Искандер
ИЗМАЙЛОВ
ВИКИНГИ
на
Великом Волжском пути
У берега холм
погребальный стоит,
Никем не
почтен; не сторожен,
В холме том
убитый царевич лежит,
В ладью расписную
положен.
А.К. ТОЛСТОЙ
Меч
каролингский. Х-ХI века. Западная Европа. |
Среднее
Поволжье долгие века располагалось в стороне от бурно развивавшихся цивилизаций
Азии и Европы. Тягучая размеренная жизнь его населения, жившего в «четвертом
мире», лишь время от времени прерывалась переселениями новых племен и разнообразилась
торговыми контактами с более развитыми южными народами, доносившими до
них отголоски иных культур. Однако в конце IX века традиционная история
Поволжья как окраины цивилизации была сломана и создалась совершенно новая
политическая и культурно-историческая ситуация. Возникло государство, образовалась
целая сеть городских поселений, стали регулярными торговые связи со странами
Европы и Азии, ислам утвердился как государственная религия. Иными словами,
Среднее Поволжье стало неотъемлемой частью культурной ойкумены.
Толчком,
катализатором этих социальных изменений в булгарском обществе стали военные
и торговые походы викингов. Говорим: викинги – и у многих возникают прежде
всего образы отважных воинов, бороздивших на своих судах моря и реки и
совершавших дерзкие набеги на европейские земли. Но «эпоха викингов» в
Северной и Восточной Европе не сводится только к истории войн и набегов.
Нельзя не заметить, что именно этот период истории у многих народов наполнен
бурными процессами сложения средневекового общества: возникают и расцветают
города, появляется письменность, утверждаются мировые религии и устанавливаются
обширные торговые связи. Никогда еще мир не был связан так крепко торговыми
путями, как в IX–Х веках, когда в регулярный товарообмен были вовлечены
практически все народы, от Англии на западе до Китая на востоке и от Прикамья
на севере до Индии на юге. Особенно тесно были связаны между собой страны
Северной и Восточной Европы, которые, сохраняя присущие им традиции, впитывали
новые элементы культуры. Именно тогда сходные вещи, украшения, орнаментальные
мотивы и композиции, особенно оформлявшие военный быт и определявшие социальный
престиж владельца, распространяются от берегов «туманного Альбиона» до
Булгарии. Не всегда новшества этого периода можно связать прямо с присутствием
скандинавов-викингов, но роль их в распространении новых элементов культуры
и в налаживании регулярного обмена между разными частями Европы, особенно
на начальных этапах, очень велика.
–В
Восточной Европе контакты скандинавов развивались по двум направлениям:
по пути «из варяг в греки» (волховско-днепровскому) и волго-балтийской
магистрали. Результатом развития этих путей стало появление двух новых
государств – Руси и Булгарии. Именно поэтому объясним интерес к роли викингов
в судьбах народов Поволжья.
Первые
сведения об этом были получены в конце XIX века после публикации в России
восточных источников, в первую очередь выдержек из сочинения Ахмеда Ибн-Фадлана.
В упомянутых им «русах» видели скандинавов-викингов, осуществлявших военные
и торговые экспедиции по Волго-Балтийскому торговому пути в страны Востока.
Позднее
были обнаружены и археологические следы присутствия викингов в Среднем
Поволжье – курганный могильник близ села Балыме-ры со следами кремации
умерших, сопровождаемыми набором вещей североевропейского и местного облика,
убедительно подтверждал сведения Ибн-Фадлана, описавшего похороны знатного
«руса». Археологи убедились в близости таких курганов к ряду могильников
Восточной Европы – Гнез-дово, Михайлове, Тимерово... Это позволило сделать
вывод: могильник оставлен русами – смешанным славяно-финно-скандинавским
слоем воинов и торговцев.
Сейчас
удалось собрать значительный материал о булгарской военной культуре, сопоставить
ее развитие с процессом становления городов и государства у булгар, а также
выявить роль контактов булгар с Северной Европой.
Связи
булгар со скандинавами протекали на фоне «волн» торгово-экономической активности
народов на Волго-Балтийском пути. Он имел несколько ответвлений и поэтапный
характер становления. Первые свидетельства связей скандинавов с населением
Поволжья относятся к середине IX века. Это клады и находки монет из Альметьево,
Биляра, Болгара и Большетарханского могильника. Все они принадлежат к первой
волне монетного серебра, хлынувшего в Европу и выпавшего в клады около
840–860 годов. Причем Альметьевский клад явно попал в Среднее Поволжье
через Северную Европу и содержит монету с рунической граффити. Следующая
волна (900–914 годы) дает целый ряд крупных кладов: Кокрять, Три Озера,
Балымер, Биляр... Третья волна (914– 980-е годы) заметно меньше по количеству
кладов и монет в них (в частности, Казань). Четвертая волна (980–990-е
годы) демонстрирует увеличение торговой активности, но это последний всплеск
затухавшего серебряного потока из стран Востока в Северную Европу. В Скандинавии
же клады восточных монет с 960-х годов практически отсутствуют.
Одновременно
среди находок Х века из городов Волжской Булгарии выявлен целый комплекс
вещей североевропейского происхождения. Наиболее интересными из них являются
находки каролингских мечей и их деталей, наконечников ножен и т.д. Изготовленные
высокими профессионалами, они служили не просто дорогим оружием, а были
символом воина-рыцаря. Всего с территории Булгарии известно семь боевых
клинков: два найдены около Биляра, по одному из Болгара, района деревни
Салманы, Балымерского кургана, а еще два – из Центральной Булгарии. Все
они относятся к типу каролингских мечей, широко известных в Европе в IX–XI
веках, которые отличались широким длинным, до восьмидесяти сантиметров,
лезвием, имевшим посредине полосы широкий дол, и массивной железной рукоятью.
Обычно рукояти таких мечей пышно украшались. Техника орнаментации была
почти всегда одна – серебряная набивка проволоки на железную основу с жгутовым
плетением. Очень характерны в этом отношении мечи, хранящиеся в Государственном
музее Республики Татарстан. Один из них, с частично сохранившимся орнаментом,
представлял собой переплетающиеся ленты с глазками, которые имитировали
тела, глаза и морды мифических зверей, а второй украшен круглыми ячейками,
высверленными в металле, пространство между которыми было платировано серебром.
В IX веке ячейки были мелкими, а в Х веке – более крупными. Именно к мелкоячеистым
мечам относится, например, находка из Балымерского кургана. Замечательные
изделия оружейников, мечи и их гарды, выполненные в стиле каролингского
и древнесеверного искусства, давно привлекали внимание исследователей.
Именно поэтому долгое время почти все археологи и историки считали их скандинавскими
по происхождению. Меньшее внимание обращалось на сами клинки, которые,
как оказалось, хранили отгадку своего происхождения, заставив по-новому
взглянуть на их историю.
Трудом
многих оружиеведов удалось выяснить, что большинство клинков IX–XI веков
сохранило на лезвиях знаки и клейма, сделанные в средневековой мастерской.
Выявление надписей на мечах требовало знания производственных секретов
древних мастеров, проникновения в их свято хранимые и передававшиеся из
поколения в поколение тайны. Сейчас можно сказать, что буквы были изготовлены
из железной и дамаскированной проволоки, которая укладывалась в специальные
канавки, отвечавшие контуру будущих букв. После горячей обработки и сварки
клинки полировались и протравливались, что делало видимой надпись, которая
выделялась на гладкой сверкающей поверхности металла характерным муаровым
узором. По меткому выражению специалиста по клинковой эпиграфике оружиеведа
А.Н. Кирпичникова, лезвия с надписями «напоминают страницы «железной книги»,
текст которой был скрыт много сотен лет и вдруг увидел свет». Это замечание
можно вполне отнести и к мечам из Булгарии, которые расчищал А.Н. Кирпичников,
обнаруживший на шести клинках производственные клейма. На четырех клинках
была выявлена латинская надпись «ULFBERHT»(«Ульфберт»), на одном - «LEUTLRIT»
или «LEUTFRIT» («Леутлрит» или «Леутфрит») и еще одно клеймо в виде четырех
завитков. Клеймо «Ульфберт» вообще было самым популярным в «эпоху викингов»,
в Европе их найдено около ста восьмидесяти экземпляров, в том числе на
Руси – двадцать. По некоторым диалектным особенностям несомненно франкской
формы имени «Ульфберт» историки выяснили, что производились эти клинки
в каролингских мастерских на Среднем Рейне, в области Мааса, примерно между
Майнцем и Бонном.
Клеймо
«Леутлрит» также уже встречалось в Европе (в Англии и Эстонии) и являлось
маркой другой клинковой мастерской. Трудно сказать, где она находилась
– возможно, в Верхней Германии. Клеймо из завитков на мече из Болгара пока
не имеет аналогии, хотя и является, очевидно, одним из самых ранних. Пролить
свет на место его изготовления может трактат багдадского философа IX века
ал-Кин-ди о «мечах всего мира», в котором он писал, что франкские мечи
и имеют в верхней части кресты, круги и полумесяцы. То есть и в этом случае,
скорее всего, мастерская, где был выкован меч из Болгара, находилась в
одном из западноевропейских королевств.
Надпись
на клинке сочеталась со знаком из косой плетенки на другой стороне лезвия.
Смысл этого знака, как и костыльных крестов по краям надписей, не совсем
ясен. Скорее всего, они в каждом отдельном случае означали какой-то производственный
знак (что-то вроде знака качества), хотя и не были закреплены за отдельными
мастерскими. Нельзя отрицать и их охранительного, магического значения.
Описываются подобные клейма в древнегерманском эпосе «Беовульф»: «...меч
с рукоятью, старинный Хрунтинг, лучший из славных клинков наследственных
(были на лезвии, в крови закаленном, зельем вытравлены узорные змеи); в
руке героя, ступить решившегося на путь опасный, на вражью землю, тот меч
не дрогнет – не раз бывал он, клинок остренный, в работе ратной».
Кроме
того, и сама надпись имела в глазах современников какое-то магическое значение,
что было связано с еще языческой традицией приписывать сверхъестественную
силу рунам. Поэт эпохи викингов так писал о магии букв: «Руны победы, коль
ты к ней стремишься, вырежи их на меча рукояти».
Меч
в то далекое время был не только оружием, но и показателем социального
ранга владельца. Своему мечу воины давали нарицательные имена. По произведениям
средневековой литературы известны имена Хрун-тинг, Дюрендаль, Отклер, Бальмунг,
Надур и другие. Поэтому к подобному оружию относились как к священному
предмету. Довольно хорошо известен обычай, даже в христианской Европе,
клясться на мече, заключая какой-либо важный договор. Поэтому, несмотря
на своего рода «серийность» в изготовлении мечей, они были весьма ценным,
дорогим и потому индивидуальным оружием – «клад смертоносный», как называл
меч норвежский скальд Х века. По словам ал-Би-руни, индийский клинок со
знаками сравним со стоимостью слона, «но, – добавляет он, – если же рисунок
будет изображать человека, то ценность и стоимость меча еще выше». Это
еще раз подтверждает международную распространенность сюжетов клеймения
и стандартов качества клинков. Обычный «средний» по качеству меч в Северной
Европе стоил, по меньшей мере, трех коров, двух лошадей или около двухсот
серебряных дирхемов. Ясно, что владеть таким оружием могли лишь состоятельные
воины.
Отсюда
можно заключить, что вывод о скандинавах как о производителях этих мечей
был преждевременным и не совсем верным. Отдавая должное викингам-норманнам
в распространении высококачественных клинков в Восточной Европе, нужно
отметить, что в Х веке здесь начали действовать факторы, которые сами оказали
достаточно сильное влияние на появление мечей у булгар. В первую очередь
это развитие и укрепление древнерусского оружейного производства (например,
появление собственного мечеделательного производства с клеймом «Людота
Коваль») и установление обширных торговых связей по Волге с Прибалтикой,
Византией и Востоком.
Хронологически
булгарские мечи можно разделить на две группы, из которых ранняя, включающая
мелкоячеистые мечи из Биляра и Балымера, распространенные в IX – начале
Х веков, характеризует начало освоения этого оружия в Поволжье. Поздняя
группа датируется Х – началом XI веков и объединяет все другие мечи. География
находок и разнообразие типов расширяется (Биляр – один, Болгар - один,
Центр Булгарии – три), что показывает включение в булгарский боевой арсенал
парадного дружинного оружия. Сопоставление с рядом других находок позволило
сделать вывод о неслучайном их характере. Все они связаны так или иначе
с военно-дружинным бытом, а мечи, как редкое и дорогое оружие, использовались
в основном военной знатью. Новые виды вооружения, не известные до этого
времени у булгар, демонстрируют распространение общеевропейских средств
ведения вооруженной борьбы, характерных для феодальных обществ.
Все
это позволяет говорить, что, несмотря на несомненное влияние викингов на
булгар, оно носило опосредованный характер, обусловленный их участием в
дружинах русов. Скорее всего, надо говорить не о норманнских набегах и
колониях в Поволжье, а о контактах булгар, славян, финнов и скандинавов
на Волго-Балтийском торговом пути и участии дружин русов (в которых варяжский
элемент, несомненно, присутствовал) в сложении булгарского государства
и его феодальной культуры.
Находки
монетных кладов, украшений и оружия западного облика концентрируются близ
раннегородских центров Булгарии: Болгара, Биляра, Балымера, городищ у Старой
Майны и Старых Нохрат, частично Казани и в других местах. Такая концентрация
подобных социально престижных изделий характерна и для Руси, и для Венгрии
в период становления государственности, так как именно эти социально престижные
предметы и свидетельствуют о накоплении именно в них передовых социальных
сил, которые формировали новую культуру и политику.
Сопоставление
археолого-нумизматических находок с данными письменных источников позволяет
наметить некоторые «критические точки» булгаро-скандинавских отношений
и истории становления городов. Начало их, очевидно, относится к периоду
становления торгового пути «из варяг в арабы» из Балтики на Каспий, когда
в Поволжье фиксируются клады первой волны восточных монет (840-е годы).
Булгары в этот период только вступают в мировую торговлю, что привело к
резкому убыстрению их социально-экономического развития, происходит становление
городов как торговых и политических центров – Биляра, Болгара, Сувара.
В
начале Х века движение варягов-русов (шведов в значительной части) по Волге
активизировалось, причем действовать они начинают не только самостоятельно,
но и в составе дружин Русского государства (походы Аскольда и Олега на
Византию и Халифат). В 913 году укрепившееся булгарское государство наносит
поражение русам на Волге и подчиняет себе стихию варяжских дружин. С этого
времени происходит
–стабилизация
отношений булгар с русами. Часть их продолжала торговлю по Волге, уплачивая
правителю Булгарии пошлину, а другая – включается в социальную структуру
булгарского общества. Некоторые дружины русов поступают на службу к булгарской
знати, причем часть из них после окончания службы возвращается в Скандинавию
и на Русь, привозя с собой булгарские изделия, особую моду и знания о народах
Поволжья («Уи]§апа»–«Булгария»). Часть русов оседает в городах булгар,
входя в среду булгарской знати. Процесс этот зафиксировал Ибн-Фадлан, отметивший
лагерь дружины русов близ ставки эльтебера булгар Алмыша. Одновременно
в этой пестрой этнокультурной среде идет становление надэтничной дружинной
культуры (например, один из курганов Балымерского могильника демонстрирует
погребение с явно синкретичным обрядом и инвентарем, создание по западным
образцам собственных наконечников ножен мечей и т.д.). Примерно в это же
время хазарский каган Иосиф указывает в своем письме в Андалусию на угрозу
русов владениям мусульман: «Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих
на кораблях... чтобы идти на исмаильтян. Я веду с ними войну. Если бы я
их оставил в покое на час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада».
Видимо, в этот период наряду с крупными городами начинает складываться
целая городская сеть – торгово-ремесленные центры, торговые фактории в
устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье.
Кульминации
эти связи достигли в 985 году, когда в Восточной Европе утвердились два
феодальных государства – Русь и Булгария, которые заключили между собой
мирный договор. С этого момента связи булгар и русов перешли в ранг межгосударственных
отношений. Мировая торговля резко сокращается. Монетные потоки иссякают.
Значительно большее значение приобретает торговля сельскохозяйственной
и ремесленной продукцией. Булгары осваивают окраины своего государства,
закрепляясь в Приказанье. Происходит «окняжение» прежде свободных земель.
На месте прежних стоянок судов и торговых факторий возникают городки –
центры военно-административной власти над сельской округой, каким была,
очевидно, и раннесредневековая Казань.
Измайлов
Искандер Леруиович -
советник
президента Академии наук Республики Татарстан.