Шигабетдин
Марджани, чье имя дает и прочно связывается с началом национального возрождения
татар в XIX веке и о котором Гаспришкий сказал известное: «знать роль и
ценность Шигабетдина - это честь для нас, а не для него», создал первый
опыт научной истории татарского народа, выросший из первоначального замысла
систематизировать сведения по истории Булгара и Казани. Наследие Марджани
особенно широко обсуждалось в Казани на проведенной здесь Институтом истории
Академии наук, Татарстана международной научной конференции в связи с 180-летием
со дня его рождения. Одним из ее участников был автор статьи.
В
начале «Мустафад ал-ахбар фи ах-вали Казан ва Булгар», важнейшего из своих
опубликованных исторических трудов, Марджани сетует, что среди булгаро-татарского
народа преобладает равнодушие к собственной истории, неосведомленность
относительно простых фактов из прошлого своей страны, вплоть до того, что
большинство людей наивно представляют, будто они издавна жили, как ныне,
в подчинении России. Он пишет, что его соотечественники склонны принимать
на веру всякие выдумки и несуразицы, из-за ложного понимания истории готовы
устыдиться самоназвания «татары» и заменить его на «мусульмане» или «ногайцы».
Размышляя об исторических судьбах народа, Марджани направляет все свои
усилия на то, чтобы помочь ему преодолеть невежество и обрести такие знания
по истории, которые соответствовали бы реальным фактам и достоверным документальным
свидетельствам.
Марджани
усердно собирает биографические сведения о выдающихся людях прошлого. Его
исторические труды, особенно неопубликованный «Вафиййат ал-аслаф ва тахиййат
ал-ахлаф», содержат огромное число жизнеописаний мусульманских ученых разных
эпох и стран.
Опыты
по описанию истории как суммы биографий выдающихся лиц какого-либо народа
или страны предпринимались в рамках различных культурных традиций. В мусульманском
мире они были особенно многообразными, Историческая наука в мусульманском
мире родилась с жизнеописания Мухаммада, потому что центральным событием
для нее была пророческая деятельность Мухаммада, посланника Аллаха, хронология
начинается с Хиджры — его переселения из Мекки и Йас-риб (ал-Мадину). Предшествующая
история человечества представлялась как история пророков, посылавшихся
к различным народам, а последующая — сначала как история преемников Мухаммада
в качестве глав общины и государства, его сподвижников и их последователей,
далее — как история исламской общины, ее руководителей.
Носителями
ценного знания, завещанного основателем Ислама и первыми поколениями мусульман,
религиозными и нравственными авторитетами, принадлежащими к социальной
элите, считались ученые. Начиная с 4/10 века мусульманская историко-биографическая
литература пышно расцветает.
Однако
в Поволжском регионе историко-биографические сведения об ученых не фиксировались,
как это отмечает Марджани, и старается разыскать хоть какие-либо данные.
Он нашел и включил в свои книги сотни биографий мусульманских ученых, которые
жили и действовали в Поволжско-Уральском регионе, Дашти — Кипчаке, Крыму,
Хорезме и Мавераннахре.
Тем
самым он обогатил историю духовной культуры булгаро-татарского народа,
раздвинул ее пространственные и хронологические рамки. Он учитывает также
ученых Ирана, Турции, Ирака, Сирии, Аравии, Северной Африки, хотя его выборка
имен производит впечатление хаотичности и даже случайности. Объясняется
это, наверное, тем, что в его время многие важнейшие историко-биографические
труды были еще не изданы и не все изданные могли быть ему доступны.
Вторая
линия интересов Марджани — история обладателей реальной власти, светских
правителей из различных мусульманских династий, главным образом тюркских:
Караханидов, Сельджуков, Хорезмшахов, потомков Чингисхана, преимущественно
Джучидов, Казанских, Астраханских, Ногайских, Крымских, Касимовских ханов.
Немало
внимания уделил Марджани историографическим и источниковедческим исследованиям,
истории отдельных аулов, мечетей, крепостей и других сооружений. В этом
уже ощущается некоторое влияние русской исторической науки его времени
и востоковедения. Особенно это влияние сказалось в том, что Марджани дает
в своих книгах некоторые сведения о русских князьях и царях, о событиях
российской истории, связанных с историей мусульман.
Историографическая
работа Марджани, направленная на строительство национального татарско-мусульманского
и в то же время российского (для последних четырех веков) исторического
самосознания, была продолжена его учениками и последователями. Затем его
концепция была раскритикована и отброшена, на смену пришли две другие —
русская и марксистская.
Концепция
исторического сознания булгарско-татарского народа и других тюркских мусульманских
народов, как ее впервые строил Марджани, а вслед за ним — поколение его
учеников и последователей, была отчасти предана осуждению и анафеме, отчасти
забыта. Забыть ее оказалось легко, потому что за сто с лишним лет существенно
изменился литературный татарский язык, а средство его письменной передачи
менялось дважды. Татарский народ оказался в отношении исторических знаний
и исторического самосознания снова отброшенным к тому состоянию, которое
застал Марджани. Его собственные труды малопонятны современным татарам,
даже переводчики и толкователи впадают в ошибки, порой элементарные. Система
понятий и образов, сумма знаний, самый язык — арабский или насыщенный арабизмами
татарский, которыми он оперировал, труднодоступны, требуют специальной
выучки.
Можно
ли создать подлинно национальную историю татарского народа и других народов
Поволжско-Уральского региона как продолжение трудов Марджани и новый шаг
в развитии его концепции? Если это будет признано нужным и неизбежным,
то первоочередными становятся задачи: подготовить кадры историков и филологов,
которые были бы способны усвоить наследие Марджани, расшифровать его многочисленные
намеки и ссылки, дополнить новыми фактами на основе всех доступных источников
и исследований, которые вышли в свет после смерти Марджани или оставались
ему неизвестными, продолжить поиск свежих данных и методов их обработки,
критически преодолеть непоследовательности и недостатки его концепции;
собрать
по затронутой тематике справочную базу, которая не уступала бы по полноте
и систематизации лучшим научным центрам в мире.