|
В XX веке в жизни литературной Казани происходят перемены: с 1905-1907 начинают выходить газеты и журналы на татарском языке, зарождается национальный театр, возникает литературная критика и публицистика. На литературном горизонте появляются Г. Тукай, Г. Ибрагимов, М. Амирхан, Ш. Камал. Развивается творчество поэтов-романтиков С. Рамиева и З. Рамиева. В литературу Казани постепенно вливаются новые силы: прозаики М. Гали и Ф. Валиев, драматурги М. Файзи и К. Тинчурин, поэты З. Ярмаки и Ш. Бабич. В переводах на татарский язык выходят произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Островского.
После событий 1917 года возникает татарская советская литература, становятся известными имена Ш. Усманова, Х. Такташа, К. Наджми, М. Джалиля, Н. Исанбета. В своих творениях они отражают современность; актуальные темы - героика труда, оборона страны, индустриализация, коллективизация, дружба народов. Выходят романы "Когда рождается прекрасное" А. Кутуя, рассказы Ф. Хусни, пьесы "На кандре" К. Тинчурина и "Славная эпоха" Т. Гиззата. В июле 1934 формируется союз писателей.
В годы Великой Отечественной Войны казанские писатели и поэты служат делу борьбы против фашистов. За Родину отдали жизнь М. Джалиль, Ф. Карим, А. Алиш, А. Кутуй.
На передний план выдвигается поэзия героизма и духовной стойкости нашего народа. Художественной летописью военных лет становятся стихи Ф. Карима, З. Нури, К. Наджми, рассказы и очерки А. Абсалямова. Бессмертной славой овеяна "Моабитская тетрадь" М. Джалиля. В послевоенные 50 - 60-е годы литература Казани все увереннее выходит за пределы республики. Развивается новеллистика Р. Тухватуллина, А. Гилязова, романы "Газинур" и "Белые цветы" А. Абсалямова, пьесы Ш. Хусаинова.
В 1958 году власти учреждают республиканскую премию имени Габдуллы Тукая, первыми лауретами которой становятся А. Файзи, А. Абслямов, Х. Туфан, И. Гази.
В 70 -80-е годы в литературу Казани приходят поэты Ш. Галиев, С. Сулейманова, прозаики Э. Касимов, Г. Мухаметшин, драматурги Ю. Аминов, С. Шухуров. В литературной науке и критике работают М. Хасанов, Х. Усманов, Р. Мустафин, Н. Юдеев. Издаются книги о творчестве великих татарских писателей, исторические произведения о древней Булгарии, Казанском ханстве.
В 90-е годы выпустить в свет книгу становится значительно сложнее, поэтому литераторы печатаются преимущественно в газетах и журналах - "Казань", "Казанские огни", "Идель", "Молодежь Татарстана". Что касается Союза писателей - он существует и по сей день.
Литературная Казань всюду напоминает нам о себе: памятники, музеи, мемориальные доски на фасадах домов хранят имена прославленных писателей и поэтов, многие из которых начинали свой творческий путь в Казани и впоследствии стали известны всей России.
Большую часть жизни в столице Татарстана провел татарский поэт Г. Тукай. В Казань он приехал в 1889 году из деревни Училе, лишившись отца и матери. Вскоре его усыновил бездетный кустарь Мухамметвали. В 1895 году Тукая увезли в Уральск; там он учился в медресе, начал писать стихи. Поэт вернулся в Казань лишь в 1907 году. Своему приезду он посвятил знаменитое стихотворение "Пара коней", наполненное радостью и надеждой. Но жить ему пришлось в тяжелых условиях. Работая в революционно-демократической газете "Эль-ислах" (ул. Г. Тукая, 63), он не мог обеспечить себя материально. Несмотря на это, Тукай продолжал писать и появились поэмы "Новый Кисекбаш", "Шурале", "Дача", "Русалка". К двадцати годам здоровье поэта заметно ухудшилось. Сказывались годы, проведенные в сырых и убогих номерах гостиниц "Болгар" (угол улиц Кирова и Татарстан, д.59/14) и "Амур" (Кирова, 70). Тукай лечился в клинике врача Клячкина (ныне ул. Островского, д.11 - на фасаде установлена мемориальная доска), там же и умер 15 апреля 1913 года. В 1986 году бывшей Юнусовской площади присвоили имя Г. Тукая.
"Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно - в Казани. Казань - любимейший из моих университетов," - писал знаменитый советский писатель М. Горький о казанском периоде своей жизни. В Казань он впервые приехал шестнадцатилетним подростком в августе 1884 года поступать в Университет. Его не взяли, пришлось пойти работать, чтобы не умереть с голоду - грузчиком, садовником, хористом, подручным пекаря у В. Семенова. С октября 1884 по май 1885 Горький жил на Рыбнорядской улице в так называемых "марусовских" трущобах (сейчас здесь находится дом №3, улица Пушкина). С осени 1886 до марта 1888 будущий писатель работал в пекарне народника А. Деренкова (ул.Горького, 10 - музей имени М. Горького, на фасаде дома установлена мемориальная доска). В 1887 несчастье, обрушившееся на Горького, - смерть бабушки, разногласия с друзьями, нищета - привели его к попытке самоубийства. События этих печальных дней он описал в рассказе "Случай из жизни Макара".
Из Казани Горький уехал в октябре 1888 и впоследствии неоднократно сюда приезжал. Казанские воспоминания нашли отражение в повести "Мои университеты", в рассказах "Хозяин", "Бывшие люди".
Видный татарский поэт Муса Джалиль приехал в Казань из деревни Мустафино Оренбургской губернии в 1922 году и устроился переписчиком в газету "Красная Татария". Осенью 1923 он поступил на татрабфак (ул. Лобачевского, д.№2). В эти годы Джалиль соприкасался с творческим миром, познакомился с К. Наджми, Х. Такташем, познавал секреты поэтического мастерства, занимался в литературном кружке, печатался в журнале "Наш путь", писал пьесы "Девушка Бибкай", "Гусиное перо". В 1925 вышел его первый сборник стихов "Идем". В 1931 году он закончил литературный факультет МГУ, начал сотрудничать с центральной татарской печатью. В 1938 году М. Джалиль переехал в Казань. Он был назначен заведующим литературной частью Татарского государственного театра оперы и балета, который теперь носит его имя. По инициативе Джалиля начинался перевод классических опер "Фауст", "Кармен", "Евгений Онегин", "Свадьба Фигаро". Появились либретто, созданные самим поэтом, - "Алтынчеч", "Первая весна", "Девушка-рыбачка". Наиболее известное либретто "Алтынчеч" поднялось на уровень подлинного произведения искусства лишь после того, как музыку к нему написал композитор Назиб Жиганов.
С 1939 года М. Джалиль стал руководителем писательской организации Татарстана и депутатом Казанского городского совета. До октября 1940 года он жил в артистическом общежитии (ул. Н. Ершова, д.2 - сейчас здесь находится неврологическое отделение клинической больницы №6), затем на улице Горького в доме №17 (сейчас здесь музей-квартира М. Джалиля). В июле 1941 г. поэт ушел на фронт, попал в плен и в августе 1944 был расстрелян фашистами.
Татарский писатель, поэт, драматург Наки Исанбет оставил богатое творческое наследие литературной Казани. Родился он в деревне Малаязовой Салаватского района Башкирии, учился в уфимском медресе "Хусаиния", С 1914 по 1917 - в казанском медресе "Мухаммадия". Закончив образование в Харьковском университете, Исанбет с 1929 преподавал в Казани - химико-технологическом и ветеринарном институтах, на рабфаке. Первые стихи его были напечатаны в 1914 в татарском журнале "Светлый путь". В 1925 в Казани вышел сборник "Набат"; многие стихотворения, включенные в него, стали народными песнями - "Жница", "Извилистый ручеек", "Гармонь-гармонь". В 20-е годы Исанбет начал писать пьесы и вскоре стал одним из ведущих драматургов республики, автором более 30 комедий, трагедий и драм - "Марнем", "Зифа", "Муса Джалиль", "Спартак". Кроме того, Исанбет создавал книги для детей ("Приключения зайца", "Что от чего?"), переводил русскую и зарубежную классику на родной язык. ("Гамлет" Шекспира, "Тартюф" Мольера, "Горе от ума" Грибоедова), исследовал татарский и башкирский фольклор, на основе этого он создал трехтомник ("Татарские народные пословицы", "Детский фольклор татарского народа", "Загадки" и т.д.), за который в 1968 получил республиканскую премию имени Г. Тукая.
Видные литераторы страны любили бывать в Казани. Один из них - писатель и общественный деятель А. Толстой. В столице Татарстана он провел конец 1905 и начало 1906, учился, писал стихи - "Сон", "Движение", "Новый год", которые публиковал в газете "Волжский листок". "Казань для меня - город почти родной, здесь произошло мое литературное 'боевое крещение' ," - говорил писатель. Его повесть "Гадюка" навеяна казанскими впечатлениями, а прототипом героини послужила дочь казанского купца Зотова.
В 1941 Толстой еще раз побывал в Казани и напечатал в "Казасной Татарии" статью "Москве угрожает враг".
3 раза в Казань приезжал В. Маяковский: в 1914, во время нашумевшего турне футуристов, он выступал с Д. Бурлюком и В Каменским в колонном зале Дворянского Собрания (Дом Офицеров на площади свободы), в 1927 и 1928 поэт провел творческие вечера в Университете и кинотеатре "Колос" (академический театр имени К. Тинчурина), читал свои стихи, поэмы, посетил редакцию "Красной Татарии (Дзержинского, 29 - на фасаде установлена мемориальная доска). Встречи с Казнью Маяковский отразил в стихах "По городам Союза", "3 тысячи и 3 сестры", "Казань", в очерке "Рожденные столицы". В его честь названа одна из казанских улиц, бывшая Горшечная.
Несомненно, писатели внесли значительный вклад не только в литературу Татарстана и России, но и всего мира. Имена Г. Тукая, М. Джалиля, Г. Камала, К. Тинчурина, М. Горького известны за рубежом. Произведения многих татарских прозаиков, поэтов, драматургов актуальны до сих пор и переживут XX век.