|
Наиль ХУСНУТДИНОВ
В
феврале I998 года в целях возрождения, национального культурно-просветительного,
ремесленного и торгового центра Казани была образована историко-культурная заповедная
зона с особым статусом и режимом содержания "Иске татар бистсе" ("Старо-Татарская
слобода").
Старо-Татарская слобода - это уникальная часть Казани, сохранившаяся с периода
средневековья как средоточие татарской культуры. Она расположена в историческом
ядре города, на берегах протока Булак и живописного озера Кабан.
После завоевания Казани в 1552 году мусульманам запретили жить в прежней черте
города и отвели особое место на пустыре. В пределах острога, за крепостными
стенами, остались новокрешенные и служилые татары.
На протяжении XVII-XVI II веков слобода постепенно разрасталась и уже к XIX
веку стала своеобразным религиозным и общественным центром татарского населения
Казани, национальной торговли и промышленности.
К
середине XIX века здесь сформировался Сенной базар - татарский общественно-торговый
центр, являвшийся самым крупным восточным базаром европейской части России.
Слобода превратилась в один из основных промышленных и ремесленных районов Казани.
В ней располагались десятки предприятий по обработке кожи, производству мыла,
обуви и сукна, торгово-ремесленные кварталы с мастерскими знаменитых ювелиров,
медночеканщиков, артелями художников-каллиграфов, продукция которых была известна
не только в России, но и в Европе и на Ближнем Востоке. Велика была роль слободы
как очага просвещения. Здесь действовало одиннадцать учебных заведений, в том
числе крупнейшее медрессе в России "Мухаммадия", книгоиздательский
и торговый комплекс братьев Каримовых, обеспечивал всю страну татарской литературой
Со
старо-татарской слободой связана деятельность многих известных многих известных
писателей, ученых, просветителей, общественных и религиозных деятелей. Среди
них - Шигабутдин Марджани и Каюм Насыри, Габдулла Тукай и Галиаскар Камал, Карл
Фукс и Николай Лобачевский, Александр Пушкин и Федор Шаляпин...
На новом этапе истории слободы должна возродиться ее духовная и материальная
культура. Сейчас префектура заповедной территории организовала разработку концепции
ее комплексного развития с участием специалистов.
Заметным шагом к возвращению слободе издавна присущих ей свойств и особенностей
должно стать возрождение достопримечательности Казани - Сенного базара. Затраты
на это будут не столь велики, как может показаться, так как свои функции его
территория в основном не утратила. В качестве эксперимента предполагается реконструировать
квартал, в котором расположен центральный вещевой рынок. Поскольку на Востоке
торговые ряды издавна соседствовали с мечетями, учитывая нынешнюю застройку
этого квартала, при его реконструкции планируется воссоздать торгово-мусульманский
комплекс.
Рассчитываем мы и на воссоздание национальных ремесел, реконструкцию историко-культурных
памятников. Намерены организовать постоянно действующую выставку-ярмарку изделий
народных промыслов и ремесел, где, как и прежде на Сенном базаре, можно будет
наблюдать за работой мастера и тут же купить что-то на память.
Велики возможности слободы для развития национального туризма. Туристические
и экскурсионные маршруты могут быть связаны с ее достопримечательностями и знаменитым
озером Кабан. Уже ведутся работы по созданию зоны отдыха на набережной Кабана.
Обязательно будет у нас музей Старо-Татарской слободы, хотим возродить некогда
известный очаг татарской культуры "Шарык-клуб" и организовать на его
базе музей татарского театра.
Старо-Татарская слобода - живая история Казани. По ней мы можем оценивать и
происходящие в обществе перемены: возвращается она к нормальной жизни - значит,
движемся в правильном направлении и не теряем надежду, что этот неповторимый
уголок столицы Татарстана будет, как и прежде, духовным родником татарского
народа.
Хуснутдинов
Наиль Кадырович -
префект историко-культурной заповедной территории "Иске татар бистасе"
("Старо-Татарская слобода").