|
С. 3. Сайдашев
Родоначальник татарского профессионального музыкального творчества Салих Замалетдинович Сайдашев родился
в г. Казани в 1900 г. Образование получил в Казанском музыкальном училище.
В годы гражданской войны, находясь в рядах Красной Армии, Сайдашев проявил себя как замечательный организатор
красноармейской музыкальной самодеятельности. В 1920 г. он возвратился в Казань и начал интенсивную
работу над созданием татарской советской музыки. Особо привлекала композитора музыка к постановкам,
он много работал над новыми песнями, написал "Марш Красной Армии", высоко оцененный К. Е.
Ворошиловым. В 1934 - 1938 гг. Сайдашев учился в Московской консерватории. По возвращении в Казань он
писал музыку к новым постановкам 1атарского академического театра, лирические песни, выступал как дирижер.
Умер Сайдашев в 1954 году.
В 1928 - 1954 гг. С. Сайдашев жил во флигеле д. 13 по ул. М. Горького (во дворе Татарского академического
театра им. Г. Камала), теперь там установлена мемориальная доска.
Ф. Яруллин
На сценах
многих театров Советского Союза и стран народной демократии с неизменным успехом идет балет талантливого
советского композитора Фарида Яруллина "Шурале". Яруллин родился в Казани в 1914 г. Отец его
- Загидулла Яруллин - популярный народный музыкант, автор ряда песен и инструментальных произведений.
В 1930 г. Фарид поступил в Казанский музыкальный техникум, где занимался одно временно по классу виолончели
у Р. Л. Полякова и по классу фортепьяно у М. А. Пятницкой.
В 1933 1939 гг. Ф. Яруллин - студент Московской консерватории. Там были созданы первые произведения.
В студенческие годы у Яруллина родился замысел - создать балет по мотивам сказки Г. Тукая "Шурале".
Работе над этим балетом он посвятил себя целиком после окончания консерватории.
В июне 1941 г., когда фашистская Германия напала на нашу страну, шли репетиции балета. Война оборвала
работу над спектаклем...
С первых дней войны композитор - в рядах Советской Армии. Глубокой верой в победу над врагом дышат его
письма с фронта к друзьям и близким. Но самому Фариду Яруллину не довелось дожить до разгрома врага:
в сентябре 1943 г. смертью героя он пал в бою за Родину. Лучшие театры страны заботливо воплотили в
своих спектаклях замысел талантливого композитора.
Музыкальный техникум, который окончил Ф. Яруллин, - ныне музыкальное училище имени Верховного Совета
Татарской АССР (ул. Жуковского, д. 4).
Больших успехов
достигла за годы Советской власти татарская музыка. Марши и песни Салиха Сайдашева, музыкальные произведения
Н. Жиганова, балет Ф. Яруллина "Шурале", многие произведения М. Музаффарова, 3. Хабибуллина,
А. Ключарева, Р. Яхина, А. Лемана, А. Бакирова, И. Шамсутдинова и других говорят о высоком уровне татарского
музыкального искусства. Произведения татарских композиторов звучат не только в Татарии, они восприняты
другими народами. Опера Жиганова "Алтынчеч" ("Золотоволосая") поставлена в Башкирии,
Казахстане, "Джалиль" - в Москве и Чехословакии. Балет Яруллина "Шурале" пользуется
большим успехом во многих театрах Советского Союза и социалистических стран Европы. "Башмачки"
Джаудата Файзи обрели сценическую жизнь в русских, украинских, узбекских, бурятских и других театрах.
В республике, народ которой до революции не имел профессионального музыкального искусства, успешно работает
большой талантливый отряд композиторов, 31 человек из них являются членами Союза композиторов ТАССР.
В пропаганде национального искусства, в подготовке музыкальных кадров ведущая роль принадлежит Казанской
государственной консерватории (ул. Большая Красная, 38). Открытая в 1945 году, консерватория подготовила
большое число оркестрантов, солистов оперы и балета, солистов концертных эстрад. На юбилейном пленуме
Союза композиторов РСФСР, посвященном 50-летию Октября, композиторы Татарии показали свои лучшие произведения.
Крупный успех выпал на долю "Симфонических песен" Н. Жиганова. Блестяще был исполнен квинтет
для деревянно-духовых инструментов Фазиля Ахметова. Ярко прозвучал фортепьянный квинтет Анатолия Луппова
- талантливого молодого композитора. Тепло были встречены романсы и песни Р. Яхина, А. Монасыпова, Дж.
Файзи, А. Ключарева и других. Молодые композиторы республики успешно вы ступают на Всесоюзных конкурсах.
В 1966 году студентка консерватории Римма Волкова первой из вокалистов Казани удостоилась чести выступать
на международном соревновании певцов - международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Руководит консерваторией ведущий композитор республики народный артист СССР, дважды лауреат Государственной
премии Н. Г. Жиганов - автор восьми опер, двух балетов, ряда крупных симфонических произведений.
Большим событием в музыкальной жизни Казани стало создание в 1967 году симфонического оркестра под руководством
народного артиста СССР Н. Г. Рахлина. В его составе 80 музыкантов, преимущественно молодых. Почти все
артисты - воспитанники Казанской консерватории. В марте 19б9 года Государственный симфонический оркестр
ТАССР выступал в Большом зале Московской консерватории. Оркестр был тепло встречен взыскательным московским
слушателем. После этого выступления коллектив казанских музы кантов встал в один ряд с ведущими музыкальными
коллективами нашей страны.
Татарский народ, который до революции не знал своей профессиональной музыки, выдвигает из своей среды
таких выдающихся композиторов, как Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, Фарид Яруллин, Мансур Музаффаров,
Джаудат Файзи, Загид Хабибуллин. В 1937 году начала действовать Татарская государственная филармония.
Октябрьская
революция широко открыла двери для музыкального образования татарского народа. В 1917 г. в Казани была
устроена небольшая студия-школа для татар и представителей других национальностей. Элементарную теорию
музыки там преподавал на татарском языке С. Габяши. В 1919 г. студия реорганизовалась в Центральную
восточную высшую музыкальную школу. По указанию Татарского ревкома в 1920 г. были открыты два ее отделения
в разных районах города. В восстановительный период происходит слияние этой школы с музыкальной школой
Татнаркомпроса. Новое учреждение получило имя Казанского музыкального техникума. Техникум стал одной
из видных средних музыкальных школ РСФСР.
В нем учились молодые музыканты разных национальностей, здесь получили первое образование известные
деятели современной Татарии: Н. Жиганов, А. Ключарев, М. Рахманкулова и другие. Тут было много хороших
преподавателей пения, фортепиано, скрипки и пр.
В 1920 г. по приглашению Татсовнаркома приехал русский композитор В. И. Виноградов. Им написаны первые
в истории татарской музыки симфонические произведения, построенные на темах татарских и башкирских народных
песен: "Татарская сюита" "Шихан" (1924 г.) и др.
В 1920-х годах среди татарских композиторов занимает выдающееся место Салих Сайдашев. Родился он в Казани
в 1900 г. В 1914 г. был принят в Казанскую музыкальную школу, в 1919 - 1921 гг. находился в рядах Красной
Армии, дирижировал военным оркестром. С 1922г. Сайдашев начинает деятельность композитора. Он первым
использовал в татарской музыке такие формы как оркестр и хор, инструментальный ансамбль, самобытно обогатил
пятитонный звукоряд, а татарский фольклор - формами русской и западноевропейской музыки. Творчество
Сайдашева проходило в жестокой борьбе с господствовавшими предрассудками. Некоторые признавали "все
эти новшества" не национальными, якобы чуждыми татарам. Труды Сайдашева, однако, скоро доказали,
что в татарской музыке вполне применимы как симфония, так и иные новые формы. Слушатели с восторгом
восприняли эти новшества, обогатившие национальную музыку. Сайдашев много писал для драматических постановок
(интродукции, арии, дуэты, балетную музыку и пр.) Татарского государственного драматического театра,
где он в 1934 г. был дирижером.
Музыкальная
культура также переживает замечательный подъем, перед которым кажутся незначительными успехи, достигнутые
в восстановительный период. Татарская музыкальная молодежь получила в это время серьезное образование
у русских преподавателей в Московской консерватории, где по решению Советского правительства была открыта
татарская оперная студия. Там велась всесторонняя подготовка по всем видам музыкальных специальностей:
композиторов, режиссеров, певцов, оркестрантов, артистов балета и пр. Почти весь актив молодых музыкантов,
подготовленных в Казанском музыкальном техникуме, проходил обучение в Москве. Там учились такие исполнители,
как С. Айдаров, С. Садыкова, М. Булатова, Х. Забирова, А. Измайлова, Г. Кайбицкая, Ф. Насретдинов, М.
Рахманкулова и многие другие; композиторы С. Сайдашев, Н. Жиганов, Дж. Файзи, 3. Хабибуллин, Ф. Яруллин
и т.д.
Уже в 1939 г. Казань порадовалась прекрасным результатам, достигнутым татарскими музыкантами, обучавшимися
в Москве. Молодой композитор Н. Жиганов закончил свою первую оперу "Качкын" ("Беглец").
Это было крупным событием, означавшим начало нового периода в истории татарской музыки. "Качкын"
явился оперой вполне национальной, написанной талантливым высококультурным татарским композитором, выходцем
из рабочей семьи. Период "коллективных", "фольклорных" опер, типа "Сания",
закончился. К премьере "Качкын" завершилась и организация Татарского государственного театра
оперы и балета, торжественно открытого в 1939 году.
Эта премьера прошла как народное торжество, исполнители удостоились почетных званий: народных артистов
Татарской АССР - А. Измайлова и Г. Кайбицкая,
заслуженных деятелей искусств Татарской АССР - Н. Жиганов, Г. И. Литинский (проф. Московской консерватории,
руководитель татарской студии) и С. С. Бергольц (первый дирижер и художественный руководитель театра).
В довоенные годы С. Сайдашев написал несколько музыкальных произведений к спектаклям: "Бишбуляк"
Т. Гиззата, "Кузляр" Фаткуллина и др.
В работе оперного театра ярко проявлялось содружество татарских и русских деятелей сцены - черта, столь
свойственная всем областям жизни в советскую эпоху. Часто в одних и тех же ролях выступали и татарские
и русские артисты, оперы ставились русскими и татарскими режиссерами.
В 1940 г. была поставлена вторая опера Н. Жиганова "Ирек" ("Свобода") на тему: Октябрь
в татарской деревне (либретто 3. Сафина), а в 1941 г.- третья его опера "Алтынчэч" ("Золотоволосая")
на сюжет татарской народной легенды (либретто написано М. Джалилем). За эту оперу композитор удостоился
Сталинской премии.
Казанские композиторы за эти годы создали выдающиеся произведения во многих музыкальных жанрах: опера
"Галиябану" М. Музаффарова, балет "Шурале" Ф. Яруллина на сюжет сказки Габдуллы
Тукая, сюита "Сабантуй" А. Ключарева, крупные симфонические вещи, сюиты, увертюры и пр. (В.
Виноградов, А. Ключарев, М. Музаффаров, Н. Жиганов и другие), много лирических песен и художественных
обработок народных песен (С. Сайдашев, Дж. Файзи, З. Хабибуллин и др.).
Сильно выросла и семья концертных исполнителей. Создано было еще одно музыкальное учреждение - Татарская
государственная филармония.
Из отдельных исполнителей особо выделяются: Наиля Рахматуллина (лирико-колоратурное сопрано) - лауреат
II Всесоюзного конкурса исполнителей; стильная и высокохудожественная исполнительница народных песен
солистка Татарского радиокомитета Г. Сулейманова; виртуоз-гармонист народный артист Татарской АССР Ф.
Туишев.
В области подготовки музыкальных кадров в самой Казани следует отметить прекрасную постановку преподавания
в детских музыкальных школах, инициатором создания которых был заслуженный деятель искусств Р. Л. Поляков,
а также усилившуюся деятельность музыкального техникума (с 1936 г. директор - заслуженный деятель искусств
И. Б. Аухадеев). В 1939 г. было отмечено 35-летие существования техникума. В 1941 г. был опубликован
большой том-сборник татарских народных песен, куда вошли произведения народного творчества. Заслуги
казанских музыкантов отмечены правительственными наградами.
В жизни татарской
музыкальной культуры крупной вехой служит открытие в 1945 г. Казанской государственной консерватории.
В 1950 г. она уже подготовила первый выпуск своих питомцев (39 человек).
Молодые музыканты и певцы пополняют кадры оркестрантов, артистов оперы и балета, солистов концертных
эстрад. Ныне в Казани по этим профессиям работает не менее сотни воспитанников консерватории.
Композиторы Татарии в четвертой и пятой пятилетках проявили значительную активность.
Н. Г. Жиганов, директор консерватории, дважды лауреат Сталинской премии, известен крупными работами
- операми и симфоническими произведениями. Его опера "Алтынчеч" подготовлена в новой постановке
- в русском переводе либретто. Заканчивается в новой редакции опера "Ильдар", написанная еще
до окончания Великой Отечественной войны по либретто М. Джалиля. После окончания войны мотив победы
приобрел большую силу и определенность. Опера в новой обработке получила название "Дорога победы".
В последующие годы появилась опера Н. Г. Жиганова "Намус". Композитор приступил к созданию
оперы о поэте-патриоте Мусе Джалиле. Им написаны также симфонические произведения: "Сюита на татарские
темы", увертюра "Нафисэ" и другие.
А. Леман сделал хороший музыкальный вклад "Концертом для фортепиано с оркестром", за который
в 1952г. он получил Сталинскую премию. В 1954 г. написал 24 фортепианные прелюдии.
А. Ключарев, заслуженный деятель искусств Татарстана в 1954 г. закончил свой многолетний труд по сбору
произведений татарского музыкального фольклора и составлению большого сборника из 250 татарских народных
песен. Композитор и сам написал много новых произведений для солиста и хора. Из больших его произведений
выделяется "Первая симфония". В 1954г. Ключарев приступил к работе над балетом "Весна
идет" (либретто Н. Дав) и сатирической комедией по произведению Тукая "Кара Ахмет".
М. Музаффаров, заслуженный деятель искусств Татарстана, создатель одной из лучших татарских опер - "Гаябану",
кроме нового редактирования этой оперы, на симфонии, симфоническую поэму памяти Г. Тукая, фониетту на
татарские темы, песни на слова М. Джалиля и романсы.
Заслуженный деятель искусств ТАССР Джалиль особенно известен как автор музыкальной комедии ("Башмачки").
В 1954 г. она была поставлена впервые в русском переводе (либретто Т. Гиззата, перевод П. Градова).
Тем самым Татарский оперный театр ступил на путь широкого показа национальных спектаклей на русском
языке. В Киеве в том же году, в торжественные дни празднования 300-летнего юбилея воссоединения Украины
с Россией "Башмачки" были поставлены на украинском языке. В 1954 г. Файзи работал над оперой
на сюжет повести А. Кутуя "Неотосланные письма". Им составлен также фольклорный сборник современных
татарских народных песен. В 1954 г. появилась его новая музыкальная комедия "На берегу Волги".
В 1954 г. закончена новая опера "Самат", написанная Х. Валиуллиным, автором и других произведений.
3аслуженный деятель искусств ТАССР 3. Хабибуллин в последние годы создал хорошие песни: "0 партии"
на слова А. Ерикеева, "Бавлы" (слова Н. Арсланова), "Колхозный праздник" и другие.
0н работает также над "Сюитой для симфонического оркестра и над музыкальной комедией "Желтые
очки".
В области национального балета наиболее ярким событием является балет Ф. 3. Яруллина "Шурале"
на сюжет кавказской сказки о лешем. Этот балет, прекрасно поставленный на сцене, снискал себе большую
популярность - он обошел многие оперные сцены СССР. Он принят также в постановке в Государственном Большом
театре в Москве. Из новейших балетных произведений, еще пишущихся, можно назвать "Весенние ветры"
3. Хабибуллина и Н. Пейко, а также "Золотой гребень" Э. Бакирова.
В ноябре 1954 г. состоялся 14 пленум Союза Советских композиторов Татарии, где подведены итоги за 1948
- 1954 гг. Во время работы пленума было заслушано до 100 музыкальных произведений.
Отрадными итогами деятельности татарских композиторов нужно признать значительный рост национальной
музыкальной культуры, переход от одноголосной песни к крупным формам: опере, симфонической и камерной
музыке.
В области исполнительской следует отметить, что за последние годы значительно возросла деятельность
Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая. Она организует симфонические концерты, знакомя
население с лучшими классическими и советскими произведениями. В Казани можно услышать исполнение симфоний
Чайковского, Бетховена, произведений Римского-Корсакова. Шуберта, Рахманинова, Листа, Шопена и т. д.
Дирижируют оркестрами Шерман, Старжиганов, Аухадеев и другие.
В ноябре 1954 г. отмечено 50-летие Казанского музыкального училища. За годы Советской власти здесь получили
подготовку свыше 500 музыкантов-исполнителей, будущих композиторов и педагогов. Многие отсюда пошли
в консерватории и получили высшее музыкальное образование. Из них можно назвать немало современных татарских
композиторов, артистов оперы и балета как Казанского, так Ленинградского и Московского театров. Отсюда
же вышли выдающиеся музыкальные педагоги - Р. Л. Поляков, А. Ф. Бормусов, Н. А. Шевалина и другие.
по материалам книги «Казань – времен связующая нить». РИЦ «Титул», Казань,
1999г.