Мансур ХАСАНОВ
Место
встречи цивилизаций
Вся история
человечества – это постоянное взаимообогащение и взаимовлияние народов,
их обычаев, традиций. Многое разделяло и разделяет народы – войны, «вражда
племен», но еще больше объединяет – торговля, обмен идеями и культурными
достижениями.
Важнейшим районом,
где происходило взаимодействие народов и культур, являлась Восточная Европа.
Еще с древности здесь взаимодействовали европеоидная и монголоидная расы,
контактировали финно-угорские, балтские, славянские и тюркские языки, развивался
симбиоз двух хозяйственных укладов – оседлого и кочевого, сталкивались
и взаимодействовали европейская христианская и восточная мусульманская
цивилизации.
Становым хребтом,
связующей нитью историко-культурных взаимодействий являлась Волга. В этом
смысле Волга представляется гораздо большим, нежели одной из величайших
рек мира и важнейшим торговым путем. Это – артерия, связывающая различные
народы и культуры, нить, на которую они нанизаны. Иными словами, понятия
«Волга», «Идель» наполнены намного более глубоким культурологическим, а
не только просто географическим смыслом. Факты свидетельствуют о трепетном
отношении к Волге, даже определенном обожествлении, наделении ее названия
сакральным смыслом различными народами, которые считали ее колыбелью своей
истории.
Огромную роль
в развитии этих контактов сыграло возникновение, становление и функционирование
регулярных торговых путей. Еще с древности они тесно связали различные
народы и цивилизации, создавая предпосылки для экономического, политического
и культурного взаимодействия. Важнейшими пунктами, узлами контактов народов
по Волге стали города.
Для Среднего
Поволжья время возникновения Волго-Балтийского пути, основания городов
и становления государства приходится на десятый век, время, которое в европейской
истории получило название «эпоха викингов». Эта эпоха в Европе неразрывно
связана с историей набегов дружин северных
воинов
– норманнов или варягов, как их называли на Руси, или русов, известных
на Востоке. Они бороздили на своих судах моря и реки, совершая дерзкие
набеги на европейские земли и доходя вплоть до каспийских провинций Халифата.
Но «эпоха викингов» в Северной и Восточной Европе не сводится только к
истории войн и набегов. Ведь именно эта эпоха была временем активного экономического
роста, создания прочной системы трансконтинентальных коммуникаций, процессами
сложения государств, возникновения городов, появления письменности и утверждения
мировых религий.
Для российской
и советской исторической науки так называемая «норманнская проблема» является
ключевой, и одновременно она – настоящий камень преткновения, особенно
когда речь заходит о влиянии скандинавов в социально-политической истории
Восточной Европы – Руси и Волжской Булгарии. Можно сказать, что время,
в течение которого ведутся ожесточенные споры по этому поводу, уже совпадает
с продолжительностью самой эпохи викингов. За это время были периоды господства
норманнской теории происхождения Древнерусского государства и безусловного
отрицания всякого влияния варягов на историю и культуру восточноевропейских
народов, и только сейчас историки подходят к пониманию более сложной объемной
картины исторического процесса в эту переломную эпоху.
Одной из важнейших
задач дальнейшего углубленного изучения этой эпохи является исследование
закономерностей развития городов и традиций урбанизации, изучение раннегородских
центров Северной и Восточной Европы как сходных или однопорядковых явлений
и закономерностей и причин их появления.
По точному замечанию
бельгийского историка-медиевиста Анри Пиренна, в европейской истории с
тех пор, как пала Римская Империя, было два важных события, которые изменили
ход истории – средневековые города и железные дороги. Несмотря на продолжающиеся
разработки темы в настоящем столетии, эта поговорка классика медиевистики
все еще остается справедливой: эти два события, решительно связав между
собой различные части континента, и дали лучшие возможности для миграции
людей, обмена товарами и идеями.
Первой городской
цивилизацией Среднего Поволжья стало Булгарское государство. Ранние города
булгар – Болгар и Сувар упоминаются в арабских письменных источниках уже
в середине десятого века. С тех пор города Поволжья прошли значительный
исторический путь от торговых и феодальных центров к современным городам
с развитой инфраструктурой.
Одним из таких
городов с древней тысячелетней историей является и Казань. Возникновение
ее связано с освоением края булгарами в Х веке. Сохранились многочисленные
легенды о приходе в Приказанье правителя булгар и основании им нового города
в устье Казанки. Со времени своего появления Казань стремилась сравняться
величием с Болгаром. По мере упадка Улуса Джучи и прежних центров булгарских
земель – Булгара и Джукетау их функции переходили к новому городу. Постепенно
Казань как бы заменяет их, даже на монетах ее правители чеканили название
города как «Болгар ал-Джадид» (Новый Болгар). Возросшее хозяйственное и
торговое значение Казани сделало ее не только столицей эмирата, но и центром
объединения всех бывших булгарских земель.
Казань XVI века
была подлинной жемчужиной Поволжья, крупнейшим городом Казанского ханства
и его столицей. Пышное убранство белокаменных зданий, изразцовые купола
мечетей и тянувшиеся в небо каменные минареты придавали городу торжественный,
незабываемый облик. Недаром иностранцы в один голос называли Казань «столицей
Востока».
Казань - город
удивительной судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. Тысячи нитей
связывают этот город с ближними и дальними странами, делая его местом пересечения
разных цивилизаций и религий, средоточием различных культур. Поэтому Казань
является воплощением единства культуры при всем ее многообразии.
Хасанов
Мансур Хасанович – президент Академии наук Республики Татарстан.