Светлана
ИЗМАЙЛОВА
«О,
если бы мне знать...»
Древняя
история Казани в музейных коллекциях
Пристальное
изучение истории юрода Казани началось в конце XVIII – начале XIX веков,
когда повсеместно в России происходил резкий подъем интереса к прошлому.
Это был период, когда просвещенные представители российского общества с
удивлением обнаружили, что и их далекая от центров цивилизации окраина
имеет интересное прошлое, и обратили внимание на памятники местной истории.
Уже в конце XVIII в. в 1-ю Казанскую гимназию стали поступать разрозненные
палеонтологические находки, которые составили коллекцию «натуральных вещей».
С созданием Казанского университета было продолжено пополнение коллекций,
которое завершилось учреждением Натурального и минералогического кабинета.
Его первым заведующим стал К.Ф. Фукс, который, заинтересовавшись историей,
культурой и бытом казанских татар, собирал и приобретал монеты и древние
предметы.
В
начале века в университете при Восточном разряде был создан кабинет редкостей,
который имел преимущественно этнографическое направление. В течение первой
половины XIX века он пополнялся многочисленными бытовыми вещами, привезенными
учеными из поездок по Тихому океану, Монголии, Тибету, Китаю. С середины
XIX в. этнографические коллекции были переданы кафедре русской истории,
при которой был создан музей отечествоведения, и его коллекции пополнялись
этнографическими материалами разных народов России, в том числе Поволжья.
В 60-е годы XIX века кабинеты-музеи объединили в музей древностей, изящных
искусств и нумизматики.
В
1878 году в Казанском университете возникло Общество археологии, истории
и этнографии, которое поставило своей целью изучение истории местного края.
При Обществе был создан этнографический музей, где были представлены коллекции
по культуре и быту народов Поволжья, а также Сибири и Дальнего Востока.
В его состав вошли и материалы выставки, созданной к IV археологическому
съезду, который проходил в Казани в 1877 году. На этом съезде был поставлен
вопрос о необходимости изучения древней истории Казанского края.
Внимание
на изучение истории Казани было обращено случайными археологическими находками
на территории Кремля. При строительных работах 1861 года около Кафедрального
собора нашли клад русских монет конца XV – начала XVI веков. В 1878 году
при рытье канавы рядом с собором вновь был найден клад, близкий по времени
и количеству монет к первому. В эти же годы были найдены архитектурные
детали зданий XV–XVI веков, а также каменное ядро, связанное с осадой Казани
1552 года. При строительных работах 1879 года были обнаружены различные
предметы XIII–XIV веков.
В
70–80-е годы XIX века в окрестностях Казани местные краеведы и ученые начали
исследования, которые увенчались открытием ряда археологических памятников
эпохи камня и бронзы.
Интерес
казанцев к истории своего города и края вскоре привел к созданию публичного
музея, который содействовал просвещению населения и был основным хранилищем
музейных коллекций.
История
создания и становления казанского городского музея (ныне Государственный
музей Республики Татарстан) самым тесным образом связана с историей Казани.
Своим рождением музей обязан инициативе профессоров университета. Начало
положила научно-промышленная выставка, которая стала крупным событием в
жизни города. Основу экспонатов музея составило большое коллекционное собрание
Андрея Федоровича Лихачева, который умер в 1890 году и был известен как
крупный коллекционер и исследователь в области археологии и восточной нумизматики.
В апреле 1895 года Казанский городской научно-промышленный музей принял
первых посетителей. Во многом своим открытием музей обязан инициативе и
кропотливой организационной работе городского головы С.В. Дьяченко, который
встал во главе Совета музея, и профессорам университета, взявшим на свои
плечи многостороннюю деятельность по систематизации коллекций, выпуску
каталогов. Уже в начале XX века музей стал одним из крупнейших в Поволжье
и принес славу Казани.
С
первых дней существования музея в его коллекциях были уникальные находки,
связанные с древней историей Казани. Часть из них поступила в музей в составе
коллекций А.Ф. Лихачева. Наиболее интересными в научном плане были археологическая
и нумизматическая коллекции. В состав археологической коллекции входили
находки из окрестностей Болгарского и Билярского городищ, а также ряда
других археологических объектов.
Четвертый
археологический съезд, который проходил в Казани в 1877 году, отметил возможность
находок в пределах Казанской губернии археологических памятников эпохи
каменного века. Находки из окрестностей Казани, со стоянки «Вороний куст»,
являются одними из ранних материалов, свидетельствующих о древней истории
города.
Позднее
в музей были перевезены надгробия, которые были описаны исследователями
в 80-х годах XIX века. Они свидетельствуют об истории средневекового города.
На одном из камней сохранилась эпитафия, которая датируется концом XIII
века и повествует об эмире Хасан-беке, сыне Мир-Махмуда:
Он
живой, который не умирает
(все
живущее умрет).
Это
место погребения великого
и
знатного повелителя, помощника
повелителей.
эмира
чтимого...
победоносного...
почтенных и великих,
знамени...
к
победоносному...
двух
почестей... гордости рода...
и
веры, тени господа миров...
Хасан-бек
сын Мир-Махмуда.
Второе
надгробие содержит эпитафию об Алтын-Берте, дочери Ялдаша, которая умерла
в 1297 году. В 1905 году историк Н. Ашмарин опубликовал в «Известиях» Общества
археологии, истории и этнографии статью «Об одном мусульманском могильном
камне», где дал перевод эпитафии на русский язык. Эти надгробия были первыми
эпиграфическими памятниками, обнаруженными на территории Казани:
Алтын-Берте,
дочери... Ялдаша,
Да
будет над нею милость божия
милостью
обширною,
Возвращение
ее из мира бренного
в
мир вечный
свершилось
в летосчисление – в 696 году,
в
восьмой день месяца зу-л-хиджа
в
день пятницы.
Смерть
есть дверь и все люди войдут
в
нее.
О,
если бы мне знать об обиталище
моем
после смерти!
В
коллекциях музея хранятся предметы, рассказывающие о времени осады и взятия
Казани. Каменные ядра, затинная пищаль – молчаливые, но красноречивые свидетели
тех печальных и грозных дней, когда защитники города «от пушечного стреляния
не можаху стояти на стенах». Одно из таких каменных ядер было подарено
музею городским головой С.В. Дьяченко. Вообще каменные ядра в окрестностях
Кремля довольно частая находка, что подтверждают и археологические раскопки.
Среди
уникальных предметов той эпохи есть и предмет, рассказывающий о праздных
днях эпохи расцвета Казанского ханства. Это кувшин, изготовленный из латуни
и датированный концом XV – началом XVI веков. Он был приобретен музеем
сравнительно недавно, в 1972 году. Этот кувшин долгое время хранился у
Ахмеда Гариповича Ишму-ратова и был им найден при сносе одного из домов
на правом берегу озера Кабан. Кроме того, что этот кувшин является одним
из немногочисленных предметов эпохи Казанского ханства, он еще – и произведение
искусства. Кувшин был изготовлен мастером хана Мухаммед-Амина медником
Насиром, который выгравировал на его боках стихи придворного поэта. Написанные
в витиеватом восточном стиле, они восхваляют воеводу Кубика.
«Своими
глазами видел твое лицо.
Я
приду к тебе совершенно неожиданно.
Каждого,
кто хочет видеть это лицо -
создал
Бог.
От
твоей доброты буду радоваться
веками».
«Выгравировал
писание свое, посвящая
самому
сильному из людей. Пищей
для
меня было его притягивающее
к
себе веселое, добродушное лицо».
«О
Боже! Живущему полноправным
в
ханском дворце - счастливому
воеводе
- мужу Кубику -
от
мастера Насира».
«Как
устанешь в войнах, открой крышку,
коснись
губами – утоли всю жажду.
Любящий
от чистого сердца Кубика,
привязанный
к нему как дервиш
в
лохмотьях и стремящийся к свободе –
я
сделал».
(Перевод
с арабского на татарский язык А. Хайри, перевод на русский язык Р. Абзалинои)
Среди
уникальных предметов, связанных с историей Казани и ее правителями, особо
стоит отметить тарханный ярлык казанского хана Сахиб-Гирея. Этот единственный
документ эпохи Казанского ханства был найден в 1912 году историком и археографом
С.Г. Вахидовым в деревне Мамалай Мамадышского уезда, где он хранился у
крестьянина Рах-матуллы Ахмарова и почитался всей округой как «божья бумага».
Ярлык является тарханной грамотой, данной казанским ханом Сахиб-Гиреем
Шейх-Ахмеду и его родственникам для освобождения от уплаты податей и налогов
и датируется 929 годом хиджры 13 днем месяца сафара (1 января 1523 года).
Ярлык представляет собой свиток, составленный из двух склеенных листов
восточной бумаги. В конце текста имеется ясный оттиск квадратной алой тамги.
Этот документ содержит уникальные сведения по социальной структуре и правоотношениям
средневекового общества эпохи Казанского ханства: «(Могущественного) воителя
Сахиб-Гирея (слово) эмирам, хакимам, великим сеидам, кадиям (народным судьям),
почетным лицам, уполномоченным лицам, чиновникам на местах, посланникам,
садовым чиновникам, судовым чиновникам, всему населению, вообще всем казанским
областям и всем государствам, да будут они хранимы от бедствий и несчастий.
Когда до них дойдет этот приказ, слово мое таково: этот Шейх-Ахмед, сын
Мухаммеда, потом сын шейх-Ахмеда Абдал, потом Сейид-Ахмед, его брата Мухаммеда
сын Муса, Я куб сын Сейида; его брат Буланс, его брат Нур-Сейид – эти семь
человек, приишедши к нам, били челом, что они были тарханами прежних наших
старших ханов; мы вновь, пожаловав упомянутых лиц во имя великого бога
и ради пророка Мухаммеда, сделали их тарханами. К названным лицам на дорогах,
в жилищах, в пути, дома во всякое время, когда они сидят и когда они встают,
к их крестьянам, поместьям, возам и скоту не смеют пусть прикоснуться злые
намерения и не вмешиваются злые поступки и действия ни одного человека.
Ясак, оброк, подать, именуемую салыг, не взимать. Подать кулыш-култыка,
таможенную пошлину, харадж и хараджат не требовать. К имуществу, собственности,
деньгам, водам, землям никто рук пусть не протягивает. В дом их насильно
посланников – гостей не ставить. Деревенскую подать, земельный налог, налог
с трубы (с них) не сбирать. Продовольствия, фуража не требовать. Ни с каких
сторон вреда и притеснения (им) не причинять. Пребывая в спокойствии, вечером,
утром, днем и ночью они воссылали бы нам и нашим потомкам молитвы и добрые
пожелания. А всякого рода насилия, беды, вред, беспокойства (им) не причинять.
Если же кто, не слушая повелений ярлыка, причинит насилие, беды, вред,
беспокойство, то им хорошо не будет. В удостоверение чего пожалован ярлык
с алой печатью».
С
1925 года в музей начинают поступать археологические материалы из раскопок
на территории Казанского кремля, что связано с именем Н.Ф. Калинина, который
с 1924 по 1944 год работал в Центральном музее ТАССР и выделил в качестве
самостоятельной темы именно «Археологию Казани». Многочисленные исследования,
проводимые Н.Ф. Калининым, В.Ф. Смолиным, К.А. Губайдуллиным и И.Н. Бороздиным,
дали многочисленный и разнообразный археологический материал, который подтвердил
раннее происхождение города.
Музейные
коллекции, собранные трудами археологов, историков и краеведов на протяжении
XIX и XX веков, содержат уникальный материал по истории и культуре татарского
народа, повествуют о многовековой истории Казани.