|
В 1989
году группа художников в составе А.П. Леухина, В.А. Нестеренко, О.А. Бойко,
В.А. Вязникова, А.Х. Якупова получила заказ на создание экспозиции музея Салиха
Сайдашева.
Что являло собой музейное пространство?
Это две небольшие комнаты, разделенные на мелкие клетушки, плохо отделанные
горе-мастерами. Времени было в обрез. Трудно рождалась экспозиция. В спорах,
а порой в криках со стороны руководства вырисовывалась художественная пластика
объемов.
Задача создать музей из ничего - архисложная. Фото, документы, ноты были в изобилии,
а видеоряд, крупный предмет, образ, через которые строится современная экспозиция,
отсутствовали.
Мы пошли по пути воссоздания эпохи. Это вещи времени Сайдашева, которые скрупулезно
собирались художниками: бесконечные рейды по квартирам Казани, объявления по
телевидению, радио, выезды в деревни близ Казани... Так появились колесо, лопата,
вилы, многое другое вплоть до мелочей:
пудреница, зеркальце, приколки... Краса и гордость музея - шкаф, диван, сундук.
Спасибо людям, откликнулись на объявления, за символическую плату отдавали свои
вещи.
Генеральная идея музея - это разговор вещей со своей комедией, драмой, трагедией.
Все это мы показали в инсталляциях (соединение предметного мира с живописью;
новый взгляд на вещь, свет, цвет; музыка, "автогид"). Вот тема "Бабушкин
сундук". На фоне Его Величества Сундука показан уклад Татарской слободы
того времени с его бытом, в центре - портрет мамы Салиха Сайдашева Махубжамал.
Шкаф с чайными принадлежностями, вывеска "Сайдашев - Хамитов" говорят
о происхождении Салиха Замалетдиновича: торговый люд. Татарская слобода, первая
любовь (сцена с зеркалом), увлечение "миром Тукая", знакомство с первым
инструментом, рояль, первые учителя - все это показано через предметный мир,
фото и документ.
В процессе работы пришла идея (совместно с Булатом Галеевым) "оживить"
предмет, дать качественно новый взгляд на вещь при помощи светомузыки. Вещи
"зажглись", "задвигались", "задышали". Так возник
своего рода законченный спектакль.
Во второй комнате в хронологическом порядке размещены инсталляции, которые предельно
четко иллюстрируют тот или иной период жизни композитора.
Встреча с возлюбленной, свадьба (зеркало, цветы, самый "розовый" период
жизни), пик творчества, театральная деятельность, написание музыки к спектаклям.
"Голубая шаль": сцена из спектакля, костюмы и сама шаль - свидетель
и участница успеха. "Наёмщик" - одно из ярких музыкальных произведений.
Здесь воспроизводится деревня (окно, запах сена, колесо телеги - символ движения,
скрипка - застывшая песнь).
Дальше яркая композиция, посвященная "Маршу Красной Армии", за который
С. Сайдашев получил именные часы от наркома обороны К. Ворошилова. Композиция
"грохочет" как видеорядом, так и в прямом смысле в бравурных звуках
марша. Поодаль тихо стоит старый потертый диван, на спинке которого наклеена
групповая фотография. Тема: "Союз композиторов". Памятник рутинности,
казенщине.
"Салих Сайдашев и женщина". Трещина по стеклу...
Тема "1937 год". Вырванные фамилии, люди, замазанные черной ретушью.
Нельзя говорить громко. Время шепота, недоверия, подозрительности. Коммуналка,
гарь, керогаз, чернота, оскал безысходности и безнадежности...
Одиноко стоящая черная фигура с ореолом несчастья (фотография в рост). Вечный
конфликт: мудрое руководство и художник. Баловень судьбы, любимец публики и
женщин в бесконечном празднике толпы, цветов, надувных шариков, летящих самолетов,
отвержен властью, наказан самым страшным - безработицей. Фигура сродни Булгакову.
Тема - "Художник и власть".
И, наконец, в завершение экспозиции, которая буйствует живописными приемами,
фактурами и прочими изысками и "измами", появляется комната с чисто
белыми предметами. Сцена репетиции: только что удалились господа, сдвинуты стулья
вокруг стола, в живописном беспорядке ноты; еще чувствуется дыхание и тепло
музыкантов... и только пианино и круглый стул С. Сайдашева имеют свой черный
лаковый цвет. Все эти предметы - участники спектакля, ведут живой разговор с
современниками, с посетителями музея.
Опасения за условный показ жизни композитора, боязнь, что наш народ "как
всегда" не поймет "изыски" художников, теперь в прошлом. Слава
Богу, обошлось, народ оказался понятливым. А на международном биенале в Красноярске
в 1999 году Музей был отмечен дипломом. Немецкие искусствоведы из Штутгардта
отобрали в нем фотографический материал на международный конкурс музеев, который
пройдет в том же городе в 2001 году.
В музее
художники нашли выразительную форму для каждой композиции. И всё же чего-то
не хватало - хотелось, чтобы он не оставался немым, чтобы в нём звучала музыка.
Нельзя было обойтись простой установкой магнитофонов.
В СКБ (ныне НИИ) "Прометей" Казанского технического университета уже
были наработки по озвучиванию экспозиций с помощью созданного здесь "автогида",
и "прометеевцы" с радостью откликнулись на просьбу Государственного
объединённого музея разработать систему "автогид" для музея Салиха
Сайдашева.
Технически "автогид" представляет собой электронный блок, управляющий
работой магнитофона, воспроизводящего фонограмму с записью текста и музыки.
Этот же электронный опок управляет подключением осветительного оборудования
и громкоговорителей, размещенных в экспозиции. Свет и звук, перемещаясь от композиции
к композиции, ведут экскурсантов по залам музея. Для некоторых композиций использовалось
светомузыкальное оформление.
Автором-разработчиком системы "автогид" стал одним из коренных "прометеевцев"
инженер-конструктор Валентин Петрович Букатин. Творческая обстановка, царившая
тогда в музее, заразила и электронную группу СКВ "Прометей", занимавшуюся
воплощением "автогида" в металле и монтажом системы в залах музея.
Литературную обработку чернового варианта сценария и режиссерские задачи выполнил
руководитель СКБ "Прометей" Булат Махмудович Галеев. Предстояло этот
сценарий воплотить в реальную фонограмму. Совместно с сотрудницей музея Дильбар
Замалеевной Саиновой в фонотеке радиокомитета были найдены и отобраны фрагменты
из музыкальных произведений Салиха Сайдашева, которые должны были иллюстрировать
текстовую часть фонограммы. Общий сквозной монтаж фонограммы блестяще выполнила
звукорежиссёр Казанского радиокомитета Амина Ша-гиахметова.
Затем, после подготовки светозвуковой режиссуры, оставалось выполнить последний
штрих: нанести на фонограмму кодовые отметки - команды для переключения "автогида"
с экспоната на экспонат. Демонстрация работы "автогида" сотрудникам
музея состоялась в мае 1993 года. А в июне музей был открыт для посетителей.
Музей Салиха Сайдашева стал одним из самых посещаемых музеев города Казани,
в том числе благодаря "автогиду" - уникальный системе, не используемой
в других музеях.
Муртазин Шамиль Рашидович -
инженер НИИ экспериментальной эстетики "Прометей".