|
Одним
из первых декретов Советской власти был декрет Совета Народных Комиссаров "О
снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг. и выработке проектов
памятников Российской Социалистической Революции", который был опубликован
в № 74 Известии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
or 14/1 апреля 1918 года и был подписан Ульяновым, Луначарским и Сталиным. Пятым
пунктом декрета, "в ознаменование великого переворота, преобразившего Россию"
(так в тексте. - Д.Х.), записано: "...Комиссии (Особой Комиссии из Народных
Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики) поручается спешно подготовить...
замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов п т.п. новыми, отражающими идеи
и чувства революционной трудовой России". Именно этот документ оставил
наши города без исторических гербов, и именно он поставит жирную точку в долгой
истории искажения и постепенного вымарывания древнего гордого символа - Зиланта
сначала из памяти, а потом и из истории татарского народа.
Сегодня значительная часть населения либо вообще не знает истории и смысла древней
эмблемы-оберега, либо. смотря на жалкую фигуру дореволюционного казанского герба,
справедливо выражает сомнения в его древнем происхождении. Считая его навязанным
русскими после трагедии взятия Казани войсками Ивана Грозного, многие пребывают
в полной уверенности. что Зилант привнесен в татарскую культуру и насильно внедрен
в качестве Герба Казани. Срочно подыскиваются разнообразные альтернативные проекты
и, даже более того, выражаются сомнения в самой необходимости городского герба
для Казани.
В древности лишь некоторые из городов мира имели свои символы. Это было крайне
почетно, так как за каждым символом стоял божественный покровитель города. Символом
Афин была сова, Коринфа - пегас, Самоса - павлин и т.д. Культура составления
герба по особым геральдическим правилам еще до начала нашего столетия перешагнула
рубежи Европы и стала всемирным достоянием. В современной эмблематике фантастические
фигуры (геральдический термин), к которым относится и Зилант, практически не
употребляются, за исключением городской геральдики, причем лишь для тех городов,
которые обладают правами на них и длительной традицией сохранения за собой фантастических
эмблем.
Сегодня гербы Турции и Сингапура, Ливана, Бахрейна или Сомали (можно привести
и множество других примеров из государственной и городской геральдики) столь
же геральдически выверены и безупречны, как и, например, гербы Дании или Испании.
Поэтому едва ли можно говорить о том, что идея герба является чуждой для Казани.
Имеет смысл выбрать между перспективой принятия городского герба (и тогда следует
соблюсти все нормы и обычаи международной геральдики) и перспективой принятия
иного официального символа города. Возможно также параллельное принятие основного
символа - герба - и дополнительных (архитектурных или иных).
Сейчас существуют четыре основных предложения по вопросу об изображении Герба:
казан (котел), башня Сююмбике, "тамга" (лук со стрелой, направленный
вверх) и Зилант. Дадим краткую критическую характеристику каждому из них.
Казан. Существует довольно поздний вариант легенды об основании Казани, связанный
с татарским котлом-казаном. Однако, казан (котел) никогда не фигурировал в символике
города, не является геральдической фигурой, его изображение не будет ассоциироваться
с названием города у людей других национальностей, в том числе и у части уроженцев
самой Казани. Кроме того, Герб Казани с такой символикой не будет признан за
рубежом, где ни исторические, ни специальные справочники не содержат никакой
информации об этой символике, и Герб не будет также утвержден геральдической
экспертизой, так как существует однозначное положение о неизменности Гербов,
а исторических материалов по такому изображению не известно.
Башня
Сююмбике. По этому изображению на Гербе, из-за широкой известности башни в народе,
большинство жителей Татарстана сразу могло бы понять, Герб какого города перед
ними; кроме того, изображение башни часто встречается в негербовой символике
города и было бы хорошо принято большей частью горожан.
Тем не менее и башня Сююмбике, при всей своей красоте и уникальности, вряд ли
послужит четко узнаваемым знаком Казани для тех, кто заранее не знаком с ее
архитектурным обликом. Опыт показывает, в частности, что использование конкретно-архитектурной
символики в международной практике довольно неэффективно. Безусловно, все это
нисколько не противоречит возможности широкого употребления этого символа, особенно
внутригородского - но не в качестве герба. Важно и то, что изображение башни
никогда не фигурировало ни в государственной, ни в городской гербовой символике
в течение всей истории Татарстана, а вопрос ее происхождения до сих пор, к сожалению,
остается открытым. По всем названным причинам и это изображение не будет утверждено
геральдической экспертизой.
Лук со стрелой, направленный вверх (тамга) (рис. 1). Это изображение имеет ряд
преимуществ перед предыдущими вариантами. Такой знак в качестве геральдического
встречался на отдельных гербах других городов. Известен он и в истории Татарстана:
в частности, на монетах (медный пул Казани). Но у него есть и ряд существенных
недостатков. Это изображение не знакомо в качестве символа Казани ни за пределами
Татарстана, ни в самой Казани. При этом следует учитывать, однако, что стрела
и лук - чрезвычайно широко употребляемые геральдические знаки (рис. 2). Разумеется,
это снижает узнаваемость лука со стрелой как особенного символа Казани, его
функциональность в качестве отличительного знака. Кроме того, ему присущ тот
же недостаток, что и предыдущим двум: поместив его на гербе Казани, мы нарушим
закон геральдики об изменении Герба.
Зилант. Этот вариант, безусловно, самый удачный. Зилант несомненно является
геральдической фигурой. Его изображение присутствовало, кроме герба Казани,
еще на нескольких гербах городов бывшей Казанской губернии (рис. 3) и некоторых
других городов России, история которых связана с историей Казанского ханства
(рис. 4). Благодаря этому названный символ широко известен как на территории
Республики Татарстан, Российской Федерации, так и за рубежом (включен в ряд
западных гербовников) и ассоциируется исключительно с Казанью. Его принятие
в качестве Герба Казани не будет противоречить законам геральдики и не вызовет
нареканий геральдической экспертизы.
Вариант герба с Зилантом безусловно предпочтителен и с точки зрения гербовой
традиции, являясь полностью корректным - воспроизводящим формы легендарного
дракона, известные по археологическим находкам. В то же время этот проект преемственен
и по отношению к историческому городскому гербу Казани, официально существовавшему
с 1730 года (и частично изменявшемуся в XVIII и XIX веках), в основу которого
в свою очередь была положена символика Царства Казанского.
У символики фантастического дракона Зиланта есть глубокие корни в местной традиции.
Как показывают исследования, региональные эмблемы в XVI-XVII веках подбирались
с гораздо большим вниманием к местным традициям, чем было принято считать прежде.
Стилистическими особенностями объясняется то, что Зилант при этом изображался
московскими художниками в измененном виде (наподобие змея-летуна русской традиции,
а отчасти и под влиянием западной и византийской иконографии; несомненно и то,
что со временем тема дракона-Зиланта была смешана с темой совершенно другого
легендарного существа - василиска (рис. 5), имеющего птичьи лапы). Не является
Зилант и "двойником" драконоподобных существ, подвергаемых и поражаемых
всадником в гербах России и Москвы. Изображение Зиланта в русской геральдике
полностью отличается от изображения "церковного" дракона в московском
гербе, как древнего (рис. 9), так и современного (рис. 6). Больше того - имеет
свое официальное название: "татарский дракон". В московском гербе,
а также в гербе Московской области всадник поражает существо с четырьмя, а не
с двумя лапами (с точки зрения геральдики это - существенное различие, так что
речь идет о разных гербовых животных); дракон в гербе России изображается одноцветным
и опрокинутым на спину (принципиальная разница в расцветке и позе, также важная
для геральдики). История последнего сюжета также очень древняя, но ее корни
уходят в западные легенды. Этот дракон по геральдическим правилам Запада служил
эмблемой нечистой силы, язычества, невежества и изображался всегда, в отличие
от Зиланта, на четырех лапах грифа, на которых он как бы лежал; язык его, опять
же в отличие от волчьего языка Зиланта, похож на жало змеи, крылья у него летучей
мыши. Конечно, есть и ряд схожих деталей, но это просто совпадение, так как
легенды о крылатых змеях существовали почти у всех народов Земли (рис. 7; 8).
Корни этих драконов надо искать на древних южнославянских княжеских печатях,
там мы видим тот же символ. В частности, это печать Польского короля Лешка Черного
1279 года (обратите внимание на дату), на которой он показан в полном вооружении
отстаивающим замок от дракона, очень похожего на изображение дракона из московского
герба. В основе абсолютного большинства подобных изображений лежит известная
легенда о святом Георгие - победителе дракона (рис. 11). Изображения драконов
и многоглавых змей в XIV веке были также нередки и встречаются как на архитектурных,
так и на рукописных украшениях, как видно из заставок Пролога XIV века, хранившихся
в Императорской публичной библиотеке, на архитектурных украшениях Хиландарского
храма Богородицы в Афоне, на заставках Апостола XIII века в книге Василия Великого
о постничестве XIV века и Псалтыри XIV века - в той же библиотеке (Христианские
древности. 1864, январь. С. 9,13). Вообще же в гербовой традиции есть существенная
разница между поверженным драконом-врагом, которого попирает другой персонаж
герба, и "положительным" драконом, выступающим самостоятельно, в качестве
основной фигуры. С этой точки зрения казанский Зилант находится в одном ряду
с такими "положительными" героями государственной и региональной геральдики,
как дракон (крылатый змей) Уэльса, драконы Арагона и Португалии (где это существо
входило в состав герба в качестве священного знака), фантастический змей Ломбардии
(Милана) и т.д.
Всегда
рядом с повериями о злой природе змей, их враждебных свойствах (это присуще
прежде всего мифологии русской, западной) сосуществовали легенды о благодетельных
змеях. Богатство и врачующая сила - этими свойствами могут они наделять людей.
Кроме того, змеи также выступают в роли домашних духов, охраняющих кров, под
которым они поселились, неусыпно заботящихся о здоровье, защите хозяина дома,
его семьи и имущества. Причем, что важно, такие змеи в сказаниях противятся
овладению домом их хозяина чужими людьми и выживают захватчиков.
Наличие в легендах татарского народа Зиланта и подобных ему змеев из других
мест говорит о том, что существа эти со времен язычества были почитаемы. Их
таинственности, грозности и сверхъестественности боялись, но поклонялись как
божествам. Их изображения помещались на деталях воинского снаряжения, что позволяет
говорить о символической, охранной функции, придававшейся нашими предками и
грозному существу, названному впоследствии Зилантом. Показательно, что легенды
говорят о существовании мифических существ именно у тех городов, которые были
крепостями - это и Елабуга (Чертово городище), и Биляр, и Казань... Зилант -
не враг, а хранитель города, его символ и оберег.
Итак, нет никакого основания считать, что в общегеральическом контексте Зилант
однозначно выглядит негативным персонажем. Это же касается и черного цвета (обозначающего
в гербах, в частности, мудрость и древность). Эта проблема безусловно надуманна
и носила тот же политический характер, как и искажения, внесенные в изображение
Зиланта. Одним словом, объективных геральдических причин для отказа от Зиланта
как герба Казани не видно. Герб с его изображением соответствует историческим,
культурным традициям народов Татарстана и будет символизировать богатую древнюю
историю столицы Республики Татарстан. Но это произойдет лишь в том случае, если
в изображение, существующее сегодня и являющееся лишь слабым отражением того
прекрасного символа, который покровительствовал Казани, внести ряд изменений,
исправив политические искажения, и вернуть исторический облик Зиланту.
Попробуем воссоздать исконный прототип Герба Казани на основе археологических
материалов, библиографических данных, исторических исследований;
изображений на археологических памятниках Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского
ханства; а также символики позднейшего царства Казанского и городского герба
Казани, узаконенного в 1730 году и реформированного в 1781 году.
Среди древних предметов с территории Нижнего Прикамья и Среднего Поволжья примечательны
находки с изображениями крылатого змея - дракона, датируемые второй половиной
I тысячелетия нашей эры. Это поясные бляшки из погребений Болыпетиган-ского
могильника в Алексеевском районе (см. исследования А.Х. Халикова и Е.А. Халиковой)
(рис. 15), а также костяные накладки от лука из погребения на территории Самарской
области (см. работы Р.С. Багаугдинова) (рис. 14) и другие предметы. Ранние изображения
Зи-ланта имеют хорошо улавливаемую связь с изображением крылатого дракона с
головой хамелеона, ушами быка, рогами сайгака и змеиным хвостом (Соболев Н.Н.
Очерки по истории украшения тканей. М-Л., 1934. С. 175) восточноазиатско-го
искусства I тысячелетия до нашей эры - начала I тысячелетия нашей эры. В этом
нет ничего, что бы принижало уровень развития наших предков, их самобытность.
Любая культура формируется под влиянием окружающего мира, и большинство мотивов
и художественных образов культуры Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства
- это такие же "заимствования", и, в большинстве случаев, именно с
Востока.
Изображение подобного существа найдено на литой поясной бляхе при раскопках
в Биляре (рис. 17), ученые датируют ее XIII-XIV веками. То, что изображение
Зиланта оказалось именно поясным украшением - крайне важно. Дело в том, что
изображения, помещавшиеся на поясе, несли в себе геральдическую смысловую нагрузку,
этому есть масса примеров. Сегодня известна по крайней мере еще одна подобная
литая бляха, найденная на Булгарском городище, с практически тем же изображением
(Валеев Ф.Х. Древнее и Средневековое искусство Среднего Поволжья. ^Марийское
книжное издательство. Йошкар-Ола, 1975. С. 100-1G1). Бляха хранилась в Государственном
музее Республики Татарстан (инв. № 5363) и в настоящее время утеряна, поэтому
приходится обходиться достаточно субъективной прорисовкой, опубликованной в
названной книге Ф. Валеева (рис. 18). Однако поза, внешний силуэт существа,
форма самой бляхи позволяют говорить об идентичности ее с экземпляром из Биляра.
Неизменность позы и общего облика существа, размещение украшения на поясе и
распространенность символа свидетельствуют о геральдической сути изображения.
Подобные изображения встречаются и на других ранних находках (рис. 16).
После взятия Казани существовавший на протяжении веков древний символ Зилант
был оставлен русскими геральдистами в качестве эмблемы Казанского царства в
составе России. Однако гордый символ противостояния и независимости был умышленно
искажен. Зилант как символ павшего величия Казани вносится в государственный
герб России (не путать с драконом, которого убивает святой Георгий) и присоединяется
к другим областным гербам под гнет московского орла и православного креста (рис.
10). Ранние изображения Зиланта были составлены русскими геральдистами сразу
после взятия Казани. Все они имеют одну (хотя и очень искаженную) общую основу
- изображение фантастического существа в виде дракона. В исследованиях древнерусских
гербов А.В. Ар-циховского, сопоставительном анализе изображений драконов на
булгарских изделиях, в татарских легендах и преданиях, приведенных в XIX веке
Карлом Фуксом, в исследованиях М. Ах-метзянова, М. Бакирова, Ф. Валеева, Р.
Фахрутдинова и других современных ученых четко выявляется историческая основа
Казанского Герба - образ дракона, широко известный под именем Зиланта.
Большое количество сохранившихся изображений Зиланта позволяет проследить постепенную
трансформацию геральдического символа-оберега в странное существо, зафиксированное
на последнем официальном изображении казанского герба. Пришла пора восстановить
историческую справедливость, показать этапы истории древнего символа и его взаимосвязь
как с нашей древней историей, так и с русским этапом развития Татарстана.
Сохранились документы с изображениями печатей 1596 (рис. 19), 1637 и 1639 годов,
на которых казанские воеводы привешивали печать с изображением полиморфного
существа (Зилан-та), известны изображения в титуляр-нике и другие (см. А.В.
Арциховский. Древнерусские областные гербы. - Ученые записки МГУ, вып.93, кн.1.
История. М, 1946. С. 58).
Неизвестный автор нарисовал одно из ранних изображений Зиланта, на сердце пронзенного
концом широкой сабли. Композиция выражает идею победы русского оружия над ханством
и читается довольно ясно: для осуществления своего замысла художник использовал
изображение Зиланта, пожалуй, наиболее приближенное к реально существовавшему
Гербу Казанского ханства (рис. 20).
Мы
знаем изображение городской эмблемы Казани - Зиланта, на большой печати, приложенной
к письму Лжедмитрия I к Сендомирскому воеводе Юрию Мнишку 5 ноября 1603 года
(Собр. Гос. грамот и договоров. Т. 11. С. 228). Собственно, это была печать
не Лжедмитрия I, а Ивана Грозного, состоявшая из подлинной печати Ивана IV,
врезанной в середину другой, более поздней печати с изображением двенадцати
областных Гербов, выполненной по распоряжению Лжедмитрия I под влиянием западной
геральдики, в частности, польских образцов. На этой печати Зилант изображен
не в виде дракона, а в виде Пегаса с птичьими крыльями, с клювом грифа и высунутым
жалом, хвост - отсутствует (рис. 21). На гербовом знамени XVII века царя Алексея
Михайловича Зилант-пе-гас печати Лжедмитрия I превращается в четвероногое животное,
в виде собаки с хвостом дракона (рис. 22). Таким мы его видим и на более позднем
флаге (рис. 23). На одной из упомянутых печатей русской воеводской грамоты XVII
века с изображением Казанского Герба, хранящейся в собрании Государственного
объединенного музея Татарстана, голова дракона увенчана рого-образными отростками
и наделена раскрытой пастью с острым вытянутым языком. Туловище имеет форму
хищной птицы - орла с короткими расщепленными крыльями и завершается длинным
спирально изогнутым змеиным хвостом. В указе 1666 года говорится: "Печать
Казанская, на печати в круге "Василиск, крылья золото, конец хвоста - золото.
Рисунок изображает полиморфное существо у которого голова лошадиная, туловище
волка и рога оленя, две передние лапы звериные, крылья птицы, хвост змеиный,
на конце раздвоенный". Рисунок на Титулярнике 1672 года тот же самый, но
на голове Зиланта появляется корона - искажение древнего символа продолжалось.
Это же подтверждает и эмблема Казани XVII века (рис. 29). На приложении к дневнику
Корба (1702 год), бывшего в Москве в царствование Петра I, в государственном
Московском гербе Зилант изображен в виде птицы на длинных куриных лапах с распростертыми
крыльями, с птичьей головой, увенчанной короной, и с жалом в клюве, со змеиным
хвостом (рис. 24; 25). В 1729 году по предложению Миниха за каждым городом был
закреплен свой герб, что было подтверждено 3 марта 1730 года Высочайшим указом.
Описание Зиланта из указа: "Казанский герб - змей черный, под короной золотой
казанской, крылья красные, поле белое". При Екатерине II 21 апреля 1775
года гербы были подтверждены при издании Городового Положения (Лакиер. "Русская
Геральдика". Записки императ. Археол. Общества. Сиб. 1854. Т. VII. С. 209).
Этим же годом датируется изображение Зиланта в Брюсовом Календаре 1775 года
(рис. 26). Трансформация Зиланта закончилась принятием его 8 октября 1781 года
в качестве Герба города Казани (рис. 27), а позже и Герба губернии (1856 год)
(рис. 28). В основе его по-прежнему была искаженная интерпретация изображения
Казанского герба на печатях XVI и XVII веков.
Вся история законодательно закрепленного русского варианта Зиланта как городского
символа, а позднее и герба убедительно показывает, что он не создавался - постепенно
наполняясь смыслом и совершенствуясь изобразительно, а, напротив, искажался
в угоду политической выгоды, постепенно деградировав и потеряв символизм. Это
легко проследить - достаточно просмотреть хотя бы представленные в этой статье
немногочисленные виды Зиланта. И хотя признаки былого величия и мощи один за
другим были изъяты из древнего символа, мы увидим, что перед нами безусловно
прежний прототип. Народ Казани всегда любил свой герб и гордился им. Полны величия
и какой-то грусти образы из "Казанских известий", № 231812 года (рис.
26), с барельефа на здании Национального банка (рис. 13) и многие другие изображения.
Согласно геральдическому "принципу неизменности" герб должен оставаться
в том виде, в каком был утвержден, и ни при каком пересмотре и дополнении не
меняться. Ранее утвержденный герб, отражающий определенную эпоху, а тем более
принятый в результате чрезвычайного исторического события, не может быть изменен
или пересмотрен на основе так называемого ретроактивного права, то есть согласно
принятому впоследствии законодательному акту. Так как в русское время переделан
был именно древний символ (первые русские печати с изображением Зиланта "старого
типа"), необходимо вернуться к первоначальному. Другими словами, при построении
Герба Казани должно следовать следующему принципу: старый герб не отменяется,
а принимается решение о возвращении к историческому гербу, основанному на археологических
материалах IX-XIII веков.
Зиланту должны быть возвращены его традиционные формы: оперенные крылья, лапы
барса и т.д. Зилант в своем исконном виде - полиморфное существо, наделенное,
как свидетельствуют исторические документы и археологические находки, чаще всего
следующими чертами: рога оленя (сайгака, лося), глаза зайца, голова волка (собаки,
лошади, верблюда), крылья птицы (орла), тело и лапы барса (тигра), когти орла,
хвост змеи. Наиболее раннее изображение, соответствующее этому описанию, мы
видим на найденных археологами в Булгаре и Биляре поясных бляшках. Было бы логичным
считать именно это изображение наиболее близким к Зиланту, Грозный образ был
"привязан" к нашей земле и служил нашим предкам отрадой и духовной
опорой в беде. Его изображение предстает как вполне самостоятельное художественное
воплощение древнего мифологического существа.
Предполагаемый Герб Казани может иметь следующий вид: на щите белого цвета (белый
цвет присущ и близок как исламу, так и православию), развернутый влево (исторически
так обычно и изображался) дракон (Зилант) черного цвета (черный цвет Зиланта
был присущ как древним его изображениям, так и ряду изображений Зиланта, сделанных
русскими ге-ральдистами), с золотыми: (золото - символ богатства, справедливости,
великодушия, этот цвет был присущ ранним изображениям Зиланта, сделанным русскими
геральдистами, и, видимо, отражал цвет подлинного Герба Казанского ханства),
крыльями (обязательно оперенными, орлиными), чешуйками (наличие их соответствует
древним указаниям о рыбьей чешуе
Зиланта), глазом, языком и когтями лап. Зилант как бы защищает город и является
символом опеки, покровительства, защиты. Все признаки заимствованы и соответствуют
историческим описаниям дракона, которого на Руси называли "Казанским"
или "Татарским". Каждая отдельная часть Зиланта должна нести свою
смысловую нагрузку: черты хищной птицы символизируют безграничное могущество
в воздухе, звериные - на земле, змеиные под водой. Когти и открытая пасть символизируют
покровительство дракона над городом, готовность защищать его от любых бед. Кроме
того, детали изображения, которые будут изменены у воссозданного Зиланта, имеют
принципиальное значение. Например, прежнюю корону предлагается заменить на иную,
имеющую прямое отношение к истории Казанского ханства.
Вопрос о короне на голове Зиланта достаточно спорен, нельзя однозначно толковать
ее как знак "имперской власти". Прежде всего, корона в геральдике
никогда впрямую не являлась символом режима, монархического строя. В пределах
щита она служит, как правило, знаком высокого достоинства. Именно это значение
имела корона на голове Зиланта: официально в русской государственной геральдике
она означала признание собственной царственности Казани, ее мощи и значения
в качестве исторического ханства. Это толкование было законодательно закреплено
в 1730 году, когда было указано, что на голове Зиланта находится собственная,
казанская корона. Полное удаление короны из герба означало бы не освобождение
от имперского прошлого, а отказ от собственного наследия. Стоит серьезно обсудить
эту тему и, быть может, все-таки поместить корону, но не такой, как в гербах
XVIII века, а более точно указывающей на владетельный, державный и национальный
статус: в виде так называемой "казанской шапки". Было бы логичным
внести еще одно незначительное по форме, но важное по сути изменение:
корона должна быть приподнята над головой Зиланта, так как Казань сегодня столица
Республики, а не монархического государства. С учетом всех высказанных замечаний
описание должно кончаться словами "над головой Зиланта - золотая корона
("казанская шапка")". Щит может быть четырехугольным или круглым,
иметь более или менее сложную форму, все будет зависеть от желания того, кто
изображает Герб города; дракон также может незначительно менять свою позу (но
обязательно сохранять главные черты, установленные описанием и общегеральдическими
нормами: крылья распростерты в стороны, голова направлена "прямо по ходу",
хвост не поджат - иначе дракон будет считаться трусливым!). Вообще единственным
эталоном герба считается его геральдическое описание, истолкованное с учетом
общих норм геральдики.
Один из вариантов восстановленного герба мы предлагаем на суд читателей (рис.
30).
Завершающим, решающим аргументом в пользу Зиланта может считаться то, что Герб
города должен быть принят в строгом согласии с законами геральдики, иначе он
не будет внесен в государственный регистр (соответственно, и в мировой), а останется
простым символом. Это безусловно скажется на имидже города, что недопустимо
для столицы Республики Татарстан. Одна из главных целей официального утверждения
герба - именно упрочение международного авторитета Казани.
Рис.
1. Вариант герба Казани. "Лук со стрелой, направленный вверх". Автор
А. Мухамадиев.
Рис. 2. Старый герб г. Вятка.
Рис. 3. Герб г. Цивипьск.
Рис. 4, Герб г. Кашира. В старой грамоте говорится о драконе, "представляющем
герб Казанский в напамятование того, что сей град при великом князе Василии
Иоанновиче был дан в удел Абдыл Летифу, снизверженному царю Казанскому; а верхняя
часть щита показует, что он и тогда не выходил из-под Российской державы".
Рис. 5. Василиск-чудовище, родственное дракону, с головой петуха или похожей
на него птицы, со змеинымхвостом и крыльями летучей мыши.усеянны-ми глазами:
символизирует ужас и свирепость.
Рис. 6. Герб Москвы 1781 г.
Рис. 7. Карталиния и Грузия -древняя эмблема, позднее переделанная в герб Грузии.
Рис. S. Печать герцога Подолии.
Рис. 9. Герб Москвы из издания путешественника Герберштейна.
Рис. 10. Один из ранних гербов России.
Рис. 15. Поясное украшение (Большие Тиганы. Приблизительно Х-Х1 вв.). Булгарский
археологический памятник.
Рис, 18. Бронзовая поясная накладка с изображением Зиланта. Булгарское городище.
Рис. 19. "Печать царства Казанского, приложенная к твердой грамоте кн.
Ивана Михайловича Воротын-скаго 1596 года, данной архимандриту Казанскаго Пре-ображенскаго
монастыря Арсению с братнею на пожалованное к новому им монастырю, Рождества
Пресвя-тыя Богородицы, что за острогом, огородное место для монастырскаго их
обихода".
Рис. 23. КарлусАлярд. "флаг цесаря от Татарии, желтой с черным лежащим
и к наружью смотрящим драконом (великим змеем) с василисковымхвостом".
Рис. 24. Из дневника Корба (1702 года).
Рис. 25. Изображение герба Казанского царства по типу изображенного в дневнике
Корба (1702 года).
Рис. 26. Из Брюсова Календаря (1775 года).