Волшебство
красок
Из
коллекции
Государственного
музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Вряд
ли возможно дать представление о музее, выбрав только несколько произведений
из его коллекции. Критерии зыбки, времена меняются, вкусы тоже...Однако
искусство вечно, поэтому музей бережно хранит произведения и знаменитых
мастеров, и художников, чьи имена канули в Лету. В каждом из них частица
души их создателя, дыхание времени, в котором он жил.
Репродукции представляют
несколько экспонатов – малую толику музейной коллекции, – которые, не претендуя
на исключительность, составляют тем не менее гордость музея.
Коллекция западноевропейской
живописи в музейном собрании самая небольшая, но она включает работы художников
Италии, Голландии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Среди этих работ
– картина Леандро Бассано – одного из итальянских художников конца XVI
– начала XVII веков, творчество которого способствовало утверждению в европейском
искусстве бытового жанра.
Произведения
И.И. Шишкина в музейном собрании – это своего рода визитная карточка музея
– у нас хранятся 40 картин, 25 рисунков и 400 листов печатной графики выдающегося
русского пейзажиста. «Полянка», написанная в последний год жизни, совершенно
особенное произведение художника – это своеобразная интерпретация импрессионизма.
Ф.А. Васильев входит
в число классиков русской пейзажной живописи, хотя прожил всего двадцать
три года. Работая бок о бок с Шишкиным, он не утратил своей индивидуальности.
Художник, как правило, запечатлевал природу в ее переходных состояниях.
Небольших размеров картина «Лето. Речка в Красном селе» насыщена предчувствием
грозы.
Талант В.А. Серова
отмечен печатью гения. Особенно поразительны его портреты. «Портрет С.М.
Драгомировой» является изображением дочери киевского генерал-губернатора.
Интересно, что Софья Драгомирова позировала одновременно Серову и его учителю
И.Е. Репину, в мастерской которого и шла работа над портретами. Репинский
Татарское искусство
– приоритетное направление в собирательской деятельности музея.
Только в нашем музеев существует коллекция, представляющая с почти исчерпывающей
полнотой историю развития изобразительного искусства Татарстана. Полотно
ЛА Фаттахова «Сабантуй», созданное в 1957 году, способствовало возрождению
национальной тематики в жанровой живописи татарских художников. В проведении
древнего языческого праздника Фаттахов подчеркнул истинную народность события.
Признанным аксакалом
искусства Татарстана был Б.И. Урманче. Его путь в искусстве отмечен постоянным
стремлением к обновлению и эксперименту «Сенокос в Салтыке» напоминает
об иранской миниатюре, образный строй которой увлекал художника.
Творческий мир В.Я.
Акимова соединяет в себе реальность с вымыслом, которые в действительности
неразрывно связаны. «Вероятность полета» - это о чудаках, без которых жизнь
была бы слишком пресной
Галина РАМАЗАНОВА