Опера в Казани


В 1999 году культурная жизнь Татарстана ознаменовалась двумя юбилеями: 60-летием Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля и 125-летием начала постоянных оперных сезонов в Казани.

Созданию и организации первой в Поволжье стационарной русской оперы предшествовало целое столетие регулярных публичных платных представлений - 1791 год считается началом общедоступного театра в Казани.

В 1803 году в Казани большую известность приобрел театр помещика П.П. Есипова, в котором играли крепостные актеры. Есипов выстроил деревянный театр на каменном фундаменте (он находился на месте нынешнего оперного театра), простоявший до 1815 года. Есиповский театр был драматическим, но в нем ставились и оперы. Именно в этом театре казанцы узнали первые русские оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского, "Санкт-Петербургский гостиный двор" Матинского.

В 1851 в городе было выстроено отличное театральное здание. Новый театр открылся гастролями итальянской оперной труппы. Впервые жители города услышали итальянское пение. На невиданных в Казани артистов публика шла очень активно. Через 8 часов после открытия кассы все билеты были проданы. Репертуар был классический итальянский: "Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджиа", "Монтекки и Капулетти", "Пуритане" Беллини, "Севильский цирюльник" Россини, к нему добавлялась одна французская опера: "Роберт Дьявол" Мейербера.

"Собирателем русской сцены" называли в Казани антрепренера П.М. Медведева (1837-1906), который в 1867 году взял театральное дело в Казани в свои руки. 26 августа 1874 в Казанском театре впервые полностью давали оперу Глинки "Иван Сусанин". Желающих ее послушать оказалось так много, что у кассы случилось настоящее столпотворение. И в дальнейшем желающих попасть в театр на оперу не убывало, приходилось записываться за много дней вперед. Позже антрепренеру удалось выйти из затруднительного положения следующим образом - он увеличил количество оперных представлений за счет драматических, которые шли по очереди с оперой и опереттой. Драматические спектакли публика практически перестала посещать - так ей понравилась опера.

При Медведеве оперный репертуар был очень разнообразным. Так, в сезоне 1874-75 шли "Трубадур" Верди, "Аскольдова могила" Верстовского, "Фауст" Гуно. Впервые были поставлены "Иван Сусанин " Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Марта" Флотова. В сезоне 1875-76 показывались "Норма "Беллини", "Вольный стрелок" Вебера, "Травиата" и "Трубадур" Верди, "Аскольдова могила" Верстовского, "Дочь кардинала" Галеви, "Цампа" Герольда, "Линда да Шамуни"… В числе премьер - "Руслан и Людмила" Глинки, "Фенелла" Обера, "Рогнеда" Серова.

Если говорить об успехах первого двадцатилетия оперных сезонов в Казани, связанных с именем Медведева, то необходимо упомянуть, что этим успехам способствовали дирижеры У. Авравек, А. Орлов-Соколовский, певцы Е. Кадмина, Д. Ухтомская-Баронелли, З. Эйбоженко, Д. Усатов, Ю. Закржевский.

Дальнейшие успехи казанской оперы связаны с именами М. Бородая, Н. Собольщикова-Самарина. Славу казанской сцене составили дирижеры И. Палицын, А. Сук, режиссер Н. Боголюбов, певцы О. Камионский, А. Круглов, М. Максаков, И. Тартаков, Е. Ковельникова, Е. Стефанович.

Вплоть до 1917 года казанская опера продолжала оставаться среди провинциальных театров одной из ведущих - как по количеству, так и по качеству постановок.

В 1934 было принято постановление Правительства Татарии об открытии в Казани театра оперы и балета. За год до этого, 4 ноября 1933 года, постановили создать при Московской консерватории Татарскую оперную студию, целью которой была подготовка кадров для будущего театра.

2 февраля 1934 года студия начала работу. На учебу в Москву были направлены лучшие творческие силы республики (многие из представителей получили образование в Восточном музыкальном техникуме и имели опыт на сцене Татарского драматического театра). Четыре года в Москве обучались вокалисты, дирижеры, композиторы. В конце 1938 студийцы, завершив образование, вернулись в Казань.

Театр открылся в 1939 году оперой Н. Жиганова "Качкын" ("Беглец"). С первых же дней театр стал центром музыкальной культуры республики, давшим мощный толчок формированию зрительских вкусов и интересов. Театр стал, с одной стороны, пропагандистом лучших произведений русской и зарубежной классики, с другой - лабораторией создания национальной оперы, балета и музыкальной комедии.

Национальные исполнительские традиции были заложены выпускниками Татарской оперной студии при Московской консерватории.: М. Рахманкуловой, Г. Кайбицкой, А. Измайловой, С. Садыковой, З. Байрашевой, М. Булатовой, Ф. Насретдиновым, У. Альмеевым, Х. Забировой, Л. Верниковским, М. Булат-Родионовым, Е. Домбаевой, Д. Садрижигановым и другими. Они прошли отличную школу под руководством таких замечательных педагогов, как Р. Глиэр, А. Александров, В. Белый, Г. Литицкий, М. Владимиров.

Большой вклад в становление и развитие внесли крупные музыканты и театральные деятели: композитор Н. Жиганов, дирижеры С. Бергольц, И. Шерман, К. Тихонов И. Аухадеев, Ф. Фазлулин; режиссеры Ф. Каверин, И. Просторов, Н. Даутов, Е. Кушаков, В. Раку; балетмейстеры Г. Тагиров, Л. Жуков, Ф. Гаскалов, Л.Бордзиловская, С. Тулубьева; художники П. Сперанский, А. Кноблок, Э. Нагаев.

Послевоенные годы ознаменовались подлинным расцветом деятельности театра. На его репертуаре выросла замечательная плеяда артистов оперы и балета: певцы А. Аббасов, И. Ишбуляков, К. Якубов, В. Жарков, Б. Апполонов, В .Галкин, З. Хисматуллина, Н.Якушева, В. Шарипова, Г. Сайфуллина, Ф. Тимирова, Р. Билялова, О. Логинова, Л. Башкирова, Н. Зайцева; танцовщики А. Нарыков, С. Хайруллин, Р. Садыков, А. Монасыпов, К. Гайнуллин, В. Бортяков, В. Яковлев, Н. Юлтыева, А. Айдарская, Г. Баширова, Г. Калашникова, К. Янбулатова, И Хакимова, С. Хантимирова.

Балетная труппа начала свою самостоятельную жизнь одновременно с оперой. Пионером этого нового для татарской сцены искусства стал балетмейстер Гай Тагиров. Основу труппы составили и внесли большой вклад в развитие национального балета А. Гацулина, Н. Леонтьева, С. Глинская, В. Романюк и другие.

12 марта 1945 года театр показал первый татарский балет Ф.Яруллина "Шурале" ("Леший", либретто А. Файзи). Первоисточником балета послужила одноименная сказка-поэма татарского классика Г. Тукая. Постановка явилась одним из самых значительных событий музыкальной жизни Татарии того периода.

Заметный вклад в истории балетного театра составили балетмейстеры-гастролеры К. Боятский, Н. Конюс, Л. Якобсон, К.Тер-Степанова.

28 сентября 1956 года спектаклем "Алтынчеч" открылось нынешнее здание театра (архитекторы Скворцов и Гайнутдинов), строительства которого началось еще в 1936. Теперь это - памятник архитектуры, охраняемый государством. Здание уникально по своей добротности и красоте. Потолок зрительного зала украшает прекрасная люстра из горного хрусталя весом более тонны, специально отлитая в Мытищах под Москвой.

В этом же году Постановлением Президиума Верховного Совета СССР театру было присвоено имя поэта-героя Мусы Джалиля.

В 60-70 годы в театре последовательно происходит смена поколений. Художественное руководство театром осуществляли Ф. Мансуров, Я. Вощак, Ю. Кочнев, И. Лапиныш, В. Куценко, Н. Юлиыева, Д. Арипова.

В 1988 году Татарский театр оперы и балета получил звание "академический".