«Древняя Казань»

С 1 июня по 1 сентября 1999 года в Национальном культурном центре «Казань» будет работать выставка «Древняя Казань», в организации которой приняли участие: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Татарстан, Казанский Совет народных депутатов, Администрация г. Казани. Участниками выставки являются: Музей национальной культуры при Национальном культурном центре "Казань", Государственный объединенный музей Республики Татарстан, Российский этнографический музей (г. Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств РТ, Государственная Третьяковская галерея (г. Москва), Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург), Национальный архив Республики Татарстан, Государственный Исторический музей (г. Москва), Национальная библиотека Республика Татарстан, Научная библиотека им. Н.И. Лобачевского КГУ, музеи Казанского государственного университета, музей истории связи Республики Татарстан.
Выставка «Древняя Казань» - первая ретроспективная комплексная выставка, которая на основе археологических находок на территории Кремлевского холма и в других точках древнего города, с использованием музейных коллекций крупнейших хранилищ России и Татарстана создаст модель истории города, его культуры в рамках хронологического периода времени Х-ХХ веков. Всего на выставке представлено более 500 экспонатов: археологические материалы, раритеты-памятники мирового значения, архивный материал: государственные акты и документы, грамоты, указы, картография, образцы воинского снаряжения, изобразительное искусство, а также средства художественного дизайна: живописно-монументальные панно и фотоколлажи, копии с выдающихся памятников культуры.
Организаторы выставки надеются, что в жанре многопрофильного музейного комплекса им удастся показать геополитическое место на стыке Востока и Запада и отсюда вытекающее историко-культурное своеобразие нашего города как места слияния и синтеза культур и конфессий.
Местоположение музейных комплексов следующее:
  • 1. Мраморный зал является вводной частью выставки, здесь располагаются каменные

  • археологические находки с мифологическими скульптурами К. Замитова. На завершении лестничного марша вдоль окна располагается панно с гравюрой «Вид Казани XVI века».
  • 2. На правой стене зала располагается выставка традиционных татарских шамаилей (живопись на стекле), рисующая Казань как центр тюрко-татарской цивилизации и очаг северного ислама, из фондов НКЦ «Казань».
  • 3. На трех каскадах стационара Музея национальной культуры располагается основная часть экспозиции, с выделением следующих историко-культурных, тематических блоков:

  • 1) Возникновение Казани.
    2) Формирование этнической истории и культуры татарского народа с параллельным экскурсом по истории Казани.
    3) Золотоордынский период (ХШ-XIV в.в.)
    4) Возрождение культуры Казани (XV-XVI в.в.) Панно Ф. Халикова «Светозарная Казань», реконструкции одежд воинов, ансамбль одежды хана, портрет неизвестного художника «Сююмбике с сыном Утямышгиреем» и др.
    5) Завоевание Казани или Казань в составе Русского государства. Здесь представлены материалы Национального архива РТ, Государственного объединенного музея РТ, материалы Лицевого Летописного свода (миниатюры о завоевании Казани), писцовые книги др.
    6) Возрождение Казани с конца ХVIII века. Это «Казанский Кремль XVII-XIX в.в.», «Казанский университет», «Г. Державин», «татарские просветители: Ш. Марджани, К. Насыри», «Г. Тукай», «Г.Исхаки» и «Ф. Шаляпин».
    7) На третьем этаже экспозиции развивается тема Казани как столицы татарского этноса и столицы суверенного Татарстана на материалах культурологии Казани XX века.
  • 4. В художественной галерее НКЦ «Казань» располагается выставка из коллекций Москвы, Санкт-Петербурга и Казани «Казань в творчестве мастеров ИЗО ХVIII-ХIХ в.в. Живопись, гравюра».
  • 5. В фойе концертного зала размещается выставка «Казань в изобразительном искусстве» из произведений Музея ИЗО РТ, ГОМ РТ, НКЦ «Казань», а также мастерских художников Татарстана, г.г. Казани, Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга.
  • 6. В Конференц-зале на стенах размещаются оформленные копии древних карт, привезенных из Германии, Франции, Австрии, Италии, Англии и библиотеки Казанского Государственного университета.
  • Дополнительную информацию можно получить по телефонам:
    38-33-61,38-31-87 -НКЦ «Казань»
    32-06-80 - Казанский Совет народных депутатов


    ОПИСАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭКСПОНАТОВ

    1. Чешский денарий князя Вацлава.
    Найдена в раскопе IX 1997 года, расположенном к северо-востоку от Благовещенского собора. На лицевой стороне вокруг креста надпись VACLAV CNIS, на обратной стороне - упрощенное изображение храма и надпись PRAGA CIVITA.
    Монета была изучена С. А. Беляковым (Москва, Государственный Исторический Музей), В.М. Потиным (Государственный Эрмитаж), Б. Клуге (г. Берлин). Подробное заключение было сделано доктором Я. Хасковой (Нац. Музей, г. Прага). В марте 1998 года в Праге был проведен научный симпозиум «К проблематике чешской монеты из Древней Казани».
    По заключению Я. Хасковой, поддержаному другими чешскими учеными, монета эта является подражанием монетам Баварского короля Конрада I, чеканенным в г. Регенсбурге. Дату «казанской монеты» Я. Хаскова определяет временем не позднее 929-930 гг.
    В Казань она попала во второй половине Х века и была использована в качестве женского украшения.

    2. Мемориальный комплекс Г.Р.Державина
    Прибор чернильный, принадлежавший Г.Р.Державину, Начало XIX века. Красное дерево, медь. 21,5х21,5х41 см. инв.№37730 Государственный объединенный музей Республики Татарстан Происхождение: в 1935 году передан из Казанского государственного университета. Державин Гаврила Романович(1743-1816) - русский поэт и государственный деятель. Чернильный прибор Г.Р.Державина поступил в Казань в 1845 году вместе с письменным столом и креслом поэта. Первоначально прибор хранился в Казанском университете. В настоящее время утрачены: две стеклянные чернильницы и железный козырек для защиты глаз от света свечей.
    Часы карманные, принадлежавшие Г.Р.Державину. Вторая половина XVIII века.
    Англия, золото, жемчуг, эмаль, стекло, диаметр 3,5 см, длина цепочки 23 см. инв.№ 8661
    Государственный объединенный музей Республики Татарстан,
    Происхождение: в 1894 году поступили в музей вместе с частной коллекцией А.Ф.Лихачева.
    Часы куплены на аукционе 27 октября 1842 года. Часы - открытые. Корпус их черный с золотыми украшениями. При часах цепочка-брелок, из эмалевых тонких колонок и золотых узорчатых кружков.
    Кресло, принадлежавшее Г.Р.Державину. Начало XIX века. Красное дерево, сталь, сукно, бархат. 67х67х131 см.
    Государственный объединенный музей Республики Татарстан, инв. №37729 Происхождение: в 1935 году передано из Казанского государственного университета. Кресло Г.Р.Державина поступило в Казань в 1845 году вместе с письменным столом и чернильным прибором поэта. Первоначально хранилось в Казанском университете. В настоящее время утрачены: рама, заменявшая пюпитр и накладные карманы по бокам кресла.
    Стол письменный, принадлежавший Г.Р.Державину. Начало XIX века. Красное дерево, кожа, бронза. 178х107х77 см. инв.№7339 Государственный объединенный музей Республики Татарстан Происхождение: в 1935 году передан из Казанского государственного университета. Мемориальные предметы Г.Р.Державина - стол, чернильный прибор и кресло - были переданы в 1845 году в Казань, на родину поэта, сенатором К.М.Бороздиным, душеприказчиком покойной жены Г.Р.Державина Д.А.Дьяковой. Первоначально вещи хранились в библиотеке Казанского университета.

    3. Кувшин с надписью на арабском языке. Казанское ханство. XVI в.
    Бронза. Выколотка, пайка, литье, чеканка, гравировка. Высота - 24 см., ширина 11 см.
    Государственный объединенный музей Республики Татарстан, инв. №16081
    Приобретен музеем у А.Г.Ишмуратова в 1972 г.
    Найден при сносе старого дома на правом берегу о.Кабан г.Казани.
    На кувшине имеются надписи на арабском языке: "Своими глазами видел твое лицо.
    Я приду к тебе совершенно неожиданно.
    Каждого, кто хочет видеть это лицо - создал Бог.
    От твоей доброты буду радоваться веками."
    "Выгравировал писание свое посвящая самому сильному из людей.
    Пищей для меня было его притягивающее к себе веселое, добродушное
    лицо."
    "О Боже! Живущему полноправным в ханском дворце -
    счастливому воеводе - мужу Кубику - от мастера Несира."
    "Как устанешь в войнах, открой крышку, коснись губами -
    Утоли всю жажду.
    Любящий от чистого сердца Кубика, привязанный к нему
    Как дервиш в лохмотьях и стремящийся к свободе -
    Я сделал."
    Перевод с арабского на татарский язык А.Хайри.
    Перевод с татарского на русский язык Р.Абзалиной.

    4. Ярлык тарханный хана Сахиб-Гирея Шейх-Ахмаду и его родственникам. 1 января 1523 год. Казанское ханство.
    Бумага восточная, чернила черные. Почерк - упрощенный дивани с элементами рикъа.
    Длина - 76 см., ширина - 17,7 см. инв,№5757
    Государственный объединенный музей Республики Татарстан
    Документ был найден историком и археографом С.Г.Вахидовым в 1912году в деревне Мамалай Мамадышского уезда, где он хранился у крестьянина Р.Ахмарова и передавался из поколения в поколение как "божья бумага". В 1920 году был приобретен С.Г.Вахидовым и передан в музей.
    В переводе на русский язык С.Г.Вахидова текст ярлыка означает:
    "(Могущественного) воителя Сахиб-Гирея (слово) эмирам, хакимам, великим сеидам, кадиям (народным судьям), почетным лицам, уполномоченным лицам, чиновникам на местах, посланникам, садовым чиновникам, судовым чиновникам, всему населению, вообще всем казанским областям и всем государствам, да будут они хранимы от бедствий и несчастий. Когда до них дойдет этот приказ, слово мое таково: этот Шейх-Ахмед, сын Мухаммеда, потом сын шейх-Ахмеда Абдал, потом Сейид-Ахмед, его брата Мухаммеда сын Муса, Якуб сын Сейида; его брат Буланс, его брат Нур-Сейид - эти семь человек, приишедши к нам, били челом, что они были тарханами прежних наших старших ханов; мы вновь, пожаловав упомянутых лиц во имя великого бога и ради пророка Мухаммеда, сделали их тарханами. К названным лицам на дорогах, в жилищах, в пути, дома во всякое время, когда они сидят и когда они встают, к их крестьянам, поместьям, возами скоту не смеют пусть прикоснуться злые намерения и не вмешиваются злые поступки и действия ни одного человека. Ясак, оброк, подать, именуемую салыг не взимать. Подать кулыш-култыка, таможенную пошлину, харадж и хараджат не требовать. К имуществу,
    собственности, деньгам, водам, землям никто рук пусть не протягивает. В дом их насильно посланников - гостей не ставить. Деревенскую подать, земельный налог, налог с трубы (с них) не сбирать. Продовольствия, фуража не требовать. Ни с каких сторон вреда и притеснения(им) не причинять. Пребывая в спокойствии, вечером, утром, днем и ночью они воссылали бы нам и нашим потомкам молитвы и добрые пожелания. А всякого рода насилия, беды, вред, беспокойства (им) не причинять. Если же кто, не слушая повелений ярлыка, причинит насилие, беды, вред, беспокойство, то им хорошо не будет, В удостоверение чего пожалован ярлык с алой печатью. Дата девятьсот двадцать девятого(929) года гиджры в 13 день священного месяца Сафара. Печать: Во имя всемилостивого милосердного бога. Нет бога кроме единого бога, Мухаммед посланник божий.
    Могущественный султан, знаменитый для мира и веры, завоеватель Сахиб-Гирей Герай хан, пусть бог вечно хранит его государство и возвеличит его царствование."

    5. Ракович Андрей Николаевич. 1815-1866 Вид Казани. 1846 г.
    Холст, масло. 110,7 х 88,7. Инв. № 10880
    Происхождение: из Ленинградского музейного фонда в 1928 г.
    Государственная Третьяковская галерея

    6. Возвращение царских воевод из походов на Казань. Никоновская летопись XVI века.
    Репродукция Л. 442. Инв, № 11434 Государственный Исторический музей

    7. Чаша с изображением всадника в доспехах. IX в. Ранние венгры ( до переселения в современную Венгрию)
    Серебро; чеканка, позолота. Диаметр -17,5. Инв. № S-207 Происхождение: из археологических раскопок в с. Мужи, ныне Ямало-Ненецкий национальный округ. Государственный Эрмитаж

    8. Блюдо с изображением сцены нападения хищника на оленя. 1Х-Х вв. Волжская Булгария или Великая Моравия.
    Серебро; выколотка, чеканка. Диаметр-21,5. Инв. № S-123 Происхождение: из собрания Н.М. Постникова Государственный Эрмитаж


    КАЗАНЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XVIII - XIX ВВ.
    Начало художественной летописи Казани теряется в истории, но уже на страницах старинных рукописных книг и в произведениях иконописи встречаются изображения крепостных стен, дворцов, храмов, сцен сражений и мирных занятий жителей, они знаменуют первое робкое проявление интереса к воспроизведению мира, окружающего человека.
    В XVII-XIX веках многие путешественники оставляли восторженные описания и многочисленные гравюры, посвященные «восточной столице», «красе Востока» - так называли тогда Казань. Она всегда была необычным городом: еще не Азия, но уже и не Европа. Ее своеобразная экзотическая красота была привлекательна для художников.
    Образ Казани XVII - XIX веков полнее раскрывается в графике. Художники -иностранцы Адам Олеарий, Витзен, Леспинас, Данвэн, Турнерелли, Деруа, Жакотте, жившие в Казани или посетившие ее, оставили нам довольно большое количество изображений Казани, которые имеют и историко-культурную и художественную ценности.
    Самые ранние из представленных на выставке работ - гравюра 1767 года с панорамным изображением Казани - «Вид Зилантова монастыря в Казани» (Государственный Эрмитаж) - парижского гравера Франсуа Дени Нейля - по рисунку Л.Н. Леспинаса и гравюра О. Коха «Вид города Казани» (конец XVIII века, Государственный Эрмитаж). Старые гравюры в традициях классицизма подчеркивают значимость образа города, несколько преувеличивая грандиозность и геометризм архитектуры, масштабность пространства.
    Романтическая эпоха первой трети XIX века внесла свой вклад в изображение Казани. Русский художник Василий Турин, англичанин Эдуард Турнерелли, француз Деруа оставили нам литографированные альбомы с видами Казани, ставшие сегодня историко-художественной редкостью.
    Излюбленными мотивами этих видов являются соборы и мечети, общий вид Кремля, отдельные его памятники. Художники точно следуют натуре, тщательно прорабатывают детали. В их работах пространство, переданное с помощью линейной перспективы, уравновешено и симметрично. Все виды наполнены жизнью: мы видим повозки с седоками, людей в национальных одеждах, пасущихся
    Коз и т.д. – сцены жизни, от которых веет настроением мира, тишины и покоя.
    Пространство окутано теплой дымкой.
    Художник Андрей Ракович (1815-1866), воспитанник Академии художеств, ученик знаменитого пейзажиста М. Воробьева, переселившийся в Казань и проживающий здесь 20 лет, посвящает творчество этого периода городу и его окрестностям. Он пишет панорамные виды и отдельные сооружения, «портретно», крупным планом в центре полотна с наиболее выгодной, объемлющей точки зрения изображен Петровский собор с колокольней («Петропавловская церковь в Казани», 1845г., Государственный Русский музей). Он возвышается над потемневшими небольшими строениями и четко вырисовывается на фоне высветленного зеленоватого неба. Общее настроение тревожное и патетическое.
    Возникший в середине XIX века в русской литературе интерес к «физиологии города» способствует появлению картин, содержанием которых становится своеобразие быта улиц, дворов, характерность городских типов.
    Памятники архитектуры, эти неповторимые приметы города, теперь приобретают иной смысл - в выборе намеренно непарадной точки зрения на город обнаруживается тенденция к социальной оценке действительности («Вид Казани» 1846г., Государственная Третьяковская галерея).
    На смену патетике приходит задушевность лирического чувства.
    Дань казанской теме отдал известный живописец А.П. Боголюбов (1824-1896). Художник неоднократно посещал Казань. Его «Казань во время разлива», 1861г., (Государственный Русский музей) с документальной точностью передает натурные впечатления автора, пораженного великолепной перспективой, открывшейся его взору. Эпический пейзаж наполнен ощущением ритма жизни. Объем, свет и тени лишены равновесия, берег реки образует диагональ, отчего композиция становится динамичной и эмоционально насыщенной. Сценки городской жизни, фигуры, одетые в национальные одежды, придают экзотическую окраску образу города.
    Ощутить аромат времени, заглянуть в глаза тех, кто обитал в купеческих и дворянских особняках и ходил по казанским улицам минувшего столетия, позволяют портреты людей, имена которых известны по историческим документам или литературным воспоминаниям.
    В их числе портрет попечителя Казанского учебного округа Михаила Николаевича Мусина-Пушкина (1830г., ГМИИ РТ). Он принадлежал к старинному дворянскому роду, был богатым казанским помещиком, родственником Н.И. Лобачевского, действительный статский советник, участник Отечественной войны 1812 года. К этому же времени относится портрет Марии Сергеевны Коринфской (1830-е г.г.), жены архитектора и строителя Казанского университета, написанный Л.Д. Крюковым, казанским живописцем, преподававшим в университете, автором целой галереи портретов жителей губернской столицы, представителей видных казанских фамилий.
    Другой известный в Поволжье художник Зиновий Иванов(1816-1865) представлен на выставке портретом Гавриила Ильича Солнцева (1860-е г.г.,
    Государственный Русский музей), профессора и .ректора Казанского университета (1815-1823 г.г.), позднее казанского губернского прокурора.
    Заслуживает внимания «Портрет генерал-лейтенанта А.К. Гейнса» (ГМИИ РТ), человека очень образованного и популярного в Казани. Портрет написан И. С. Репиным в 1896 году, после смерти генерала, по фотографии, и представляет более историко-краеведческую, чем художественную ценность.
    В экспозиции показаны работы художников, стоящих у истоков Казанской художественной школы: Г.Г. Медведева (1899-1931) - жанровая зарисовка «Кустари-тюбетейщики» (1926г., ГМИИ РТ) и П.П. Бенькова (1879-1949) «Старьевщик (1920-е г.г., ГМИИ РТ), отличающиеся пристальным вниманием к национальным темам, точностью авторского наблюдения и тонкостью психологического рисунка.
    Вызывает большой интерес портретная работа художника-академиста 1-й пол. XIX века В.Г. Худякова «Казанская татарка» (Государственный Русский музей) Необычна композиция портрета - большой формат, овал, почти полупрофильное изображение, удивителен облик портретируемой, наделенной чувством собственного достоинства, благородством и духовной красотой.
    Великолепное живописное мастерство художника, его умение ненавязчиво проникнуть во внутренний мир человека позволяют портрету засиять жемчужиной в экспозиции выставки.
    Портрет и пейзажи, интерпретирующие тему Казань, выполнены в разных стилях, в разнообразных техниках и манерах, но господствующими оказываются не они, а духовные проблемы: город, городская среда воспринимается художниками всех времен как метафора родины. Неслучайно ведущим мотивом остаются памятники архитектуры, которые приобретают символические черты хранителей памяти поколений, живых свидетелей событий, страданий и радостей людских. И в переломные эпохи памятники старины и для художников, и для зрителей представляют те реалии, которые скрепляют связь времен, и мы через общение с ними ощущаем свою живую причастность и к прошлому и к будущему.



    Российский этнографический музей Санкт-Петербург
    Татарские коллекции, хранящиеся в фондах Российского этнографического музея, занимают видное место среди других собраний как по количеству экспонатов, так и по широте охвата тем. Они дают возможность изучать частные вопросы этнической истории народа, анализировать и сопоставлять те или иные компоненты материальной и духовной культуры этноса, помогают решению многих вопросов этногенеза народа и рассмотрению этапов формирования его культуры.
    В составе татарских коллекций преобладают экспонаты из ткани и ювелирные украшения. Они дают возможность получить представление о различии одежды и украшений разных локальных групп татар, а также о вариантах по полу, возрасту, социальным группам.
    В настоящее время в фондах музея и Особой кладовой насчитывается более 80 коллекций (около 3800 номеров), собранных в разное время корреспондентами и сотрудниками музея, а также полученных в дар или в результате передачи с выставок из разных организаций и музеев.
    Начало сбору коллекций было положено передачей экспонатов с выставок:
    Парижской Всемирной 1900 года, Всероссийской кустарной 1902 года, с выставки археологической комиссии и других. Среди собирателей такие известные имена как И.Н. Смирнов, Г.Н. Ахмаров, А.А. Миллер, Н.К. Зеленев, А.К Сержпутовский, М.Е. Евсевьев.
    Несомненно огромный вклад внесли известные коллекционеры, среди них казанский ювелир и коллекционер И.А. Абдурашидов, Ф.М. Плюшкин, художница,
    коллекционер и собиратель В.П. Шнейдер, Н.Л. Шабельская.
    В 1928 году фонды значительно пополнились ценными материалами, переданными из Музея народов СССР города Москвы, сформированного, в основном, на базе замечательных коллекций Румянцевского и Дашковского музеев. В них представлены наиболее архаичные варианты одежды различных локальных групп татар, • живущих за пределами республики, и в этом же собрании находится самая богатая и значительная часть татарских ювелирных украшений. Большая часть экспонатов датируется серединой XIX — началом XX века, отдельные уникальные предметы имеют более раннюю датировку.
    Собрание Российского этнографического музея представляет большой научный интерес прежде всего потому, что в нем имеются экспонаты, характеризующие быт и культуру татар различных локальных групп: казанских татар (мусульман и крещеных), мишарей, касимовских, костромских, вятских, тобольских, енисейских, уфимских.
    В 1960—1980-е годы основным направлением собирательской деятельности было приобретение экспонатов, характеризующих современную материальную и духовную культуру татар, а также изучение современных художественных
    промыслов
    Таким образом, коллекции Российского этнографического музея по культуре
    татарского народа — многолетний труд поколений ученых и собирателей.
    Татарские коллекции, хранящиеся в фондах Российского этнографического музея, привлекают внимание исследователей культуры татарского народа, они постоянно используются для научной работы, большая часть коллекции татарской одежды вошла составной частью в Атлас по этнографии татар. Большой интерес вызывает собрание уникальных украшений татар в Особой кладовой, значительная часть памятников из этого собрания привлекались в качестве исторического источника в работах многих исследователей
    Коллекции Российского этнографического музея служат базой для художников и модельеров, разрабатывающих варианты современной национальной одежды и фольклорных костюмов.

    Государственный Исторический музей Москва
    Государственный Исторический музей представляет на выставке «Древняя Казань» ряд копий миниатюр из Лицевого летописного свода XVI века, великолепного произведения средневековой русской книжности. По всей вероятности, Лицевой свод подвергся правке рукой самого Ивана IV. Отредактированная часть Лицевого свода - его последний том, охватывающий события 1535-1567 годов, - была переписана на 683 листах, украшенных 1073 рисунками. Эта часть получила в литературе название «Царственной книги». Это - иллюстрированные истории, где изображения «в лицах» являются составной, причем важнейшей, частью исторического повествования. Десятитомный Лицевой свод, составленный по инициативе митрополита Московского и всея Руси Макария (1482-1563), был назван исследователями «Московской исторической энциклопедией XVI века», в которую включено до шестнадцати тысяч иллюстраций, сопровождающих свод всемирной истории, продолжение и венцом которой считалось тогда правление Ивана IV. Лицевой летописный свод в полном его (дошедшем до наших дней) объеме известен ученым уже около ста лет, а история изучения отдельных его частей насчитывает третье столетие.

    Hosted by uCoz