Волшебство красок
Из коллекции
Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Вряд ли возможно дать представление о музее, выбрав только несколько произведений из его коллекции. Критерии зыбки, времена меняются, вкусы тоже...Однако искусство вечно, поэтому музей бережно хранит произведения и знаменитых мастеров, и художников, чьи имена канули в Лету. В каждом из них частица души их создателя, дыхание времени, в котором он жил.
Репродукции представляют несколько экспонатов – малую толику музейной коллекции, – которые, не претендуя на исключительность, составляют тем не менее гордость музея.
Коллекция западноевропейской живописи в музейном собрании самая небольшая, но она включает работы художников Италии, Голландии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Среди этих работ – картина Леандро Бассано – одного из итальянских художников конца XVI – начала XVII веков, творчество которого способствовало утверждению в европейском искусстве бытового жанра.
Произведения И.И. Шишкина в музейном собрании – это своего рода визитная карточка музея – у нас хранятся 40 картин, 25 рисунков и 400 листов печатной графики выдающегося русского пейзажиста. «Полянка», написанная в последний год жизни, совершенно особенное произведение художника – это своеобразная интерпретация импрессионизма.
Ф.А. Васильев входит в число классиков русской пейзажной живописи, хотя прожил всего двадцать три года. Работая бок о бок с Шишкиным, он не утратил своей индивидуальности. Художник, как правило, запечатлевал природу в ее переходных состояниях. Небольших размеров картина «Лето. Речка в Красном селе» насыщена предчувствием грозы.
Талант В.А. Серова отмечен печатью гения. Особенно поразительны его портреты. «Портрет С.М. Драгомировой» является изображением дочери киевского генерал-губернатора. Интересно, что Софья Драгомирова позировала одновременно Серову и его учителю И.Е. Репину, в мастерской которого и шла работа над портретами. Репинский
Татарское искусство – приоритетное направление в собирательской деятельности музея. Только в нашем музеев существует коллекция, представляющая с почти исчерпывающей полнотой историю развития изобразительного искусства Татарстана. Полотно ЛА Фаттахова «Сабантуй», созданное в 1957 году, способствовало возрождению национальной тематики в жанровой живописи татарских художников. В проведении древнего языческого праздника Фаттахов подчеркнул истинную народность события.
Признанным аксакалом искусства Татарстана был Б.И. Урманче. Его путь в искусстве отмечен постоянным стремлением к обновлению и эксперименту «Сенокос в Салтыке» напоминает об иранской миниатюре, образный строй которой увлекал художника.
Творческий мир В.Я. Акимова соединяет в себе реальность с вымыслом, которые в действительности неразрывно связаны. «Вероятность полета» - это о чудаках, без которых жизнь была бы слишком пресной

  Галина РАМАЗАНОВА
Hosted by uCoz