Волшебный сад над городом

Булат Галеев

Три-два десятка лет назад при упоминании Казани в разговоре с жителями других городов можно было услышать в ответ: "А, это там, где СКБ "Прометей", где светомузыкой занимаются!". "Прометей" упоминался в календарях и путеводителях. Коллектив живет и здравствует до сих пор, и кроме своих экзотических практических экспериментов уже давно продуктивно занимается теоретическими исследованиями, которые известны и доступны казанцам в меньшей степени.
Все знают, например, что наш земляк Д.И. Менделеев (уроженец Казанской губернии) создал периодическую систему химических элементов, увековечившую его имя. Но мало кому известно, что руководителем студенческого конструкторского бюро "Прометей" Б.М. Галеевым также создана своя "периодическая система", только на этот раз речь идет о "системе искусств". Конечно, она, быть может, не такая точная, как у Менделеева, но и сама эстетика относится к разряду не самых точных наук. Однако, судя по реакции ученых разных стран, предложенная Галеевым систематизация достаточно убедительна и, главное, продуктивна. Система искусств у него, кроме иных достоинств, отражает искусство в развитии. Вселенная искусства расширяется...
Создание этой "системы искусств" было бы невозможно без реальных художественных экспериментов. Редакция попросила руководителя коллектива Булата Галеева кратко рассказать о том, что сделано "прометеевцами" за прошедшее время и чем занят "Прометей" сегодня.
Последовательно осваивая идеи своих великих предшественников - композитора Скрябина и художников Чюрлениса и Кандинского, мечтавших о единении искусств, коллектив СКБ "Прометей" с 1962 года решает актуальные задачи в подлинном смысле "экспериментальной эстетики" (а точнее, "эстетики, проверяемой через эксперимент"). Свои теоретические эстетико-психологические прогнозы коллектив сам же поверяет практикой, создавая необходимый инструментарий и проводя художественно-практические эксперименты с помощью этой техники.
После первых экспериментов конструкторского бюро в области светомузыки, которые были начаты с исполнения со светом "Прометея" А.Н. Скрябина, сфера интересов коллектива распространилась на многие другие области аудиовизуального синтезирования. которые осваивались "Прометеем" в жанре "разведки боем" с постоянным расширением плацдармов на территории будущего. Практически все работы проводились в теснейшем сотрудничестве с Казанской консерваторией, студией кинохроники, другими творческими организациями и союзами.
В итоге осуществлены первые в стране широкомасштабные концерты светомузыки, первые цветные абстрактные светомузыкальные фильмы, в некоторых из них была использована электронная музыка, первый в СССР спектакль "Звук и Свет" под открытым небом (удивительный театр, со стереодвижением звука и динамикой света, театр, в котором отсутствуют... актеры), а также первые представления "пространственной музыки" и стереорадиотеатра со свободным движением звуков в зале.
На практике была проверена возможность внедрения динамическою света и электроники в архитектуру. Использовались новые средства и в оформительском искусстве, дизайне. По устоявшейся терминологии все это относится к кинетическому искусству. Часть работ вышла и смежную сферу функциональной музыки и светомузыки, научной организации труда, инженерной и космической психологии.
"Разведка боем" освоении новых жанров эпохи HTP продолжается с применением новейших технических, средств. В наиболее полном виде ее результаты были представлены в концерте "Мульти-медиа". проведенном в "Скрябинские дни" в апреле 1990 года в актовом зале Казанской крнсерватории. Здесь наряду со слайдовыми композициями, видеофильмами впервые были представлены хеппенинг. лазериум, инструментальный театр и. в наиболее заметной форме, концептуальное искусство. Опыты с видеоскульптурными инсталяциями открыли для "прометеевцев" новое поле художественного поиска.
Последний крупный эксперимент "советского периода" - праздничное мультимедийное представление под открытым небом "Волшебный сад" во время Сабантуя в июне 1991 гола. На деревьях сквера между театром оперы и балета и Казанским университетом в многоканальной записи воспроизводилась пространственная полифония экзотических птиц с синхронными световыми эффектами. Над сквером, на стене небоскреба университета проецировались мультипликационные картины лазерной компьютерной графики. Эти приемы использовались и в больших праздничных концертах, посвященных значительным событиям. После первою опыта технического оснащения Музея изобразительных искусств Татарстана вместе с казанскими художниками проведена аудиовизуальная и стереозвуковая театрализация экспозиции нового Музея композитора С. Сайдашева... Сегодня осваиваются новые возможности компьютерной графики, компьютерной анимации, компьютерного "мультимедиа".
Каждому из этих новых видов и жанров искусств посвящены отдельные книги либо многочисленные статьи "прометеевцев" в энциклопедиях, отечественных и зарубежных журналах. В них изложены и результаты научных исследований, прежде всего посвященных проблеме цветного слуха, теории синтеза искусств. Сейчас, когда на базе студенческою конструкторского бюро организован НИИ экспериментальной эстетики "Прометей", но плану Академии наук Татарстана проводится изучение возможных взаимоотношении между национальным мелосом и национальным орнаментом, проверка гипотетической аналогии Б. Яворского "ладовое тяготение - земная гравитация", компьютерное моделирование пентатонной музыки и другие исследования.
Коллективом "Прометея" организовано в Казани пятнадцать всесоюзных и всероссийских конференций "Свет и музыка". Сами "прометеевцы" участвовали во многих отечественных и зарубежных симпозиумах и фестивалях. Наша аппаратура и фильмы представлялись во многих странах мира и при советской власти, но без нас самих, ибо авиационный институт был закрытым. режимным, и мы все были "невыездными". Возможность себя показать и других посмотреть появилась совсем недавно. В последние годы "Прометен" очно и "заочно" участвовал в фестивалях, симпозиумах, конференциях и выставках в Венгрии, Австрии, Польше, Голландии, Канаде, Чехословакии. Швейцарии, Франции... Разведка "искусства будущего" не прекращается.
Mы готовы к встрече третьего тысячелетия.


Галеев Булат Махмудович -
руководитель Научно-исследовательского института "Прометен", член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан.

 

Hosted by uCoz