Дамир
ИСХАКОВ
Руководитель
великих
Воин,
поэт и мыслитель Кол-Шериф
Широкую известность
Кол-Шерифа в последний период существования Казанского ханства подтверждают
многие исторические источники, а также сведения, сохранившиеся в народной
памяти и обобщенные Шигабутдином Марджани. Опираясь на них, можно утверждать,
что Кол-Шериф в ханстве накануне его падения являлся главой мусульманского
духовенства, верховным сеидом. Андрей Курбский, описывая эпизод, связанный
с взятием русским войском Казани в 1552 году, называет его на европейский
лад «великим бискупом», то есть епископом, и добавляет, что сами татары
считают Кол-Шерифа «великим анарыи», или «амиром».
Слово «амир»
переводится с арабского как «повелитель», или — руководитель. А вот в первом
случае Курбский явно использовал латынь: «honor» — честь, почет, почесть
или «honorus» — почетный, уважаемый. Похоже, что эти выражения применены
им для перевода титула верховного сеида, который, по замечанию Марджани,
звучал как «Накибул-ашраф» — «Руководитель великих».
Как известно,
сеидами в мусульманском мире называли потомков пророка Мухаммеда из ветви,
восходящей к его внуку Хусейну. Очевидно, и Кол-Шериф, будучи сеидом по
происхождению, возводил свой род к Мухаммеду. Недавно обнаруженная и опубликованная
литературоведом М.И. Ахметзя-новым генеалогия сеидов Шакуловых из Касимовского
ханства показывает, что она действительно через многие поколения восходит
к Хусейну и Мухаммеду. Следовательно, причастность Кол-Шерифа по рождению
к сеидам была не вымышленной, а реальной.
В XV—XVI
веках в каждом отдельном татарском ханстве могло быть несколько сеидов,
лишь один из которых являлся верховным (С. Герберштейн в 1524 году называет
его в Казанском ханстве «верховным жрецом»). В Казанском ханстве такой
сеид, как видно из жалованной грамоты хана Сахиб-Гирея 1523 года, именовался
«судат-гызам»
(садати-гозам),
что переводится как «великий сеид». Есть основания полагать, что Кол-Шериф
верховным (великим) сеидом в государстве стал в октябре 1551 года после
казни ханом Шах-Гали прежнего верховного сеида Кол-Мухаммеда. К тому времени
Кол-Шериф был уже известным государственным деятелем, о чем говорит его
присутствие среди знати ханства, присягавшей на верность хану Шах-Гали
14 августа 1551 года в Свияжской крепости.
Судя по
тому, что нам известно, Кол-Шериф, как и его предшественник Кол-Мухаммед,
был из рода крымских сеидов. Некоторое время он жил в Астраханском ханстве
вместе с сеидом Мансуром, предположительно своим отцом. Отсюда у него тахаллус
«Хаджитархани». М.И. Ахметзянов, опираясь на эти и другие сведения, выдвинул
обоснованную гипотезу, что автором двух сочинений периода Казанского ханства
— «Зафер-наме-и вилейет-и Казан» (1550 год) и поэмы «Кыйсса-и Хубби ходжа»
— в первом случае названным «Шерифом Хаджитархани», во втором — «Кол-Шерифом»
— является сеид Кол-Шериф. Действительно, Кол-Шерифа даже после того, как
он стал верховным сеидом, русские источники продолжали именовать «муллой».
Не высокая ли образованность его так отражалась в летописях? Наверное,
да. В то же время из «Зафер-наме-и вилейет-и Казан» отчетливо видно, что
его автор был весьма образованным человеком, обладавшим знаниями в области
астрономии, истории (не только казанской, но и русской), государственных
дел. Кроме того, в этом произведении, написанном в целом прозой, довольно
много поэтических строк. Одним словом, Кол-Шериф (он же Шериф Хаджитархани)
был и поэтом.
Эпоха, в
которой жил сеид Кол-Шериф — это трагическое время движения Казанского
ханства к своей гибели. Автор «Зафер-наме-и вилейет-и Казан» оставил потрясающие
строки, описывающие трагедию своего народа.
Он говорит
о Казани: «Ей неоткуда ждать помощи и поддержки, кроме покровительства
Тенгри и помощи ангелов. Из-за такой тяжелой ситуации падишахи города Казани
обеспечивают безопасность своего государства путем соглашения со страной
кяфиров. Было так: для благополучия народа и ради его жизни заключали договор
с Москвой, между двумя сторонами ходили послы, обеспечивая взаимопонимание».
Это было написано в 1550 году, но уже в апреле 1551 года началось наступление
русских войск, которые в июне обступили Казань. Настали тяжелые времена,
и казанцы дрогнули: они послали «к Шигалею и к воеводам бита челом, чтобы
государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленети их не велел, а дал бы
им на государство царя Шига-лея, а Утемешь-Гирея царя государь к собе взял
и с материю Сююнбика-царицею» (Патриаршая летопись). С таким предложением
к хану Шах-Гали и русским воеводам приезжали «мулла» Кол-Шериф и тюменский
князь Би-барс Растов. Но они действовали не самостоятельно, а выполняли
волю «всей земли Казанской», что отчетливо видно из грамоты казанцев, отправленной
тогда Ивану IV. Кроме того, послы не сразу приняли условия Москвы — в летописном
сообщении от 9 августа 1551 года говорится о том, что во время переговоров
они «во многом заперлися», то есть не соглашались. Хронист дальше пишет
о татарах: «обычай бо их бяше изначала лукавьствовати». Заставить казанцев
принять столь тяжелые условия можно было лишь силой. И завоеватели пригрозили:
если казанцы «не учинять на государево воле ...на ту же осень... государь...
хочет ратию съ всеми людми». Лишь после таких угроз послы приняли условия
Москвы, среди которых было и требование выдать Сююмбике с сыном. Ясно,
что никакой личной вины у Кол-Шерифа с князем Бибарсом в этом не было —
они выполняли общегосударственное решение, да и то всего лишь как дипломаты.
Верховный
сеид Кол-Шериф погиб при взятии Казани русскими в 1552
году во
время битвы с ними. Марджа-ни, опираясь на народные предания, сообщает,
что Кол-Шериф со своими последователями, объединенными в особое военное
подразделение — «полк», состоявший из молодых дервишей и суфиев, оборонялся
вплоть до здания медресе, потом, отступая, поднялся на его крышу, где был
заколот и упал вниз. Так трагически прервалась
жизнь этой
выдающейся личности эпохи Казанского ханства.
В «Зафер-наме-и
вилейет-и Казан» есть такие строки:
О, Шерефи,
если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи
с этой земли.
Ибо если
ты уйдешь, кто же будет сахибом
города Казани?
Нет, великий
сеид, поэт и мыслитель Кол-Шериф не ушел из Казани,
названной
им «явлением времени». Повинуясь духу новой эпохи, он возрождается в Казанском
Кремле в облике мечети, носящей его имя. Вскоре, надеюсь, это имя будет
носить и одна из центральных улиц столицы Татарстана.
Исхаков
Дамир Мавлявиевич - старший научный сотрудник Института истории Академии
наук Республики Татарстан.