|
Анна БАГАУТДИНОВА
Имени Шаляпина
Звезды оперного искусства на казанской сцене
Нынешний год - особый для поклонников
оперного искусства Казани, он проходит под знаком двух юбилеев:
125-летия открытия здесь постоянных оперных сезонов и 60-летия Татарскою академического
театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Открытие памятного знака на месте будущего памятника Федору Шаляпину. |
Одной
из главных "визитных карточек" музыкально-театрального Татарстана
является Международный оперный фестиваль, который носит имя нашего великого
земляка Федора Ивановича Шаляпина и ежегодно проводится в театре вот уже восемнадцать
лет. Фестиваль - уникальное событие в музыкальной жизни не только Татарстана,
выступить на его сцене считают честью ведущие солисты крупнейших театров России,
известные зарубежные исполнители и дирижеры.
Шаляпинский фестиваль - один из немногих праздников в стране, знакомящих меломанов
с восходящими и уже сияющими звездами оперного небосклона. Он подтверждает существование
"феномена онеры" в Казани, о котором еще в 1874 году организатор первой
оперной антрепризы П. Медведев говорил: "В Казани на драму - пуль внимания.
Оперетта - скандал. А на оперу кассу сломали - так рвались за билетами".
На Шаляпинский фестиваль билеты раскупаются в течение нескольких часов...
Оглянемся назад, воскресим в памяти основные вехи фестиваля.
1982 год. Onepoй "Борис Годунов" открылся первый, никак еще
не титулованный фестиваль. Партию Бориса пел солист театра 10. Борисенко. Фестивальная
афиша включала шесть спектаклей шаляпинского репертуара. Среди участников -
солист Братиславской оперы Р. Сыч, артисты Москвы, Киева, Риги, Минска. А. Эйзен
спел партию Галицкого в "Князе Игоре".
Открытием фестиваля стала Л. Казарновская, ныне - певица с мировым именем.
1983 год. Впервые приезжают в Казань солисты Большого театра А. Ведерников
и 10. Григорьев. Интерес к фестивалю растет, спектакли проходят при аншлагах.
1984 год. Театральная Казань взбудоражена: Тамара Синявская будет петь
Кармен! Билеты исчезают мгновенно, меломаны берут театр с боем, переполненный
зал восторженно рукоплещет певице.
1985 год. Фестиваль официально получает статус Всероссийского, хотя участие
в нем зарубежных солистов уже стало обычным явлением. Партию Мюзетты в "Богеме"
исполняет солистка Белградской оперы 0.Вулич. В рамках оперного праздника проходят
сольные концерты Л. Сметацникова и двенадцати молодых солистов российских театров.
В роли Эскамильо дебютирует Николай Путилин, сразу ставший кумиром казанцев.
Его выступление, как и выступления Л. Сметанникова, А. Масленникова, Н. Охотникова,
сопровождает шквал аплодисментов.
1986 год. География фестиваля расширяется. Тон празднику задает блистательный
ленинградский "десант":
И. Богачева, А. Морозов, Н. Охотников, Ю. Марусин и Т. Новикова. За дирижерским
пультом главного дирижера театра В. Васильева впервые сменяет дирижер из Перми
А. Анисимов.
1987 год. Участвовать в фестивале становится престижно. В Казани поют
М. Биешу, Б. Минжилкиев, Л. Сметанников, В. Гринченко, А. Эйзен.
М.Биешу предлагает начать сбор средств на сооружение памятника Шаляпину и отдает
для этой цели свой гонорар.
1988 год. Звезда театра "Эстония" А. Кааль выступает в партии
Виолетты. И.Богачева, А. Кааль, Л. Шевченко, А. Пономаренко, А. Стеблянко и
О. Биктимиров дают большой концерт в фонд будущего памятника Шаляпину.
1989 год.
В рамках фестиваля впервые проходит Всесоюзный конкурс молодых оперных певцов
имени Ф.И. Шаляпина. (В 1991 году конкурс проводится уже самостоятельно, в 1993
году приобретает статус Международного. Многие участники конкурса считают. что
он лад им "путевку в жизнь", солистами ведущих российских оперных
театров стали его лауреаты.) На фестиваль приезжает Д. Хворостовский - он поет
Елецкого в "Пиковой даме" и выступает с сольным концертом.
1990 год. Восторженно принят казанцами солист Латвийского театра онеры
и балета К.Зариньш, исполнивший партию Отелло. Участвовали в фестивале пенпца
К. Стрелов из Германии и дирижер Т.Кюр из Австрии.
1991 год. С этого года фестиваль - официально Международный. Спектакль "Риголетто"
на итальянском с участием Н. Путилина, В. Пролат. В. Духанина, А. Фадеичевой
способен, по единодушному мнению публики и критики, украсить любую европейскую
сцену. Успешно выступают певицы из США Л. Макивен, Б.Хилл.Дж. Соррентино, солист
из Швейцарии Ф. Манзони.
1992 год. Фестиваль отмечен сразу двумя яркими премьерами - это "Летучий
голландец" Вагнера на немецком языке is постановке В. Раку и оратория "Мессия"
Генделя с участием солистов онеры, хора и оркестра театра во главе с дирижером
из США Б. Давенпортом. В партии Графини в "Пиковой даме" - И. Архипова.
1993 год. "Севильский цирюльник" идет практически целиком в
исполнении солистов Большого театра. Гюзель Хаибулина впервые принимает участие
в организации фестиваля в качестве .художественного руководителя оперы.
1994 год. На фестивале вновь две премьеры: "Тоска" (в составе
постановочной группы - болгарский дирижер С. Линев. режиссер из Швейцарии К.
Гроссер и новосибирский художник И. Гриневич) и "Борис Годунов" в
сценографии знаменитого Ф. Федоровского. Растет число приезжих звезд. Казанцы
аплодируют первоклассным солистам Мариинки В. Огновенко, Л. Дядьковой, 0.Кондиной,
москвичам А.Масленникову, В.Пьявко, Т.Ерастовой, А.Ломоносову, артистам из Кишинева,
Львова, Новосибирска. Партию Эрика в "Летучем голландце" поет солист
из Германии П. Свенссон, с успехом выступавший на лучших оперных сценах мира,
в том числе и Ла Скала. Дирижируют спектаклями Д. Хохлов (Санкт-Петербург),
И. Лацанич (Львов, ныне - главный дирижер казанского оперного), Ю. Кочнев (Самара),
В. Васильев и М. Тургумбаев (Казань).
1995 год. Любимцем публики, отныне и навсегда, становится великолепный
тенор из Тбилиси Т. Гугушвили. Экс-казанец Н. Путилин в партии Скарпиа получает
триумфальный прием. Стал событием "Летучий голландец", в котором впервые
приняли участие солисты Лондонской оперы С. Оуэн и К. Примроуз. Дирижировал
Г. Ринкявичюс из Литвы - один из лучших "вагнеровских" дирижеров.
1996 год. И опять самые яркие мгновения фестиваля связаны с "Летучим
голландцем": великолепный ансамбль создали литовцы Е. Василевский, А. Агамирзов,
а также казанцы Е. Михайлова. С. Раинбаков и Ю. Петров.
1997 год. Участие в Шаляпинском артистов первой величины становится привычным.
На этот раз среди них солисты Мариинского театра И.Богачева, В.Огновенко, О.Кондина,
Ю.Шкляр, В.Ванеев: солисты Большого В. Стаценко, В. Щербаков, В. Веретеников,
С. Мур-заев, Н.Глубокий, В.Кудряшов, любимица казанской публики Н.Усенбаева
из Казахстана, киевлянин А.Востряков, Т.Гугушвили из Тбилиси и многие другие.
Дирижировали И.Лацанич, В.Васильев и безвременно ушедший от нас москвич И.Головчин.
1998 год. Фестиваль, посвященный 125-летию со дня рождения Шаляпина,
стал рекордным по количеству приглашенных солистов - пятьдесят человек. Блистательно
выступили кори
феи оперы Ю. Марусин, В. Огновенко, И. Пономаренко, Т. Гугушвили - все громкие
имена просто невозможно перечислить. Впервые на сцене казанской оперы солист
Большого театра и Метрополитен-опера М. Светлов-Крутиков. И вновь открытия:
москвичи А. Косарев и А. Агади покорили публику исполнением партий Альфреда
в "Травиате" и Рудольфа в "Богеме".
1999 год. Фестиваль открылся последней премьерой - "Кармен".
Публика аплодировала солистке Санкт-Пе-тербургского театра оперы и балета им.
Мусоргского Ю. Герцевой, москвичу А. Агади и П. Раковице. Кстати, именно этот
состав представил с успехом первый показ спектакля в Голландии, перед изысканной
публикой крупнейшего в Европе театра "Карре". Великолепное меццо-сопрано
солистки Мариинского театра М. Горцевской заставило трепетать сердца слушателей.
Гармоничный дуэт составили Т. Гугушвили (Каварадосси) и солистка Мариинки В.
Стенькина (Тоска).
Конечно же, певцы казанского оперного участвовали во всех фестивалях и составляли
достойную конкуренцию гастролерам. С неизменным успехом выступали в разные годы
А. Аббасов, Р. Мифтахова, А. Фадеичева, К. Румянцева, Л. Берниковский, Л. Башкирова,
Г. Ластовка, 3. Сунгатуллина, Х.Бигичев, Ю. Борисенко, К. Хайрутдинова, В. Ганеева,
Е. Михайлова, М. Якупов, С. Раинбаков, Г. Ковриков, С. Смирнова и многие другие
солисты.
Совместно с Казанским музеем А.М. Горького в рамках фестиваля проводятся Шаляпинские
чтения, в которых участвуют музыковеды, театроведы, критики и краеведы из многих
городов России.
"Шаляпинский фестиваль - это то, чем Татарстан и Казань могут гордиться",
- считает участник фестиваля литовский дирижер Гинтарас Ринкявичюс. А вот отзыв
Евгения Бражника:
"Должен сказать (зная и рынок, к сегодняшнюю ситуацию на оперных сценах
России), что никому, кроме вашего театра, не удается провести такой фестиваль
и собрать вместе столько звезд оперного искусства. Это фантастика!"
В 2000 году звезды вновь соберутся на небосклоне Шаляпинского фестиваля.