты "Известия Татарстана" как лучший исполнитель. Он в восторге от фестиваля, от казанской публики.
"Шаляпинские чтения" на этот раз посвящаются теме "Шаляпин и кино". Из Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода приезжают режиссеры со своими фильмами о Шаляпине, впервые в Казани показаны и старые ленты, запечатлевшие певца.
Г. Хайбуллина впервые участвует в фестивале в качестве художественного руководителя оперы.
1994 год. На фестивале вновь премьеры: "Тоска" (спектакль создан с участием болгарского дирижера С. Линева, режиссера из Швейцарии К. Гроссера и новосибирского художника И. Гриневича) и "Борис Годунов" в версии Большого театра, со знаменитыми декорациями Ф. Федоровского.
Растет число приезжих звезд. Казанцы аплодируют первоклассным солистам Мариинки В. Огновенко, Л. Дядьковой, О. Кондиной, москвичам А. Масленникову, В. Пьявко, Т. Ерастовой, А. Ломоносову, артистам из Кишинева, Львова, Новосибирска. Эрика в "Летучем Голландце" поет певец из Германии П. Свенсон, с успехом выступавший на лучших европейских сценах, в том числе и в La Skala.
Достойнвми партнерами именитых гостей выступают наши солисты - Ю. Борисенко, Е. Михайлова, В. Ганее-ва, Ю. Галявинский, В. Иванов.
За дирижерским пультом фестиваля стояли пятеро дирижеров - Д. Хохлов (Петербург), И. Лацанич (Львов), Ю. Кочнев (Самара), В. Васильев (Одесса) и М. Тургумбаев (Казань).
1995 год. Главным любимцем публики становится грустный тенор из Тбилиси Т. Гугушвили (Каварадосси).
С неизменным триумфом выступает уже экс-казанец Н. Путилин (Скарпиа). Открытием фестиваля называют молодую солистку нашего театра Р. Ермохину, спевшую Джильду в "Риголетто".
Дирижер из Литвы Г. Ринкявичюс, по определению критиков, большой спец в области оркестрового монументализма, блестяще сыграл "Летучего Голландца".
Необычайно представительны традиционно проходящие в дни фестиваля "Шаляпинские чтения", на которые съезжаются музыковеды, театроведы, критики, краеведы. На этот раз в Чтениях участвуют гости из Москвы, Санкт-Петергбурга, Харькова, Кисловодска, Нижнего Новгорода, Уфы.
1996 год. Самые яркие мгновения фестиваля вновь связаны с "Летучим Голландцем". Фаворитами праздника стали гости из Вильнюса Е. Василевский (заглавная партия) и А. Агамирзов (Эрик), а также С. Раинбаков (Даланд), Ю. Петров (Рулевой) и наша примадонна Е. Михайлова (Сента).
1997 год. Участие в Шаляпинском артистов первой величины становится привычным. На этот раз среди них И. Богачева, О. Кондина, Т. Гугушвили, В. Ванеев.
1998 год. Нынешний фестиваль, посвященный 125-летию великого певца, по праву можно назвать большим звездным слетом. Так много знаменитостей сразу в Казань съезжаются впервые. Блистательно выступили Юрий Марусин, Иван Пономаренко, Екатерина Нейжмак, чье искусство, по единодушному мнению критиков, достойно лучших сцен мира. Большой и Мариинский представлены многими известными именами. Среди них - Т. Ерастова, А. Зайченко, М. Светлов-Крутиков, О. Кондина, В. Огновенко, Ю. Шкляр. Приехали Е. Василевский из Литвы, Т. Гугушвили (Тбилиси), Ю. Круглов (Киев), Б. Ганзел (Кишинев), М. Белчева (София). За дирижерским пультом стояли Е. Бражник (Екатеринбург), И. Лацанич (Казань), Л. Корчмар (Мариинский театр), В. Кираджиев (Австрия).
В качестве ведущего гала-концерта выступил С. Бэлза.
Анна Миллер.

Материал подготовлен по материалам газеты "Копейка" и журнала "Establishment"