|
От
наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, которая
за многовековую историю выработала свои особенности, в том числе и свой яркий
художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.
Под
традиционной одеждой мы имеем в виду передававшийся из поколения в поколение
костюм, включавший в свой состав комплекс элементов, формировавших внешний облик
человека: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна
эти элементы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету,
образуя единый стилевой комплекс.
Особенностью
традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизнью народа, создавалась
не одним человеком, а этнической общностью. Поэтому основные ее элементы по
форме были едиными для всей этой общности и носили ярко выраженный этнический
характер. Повседневные и праздничные формы, одежда бедняков и богачей различались
лишь качеством ткани и украшений. Однако это не означает, что традиционная одежда
абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо, представляя творчество общности
людей, традиционная одежда оставляла широкий простор и для развития яркой индивидуальности.
Ни один элемент одежды, даже одного возраста, и одной и той же территории, хотя
и включал элементы общего типа, не повторял другой. Они соотносились не как
копии, а как стереотипы или варианты.
Необходимо
также иметь в виду, что традиционная одежда не формировалась как нечто единое
на всей территории проживания татар уже в глубокой древности. Она довольно долго
существовала как множество местных традиций.
Общим
признаком одежды раннего (патриархального) периода являлся ее монументальный
стиль. Вплоть до середины 19 века татары всех территорий (как мужчины, так и
женщины) носили длинные широкие рубахи туникообразного покроя и длинную, с цельным
остовом, верхнюю одежду. Этому стилю одежды у женщин соответствовали большие
нагрудные и накосные украшения, широкие браслеты, а также сложный головной убор.
Большое
значение в формировании одежды и ее местных особенностей имел фактор территории
(природа, социально-экономические условия и этническое окружение). Так, территориальная
отдаленность татарского населения Окско-Сурского бассейна (мишарей) от основной
части этноса - казанских татар способствовала формированию у них, одновременно
с общеэтническими, местных особенностей костюма. Это прежде всего касалось женской
одежды, что в значительной степени объясняется тем, что женщины вели более замкнутый
образ жизни. При этом надо иметь в виду, что на развитие традиционной одежды
большое влияние оказывала религия, которая, проникая в личную жизнь человека,
накладывала определенные регламенты и на его одежду. Этим, в частности, следует
объяснить тот факт, что развитие традиционной одежды татар-кряшен шло не в общем
русле развития костюма татар в целом.
Вторая
половина 19 века явилась эпохой зарождения новых сил, которые вдохнули свежую
струю в жизнь народа, усилив демократические тенденции.
Формируется
новый, утонченный стиль татарского костюма, в том числе и женского. Появлению
этого стиля одежды способствовало широкое внедрение фабричной ткани, особенно
ситца, что давало возможность расширить подол женской рубахи, появление воланов,
а также фабричных платков. Новому утонченному стилю соответствовали подогнанные
по фигуре (в верхней ее части) платья, короткие приталенные камзолы. Этот второй
стиль костюма, особенно женского, давал возможность существованию множества
вариантов. Так, женская рубаха, в целом оставаясь широкой и длинной (это требование
традиции), подвергалась значительным вариациям. Вариативность создавалась главным
образом за счет сокращения остова и образования подола и оборок, воланов.
В
мужской одежде новому стилю соответствовали распространенные в начале 20 века
несколько укороченные, с выкроенными (без ластовиц) рукавами рубахи, укороченные
же, с приталенной спинкой, камзолы, короткие казакины, шаровары общеевропейского
образца, на голове - тюбетейка с плоским верхом их черного бархата. На ногах
читек-кэвеш или штиблеты. Мужская традиционная одежда волжско-уральских татар
сохранила мало местных особенностей, что выражается главным образом в деталях
одежды: в форме воротника, большей привязанности костюма отдельных групп к архаичным
формам (длинные рубахи, длинные же камзолы и т.д.), наличии заимствованных от
соседей элементов костюма.
Основа
любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые
из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани.
По
особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа
мужских рубах: 1) туникообразный - без шва на плечах, с ластовицами под мышками
и с широкими вставными боковыми клиньями; 2) рубаха со скошенными сшивными плечиками
и круглыми проймами для рукавов.
Штаны
также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой
вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе
название "штаны широким шагом".
Общим
и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду
татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие
верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой;
2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го - начале 20-го вв. преобладающим являлся
первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет,
чоба, билле чикмен, билле тун.
Камзол
носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.
Казакин
- легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно
из фабричной ткани темных тонов.
Бишмет
- по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи
со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой
или овечьей шерстью.
Чоба
- легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей
домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней
одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила
в приданое невесты.
Чикмень
- приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего
сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы,
а петли - на левую полу. В начале 20-го века чикмень в большинстве районов проживания
татар уже встречался в качестве рабочей одежды. Основным видом верхней одежды
он оставался у татар-кряшен.
Шуба
приталенная - наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых
овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха.
Одежда
с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная,
тулуп.
Джилян
- просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником;
шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян
представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в
мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом
или с коротким казакином.
Чикмень
прямоспинная - длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя
демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник
и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.
Тулуп
- длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего
меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также
тулупы из дубленых овчин.
Обязательным
атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю
одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался
из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.
Головные
уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные.
К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую,
надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой
- шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.
Обязательную
принадлежность костюма (повседневного и праздничного) составляет обувь.
Это
прежде всего чулки, отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из
которого они изготовлены, так и по форме.
Обувь
по материалу ее изготовления делится на кожаную, лыковую, валяную. Чаще встречается
кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьян пользовались ею
в разной степени.
Изготовление
кожаной обуви у татар так же, как и головных уборов, давно перешло в руки ремесленников
и кустарей. По качеству (твердости подошвы) выделяются два типа кожаной обуви:
1) с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.
К
первому типу кожаной обуви относятся ичиги - сапоги из мягкой однотонной, чаще
черной кожи (юфть, сафьян). При выходе из дома на ичиги надевали кожаную обувь
на твердой подошве, а зимой полуваленки. Народ воспринимает их как национальную
обувь.
Сапоги
- кожаная обувь с высоким голенищем и на твердой подошве. Этот традиционный
вид кожаной обуви в конце 19 - начале 20 вв. имел единичное распространение
в районах Приуралья. Среди мишарей Окско-Сурского междуречья, а также татар-кряшен,
довольно рано вошли в быт сапоги русского образца.
Кожаная
обувь без задников называлась башмак. Ее также шили из юфти или сыромятной кожи,
на твердой кожаной подошве и использовали летом для коротких выходов из дома.
Городская знать заказывала себе в качестве домашней обуви башмаки из сафьяна,
иногда с мягкой подошвой.
Лыковая
обувь имела широкое применение в Волго-уральском регионе. Плели их из липового
лыка. Лыковую обувь больше носило сельское население как наиболее легкий и удобный
вид обуви, на полевые работы.
Валяная
обувь так же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем и
с высоким голенищем. Обе эти разновидности валяной обуви в середине19 - начале
20 вв. встречались повсеместно, представляя зимнюю обувь. Среди мужчин среднего
и молодого возраста значительное место занимала валяная обувь с высоким голенищем.
Да и в дороге отдавалось предпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди
богатой прослойки города, особенно купцов, в начале 20 в. некоторое место имели
узорные валенки.
Женская
традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях,
имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различается не только
по функциональному назначению (весенняя, летняя, осенняя, зимняя, повседневная,
праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек, молодых и старых
женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметны территориальные особенности.
Однако во второй половине 19 в. эти особенности все больше уступают место общенародным.
В
число нижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник
и штаны. Это сочетание имеет место в составе любого комплекса костюма, представляя
его традиционную основу.
По
принципу кройки все многообразие женских рубах середины 19 - начала 20вв. так
же, как и мужских, можно разделить на два типа: 1) рубахи туникообразного покроя
и 2) рубахи со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.
В
начале 20 в. в городах и близлежащих к ним селениях женское платье начали шить
с учетом общеевропейской моды. При этом его верхняя часть все больше подгонялась
по фигуре, а подол становился пышным. Новый стиль платья создал новый элегантный
облик женщины.
Неотъемлемой
частью нижней женской одежды является нижняя нагрудная повязка, нижний нагрудник.
Ее шили из прямоугольного куска материи (домотканой или фабричной), размером
примерно 25 х 40 см. На центральную часть повязки пришивался вышитый кусок материи
или полоски яркой разноцветной ткани. Надевали нагрудник под платье и при помощи
лямочек укрепляли к шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся
в прорезь ворота. Вышивка на нагруднике чаще тамбурная; орнамент цветочный;
оригинальные узоры выполнены в технике золотошвейной (или шелковой) глади; центральным
орнаментальным мотивом является шести - восьмиконечная или "вихревая" розетка,
имитирующая солнце или солнечный свет (солярный знак).
Важной
составной частью нижней одежды женщин представляют штаны, по покрою аналогичные
мужским.
В
комплекс женской одежды входил и передник. Назначение его в разных регионах
проживания татар неодинаковое. Так если у татар Окско-Сурского междуречья передник
входил чаще в комплекс рабочей одежды, то в районах Предкамья, Северного Приуралья,
отчасти и Предволжья он представлял элемент повседневного, а у молодых женщин
и девушек и праздничного костюма. Поэтому бытование богато орнаментированных
передников приходится на эти районы.
Женская
верхняя одежда также разнообразна. Большой популярностью пользовались камзолы
и бишметы. Под камзолом обычно понимается короткая, приталенная, безрукавная,
двубортная одежда. В отличие от мужских, женские камзолы шились более приталенными.
Бишмет - оригинальная длиннополая, с длинными же рукавами одежда с приталенной
спинкой. Богатый бархатный бишмет отделывался мехом и застегивался при помощи
большой серебряной застежки, которая одновременно выполняла и роль украшения
одежды.
Женские
головные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин.
Девичьи
традиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При их ношении
волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставлялись открытыми
или слегка прикрывались накосным украшением или, позже, легким фабричным платком.
В середине 19 - начале 20 вв. в качестве девичьего головного убора бытовали
калфаки. Девичий калфак представляет собой вид длинного колпака, один конец
которого заканчивается на конус, к которому пришита кисть. Он надевался на голову,
а конусообразный конец откидывался назад (или на бок). Традиционные головные
уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, уборы
замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею, плечи,
спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различные покрывала, которые,
кстати, составляли основную часть комплекса головного убора замужних женщин.
В
комплекс женского традиционного костюма включаются украшения: головные, шейные,
нагрудные, ручные. В более или менее полном наборе они входили в костюм новобрачной
и молодой женщины, особенно в праздничные комплексы. В повседневной жизни, а
также с возрастом некоторые из них исключались. Но такие украшения, как серьги,
накосники, бусы, браслеты и перстни носились до самой смерти.
Металлические
(ювелирные) украшения выделывались местными мастерами-ювелирами. Основным материалом
служило серебро, для декоративного оформления использовались драгоценные и полудрагоценные
камни, особенно бирюза и сердолик, которым приписывалось магическое значение
(приносит счастье, любовь; отгоняет злые силы, "дурной глаз"). Характерными
приемами декорировки металлических украшений были скань с инкрустацией, гравировка,
чекан и штамп, чернение.
Древнему
(монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые), часто
с подвесками, отделанные камнями украшения. В качестве украшений использовались
также серебряные монеты, кораллы, перламутровые пуговицы.
В
конце 19 - начале 20 вв. традиционные украшения испытали заметные изменения:
вышли из моды массивные воротниковые застежки, нагрудные перевязи, а еще раньше
- налобные и большие ажурные серьги; появились другие, отвечающие новому стилю
одежды элементы: цепочка с амулетом, брошки, небольшие накосники, узкие браслеты;
много было и завозных украшений, особенно сережек, бус, перстней.
Обувь
женская как по материалу изготовления, так и по форме имела много общего с обувью
мужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, которая представлена
несколькими видами: ичиги, кауши и башмачки.
Отличительной
чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье.
Центром изготовления узорной обуви, как и сегодня, являлись сама Казань и близлежащие
к ней татарские селения. Отсюда эта обувь распространялась на все другие регионы
проживания татарского народа, превращаясь таким образом в элемент женского национального
костюма.
В
татарском костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его
составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам,
но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Не зря
же традиционную одежду называют сокровищницей народного творчества.