|
Как
и любой древний город, основанный на пересечении торговых путей, Казань издавна
была многонациональной. После XVI века она развивалась в резком противостоянии
и одновременно во взаимодействии, взаимовлиянии двух основных составляющих -
русского и татарского населения, православия и ислама. Однако далеко не все
казанцы являются татарами или русскими, представители других народов также сыграли
в истории города заметную роль.
Сегодня в Татарстане государственными языками являются татарский и русский,
но наравне с ними язык любого другого народа имеет правовую, социальную и экономическую
защиту. Все религиозные конфессии, наряду с традиционными исламом и православием,
имеют равные возможности.
В годы советской власти насаждалось атеистическое мировоззрение и нивелировались
национальные особенности всех народов. В последние годы закономерно произошел
огромный всплеск религиозного и национального самосознания. О сохранении родного
языка, народной культуры, религиозных верований заговорили не только татары
и русские, но и казанцы других национальностей. Стали возникать национально-культурные
общества, которые в 1992 году объединились в республиканскую Ассоциацию.
С 1996 года, когда вступил в силу федеральный закон "О национально-культурных
автономиях", согласно которому не только расширялись полномочия национальных
организаций, но и гарантировалась их финансовая поддержка со стороны государства,
семь из двадцати национально-культурных обществ, объединенных в Ассоциацию национально-культурных
обществ Республики Татарстан, начали работу по перерегистрации своих общественных
организаций в автономии. Сегодня свою автономию на республиканском уровне оформил
Немецкий духовно-культурный центр, а на городском - марийское и узбекское национально-культурные
общества.
Чем живут национальные общины Казани, что их волнует, какие надежды они питают?
Виктория
ОСИНИНА
Армянский след в Булшрии
Один
из первых народов, принявших христианство в качестве государственной религии,
армяне с давних пор имели торговые отношения со многими странами Востока. Еще
при правлении первых ассирийских царей они возили свои товары в города Средней
Азии. Уже к Х веку отчетливо прослеживаются и связи с Волжской Булгарией, где
была образована первая армянская колония. Во времена Петра Великого недалеко
от развалин древнего Булгара были найдены армянские надгробья с христианскими
эпитафиями.
Появление армянской колонии в Казани относят к более позднему периоду и датируют
по надгробьям XIV-XVI веков, обнаруженным на армянском кладбище, которое находилось
в нижней части нынешней улицы Калинина, в районе кинотеатра "Победа".
Как считают историки, выше на горе располагалась и забытая теперь Армянская
слобода, а улица Спартаковская тогда называлась Армянской. В том же районе до
XIX века стояла Армянская церковь, по сохранившимся свидетельствам, на ее фундаменте
был выстроен старообрядческий храм, сохранившийся до наших дней.
Армянская диаспора играла заметную роль в жизни Казани. Не случайно
при факультете востоковедения Казанского университета с самого начала была создана
и кафедра армянского языка.
Известно, что супруга казанского губернатора Ираклия Боратынского - брата известного
поэта - Анна Давыдовна, урожденная Абамелик-Лазарева, по происхождению была
армянкой. Когда ей было четырнадцать лет, в ее девичий альбом написал свой мадригал
Александр Сергеевич Пушкин. В дальнейшем образованная губернаторша перевела
ряд стихотворений великого поэта на французский язык, который, конечно, был
ей ближе родного армянского.
Армяне издавна занимались торговлей. На улице Кави Наджми до сих пор сохранился
дом № 8, некогда принадлежавший торговому дому братьев Чалахьянц. Не помышляя
покинуть родную Казань, где жило несколько поколений их предков, армянские купцы
и промышленники способствовали укреплению торговых отношений с Закавказьем.
В советский период армянская диаспора не имела возможности полностью удовлетворять
свои национально-культурные потребности, поскольку речь шла о едином "советском
народе". С перестройкой национальное самосознание перестало испытывать
на себе идеологический пресс. Пять лет назад в Казани было создано армянское
культурное общество "Луис", которое вступило в Ассоциацию национально-культурных
организаций Татарстана. Изучение родного языка, истории, литературы, сохранение
и развитие народных традиций и обычаев - таковы основные направления деятельности
общества "Луис". Решение этих задач стало возможным с открытием многонациональной
воскресной школы при АНКО, которую возглавляет председатель армянского культурного
общества Михаил Хачатурян,
В теплой атмосфере проходят армянские национальные праздники, такие как "Праздник
материнства и красоты", "Вардэвор" и другие, где с любовью и
гостеприимством принимают друзей из других национально-культурных общин. Живой
интерес проявляют армяне к творчеству известных соплеменников: в Казани были
проведены Дни памяти художника и режиссера Саргиса Параджанова, композитора
Арама Хачатуряна, а также вечер, посвященный 75-летию поэта Эдуарда Асадова.
Вдали от исторической родины армяне стремятся сохранить свои национальные корни,
вместе с тем с благодарностью отмечая, что их дом, очаги их предков, могилы
отцов навеки связаны с Казанью.
Марина
ПОДОЛЬСКАЯ
Песни жизни в доме Бога
В
историю Казани навсегда вписаны тысячи еврейских имен. Век назад безвестные
портные, парикмахеры, сапожники, мелкие торговцы, кантонисты копили гроши, чтобы
выучить детей грамоте. И выучили своих маленьких Мовш и Иегуд. И Казань услышала
имена своих прославленных сынов - великих ученых и литераторов, педагогов и
артистов, живописцев и организаторов производства, врачей и офицеров.
Когда и как впервые появились евреи в Казанской губернии, еще предстоит изучить
историкам. Официальная диаспора возникла тут после императорского указа Николая
I, в 1827 году разрешившего зачислять в военные кантонисты еврейских мальчиков.
Для батальона кантонистов были построены казармы в Казанском Кремле. Отслужив
в армии, евреи получали право жить вне черты оседлости. С каждым новым поколением
семьи разрастались. В 1892 году еврейское население составляло почти два процента
казанцев. В марте 1897 года была официально учреждена казанская еврейская община.
Молитвенные дома, как и полагалось тогда в России, приходилось арендовать. В
наемных помещениях то на Малой Проломной, то на Мокрой рядом с вокзалом собирались
иудеи на молит
ву и в праздники. Вопрос о строительстве собственного молитвенного дома община
поставила еще в 1903 году. Но лишь в марте 1915 года была освящена первая в
Казани синагога, построенная общиной на Малой Проломной улице, ныне Профсоюзной.
До мая 1929 года это просторное трехэтажное здание было религиозным и культурным
центром казанского еврейства. Но настали жестокие годы борьбы режима с религиями,
когда все конфессии Казани подверглись гонениям. Была упразднена и еврейская
община. Здание ее отобрали и передали министерству просвещения. Евреи с горечью
улыбались: "Пусть в этих стенах наш Господь вкладывает доброе в души учителей.
Это тоже дело", - и вновь шли молиться в не ведомые никому углы. Они были
детьми своей страны и разделили всеобщую участь и на социалистических стройках,
и в советских концлагерях, и в солдатском строю. Многое еще должно было случиться,
прежде чем вновь в Казани появилась синагога. В декабре 1997 года на празднике
Хануки мэр Казани Камиль Шамильевич Исхаков в присутствии членов Президиума
Российского Еврейского Конгресса, посла Израиля в России, главного раввина России,
глав всех религиозных конфессий Татарстана, представителей республиканского
руководства вручил Казанской иудейской общине символический ключ от когда-то
построенного ею здания.
Не случайные люди вошли в него. Это были активисты национального еврейского
движения в Казани. С 1988 года Соломон Зельдович, Ефим Вернадский, Лена Гестрина,
Илья Мазо, Илья Шалман, Леонид Сонц при Татарском отделении Всероссийского фонда
культуры создали Клуб еврейской культуры "Менора", быстро выросший
в Казанский еврейский культурный центр. В 1990 году вновь зарегистрирована и
религиозная иудейская община.
Бог есть жизнь. В казанской синагоге Бог и жизнь неразделимы. Общеобразовательная
школа, воскресная школа, молодежный центр, спортивное общество "Маккаби",
клезмерский ансамбль "Симха", танцевальный ансамбль "Исраэль",
молодежный ансамбль "Лехаим", благотворительный центр "Хесед
Моше", библиотека с читальным залом, клуб "Золотой возраст",
десятки кружков для людей любого возраста разместились на трех этажах. Тут звучат
и молитвы, и песни.
Не только Татарстан, но и вся страна аплодировала клезмерскому ансамблю "Симха",
созданному ее бессменным руководителем заслуженным артистом Татарстана Леонидом
Сонцем. В этом году "Симхе" уже десять лет. А Леонид - признанный
лидер национального еврейского движения в республике, избран председателем Общественного
Совета Еврейского Общинного центра и исполнительным директором иудейской религиозной
общины.
На будущее у них много планов, идеи возникают одна смелее другой. И всегда находятся
люди, готовые безвозмездно работать в общине. Не важно, что это за работа -
уход за одиноким инвалидом или финансирование школы.
Ведь каждый дающий от чистого сердца равен перед Богом.
Виктор ДИЦ
Традиции "Казанских" немцев
|
Немцы
жили в Казани уже в XVI веке, когда по велению Ивана Грозного взятых в плен
в ходе Ливонской войны немцев и шотландцев тысячами расселяли в разных городах
с правом свободного вероисповедания.
Немецкая лютеранская община в Казани была образована в 1767 году: в казанский
гарнизон был направлен полковой священник, началось строительство лютеранской
церкви Святой Екатерины, которая открылась в 1773 году. Правда, через год ее
спалил Пугачев. Через три года кирха была восстановлена уже в камне.
Немцы в большинстве своем были купцами и ремесленниками, встречались среди них
и учителя, и профессора университета, они стояли у истоков многих направлений
местной науки и промышленности. Вспомним лишь несколько имен: врач и этнограф,
один из первых ректоров Казанского университета К. Фукс, химик А. Бутлеров,
анатом П. Лесгафт. Кстати, как и повсюду в России, немцами были практически
все врачи и аптекари города.
Сто лет назад в Казани проживало 450 немцев, из них 324 лютеранина. Лютеранская
кирха в то время выполняла не только религиозную роль, по существу здесь был
культурный центр казанских немцев. В кирхе пел немецкий хор, ставились пьесы
на немецком языке, работала начальная и воскресная школы. Царское правительство
предоставляло национальным общинам широкие возможности для обеспечения национально-культурной
и духовной автономии.
Однако после революции 1917 года все изменилось: антирелигиозные идеи большевики
насильственно внедряли в жизнь. В 1929 году церковь была национализирована,
а все имущество конфисковано. Здание было занято НКВД ТАССР и оставалось в ведении
органов внутренних дел вплоть до 11 декабря 1996 года - ровно сто лет назад
именно в этот день был подписан высочайший Указ об увековечении памяти Карла
Фукса.
Спустя сто лет мэр города К. Исхаков, в присутствии многих высоких гостей, в
том числе посла ФРГ в России Э.-Й. фон Штуднитца, передал немецкой общине ключи
от здания кирхи. Имя Фукса было возвращено скверу, в нем открылся памятник нашему
великому земляку и соплеменнику, на доме № 5/58 по улице Г. Камала установлена
мемориальная доска, одна из городских улиц была названа его именем.
И сегодня кирха наряду с религиозными функциями выполняет свою традиционную
культурную роль: в нескольких группах желающие занимаются изучением немецкого
языка в рамках программы "Breitenarbeit", репетирует хор, собираются
музыкально-поэтический салон и кружок любителей немецкоязычной литературы, читаются
лекции по германской истории и истории российских немцев, проводятся спортивно-развлекательные
программы, ведутся духовные беседы и библейские чтения, в часы богослужений
работает детская воскресная школа.
В этом году мы намерены открыть свою библиотеку, хореографическую студию, провести
выставку произведений местных художников из числа российских немцев, которая
будет сопровождаться концертом наших композиторов и исполнителей.
В собственности немецкой общины издавна находились лютеранское кладбище на Арском
поле с часовней и сторожкой. Несколько лет назад мы взяли под опеку многие из
заброшенных ныне немецких могил, ухаживаем за ними. Стало традицией проводить
на них короткий траурный молебен с возжиганием свечей в последние дни августа,
когда проводятся Дни памяти и скорби российских немцев.
Конечно, главной проблемой остается реставрация старинного здания кирхи по улице
К. Маркса, 26, возвращенного нам в плачевном состоянии. Начиная с XVIII века
кирха строилась, перестраивалась и ремонтировалась на средства немецкой общины.
Но сегодня у нас просто нет таких денег. И все же мы с надеждой смотрим в будущее,
поскольку стали ощущать поддержку Евангелической церкви Германии и Департамента
российских немцев и российско-немецких программ Министерства национальной политики
Российской Федерации. Непременно сделаем это прекрасное здание украшением Казани.
Диц Виктор Георгиевич - председатель Национально-культурной
автономии немцев Татарстана, председатель Казанского немецкого общества имени
Карла Фукса
Николай СТЕПАНЦЕВ
Обустраиваем общий дом
Открытие выставки чувашского прикладного искусства в Государственном объединенном музее Татарстана. |
Чуваши
в Казани укоренились давно, испокон веку жили они в Поволжье вместе с татарами,
русскими и другими народами в мире и согласии. На земле Татарстана родились,
набирались творческой зрелости Педер Хузангай, Сеспель Мишши, Константин Иванов,
Николай Дедушкин, Василий Юдин, Таэр Тимки - деятели нашей культуры, сыгравшие
большую роль в духовном развитии народа. Здесь родился и патриарх чувашской
культуры Иван Яковлев.
В феврале 1992 года в Казани был создан Чувашский общественный культурный центр
имени Педера Хузангая. С тех пор им сделано немало: в Казани теперь выходит
чувашская газета "Сувар", работает воскресная чувашская школа, действует
церковь Параскевы Пятницы. Недавно прошел финальный конкурс певцов и танцоров
"Чувашский соловей-99", порадовавший тягой многих его участников к
истокам родной культуры.
В недалеком будущем чувашский культурный центр разместится в Доме дружбы народов
Татарстана вместе с центрами национальных культурных общин чуваш, марийцев,
удмуртов, азербайджанцев, башкир, казахов, армян и других народов. Казань, как
и встарь, обустраивает общий дом, чтобы жить в мире и согласии.
Степанцев
Николай Степанович -
председатель Чувашского общественного национального центра им. П. Хузангая г.
Казани.