|
Владимир
ГОРШКОВ
Блистательный след танца
Праздник балета имени Рудольфа Нуриева
Известный
сейчас во всем мире Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа
Нуриева в Казани на пять лет младше оперного - Шаляпинского, огни рампы осветили
сцену балетной фиесты в 1987 году. Назвали фестиваль "классическим",
что прочно за ним закрепилось , ведь "классический" означает "совершенный".
Поначалу
праздник танца в столице Татарстана был негромким: звезды присматривались. Но
уже в 1989 году в репертуарной афише фестиваля значился балет А. Гаврплина "Анюта",
который поставил для татарской балетной труппы выдающийся мастер современного
хореографического театра Владимир Васильев. Это событие стало важной вехой в
истории фестиваля. Тогда в спектаклях "Анюты" участвовали ведущие
солисты из Москвы. Ленинграда. Челябинска. Танцевал в балете и сам Владимир
Васильев, а Екатерина Максимова исполнила заглавную партию. После этого Казань
стала гораздо более привлекательной для самых блистательных балетных мастеров.
Надо отдать должное администрации театра, его директору Рауфалю Мухаметзянову
- они смогли создать атмосферу праздника, домашнего уюта, заботы о каждом участнике.
Огромная творческая нагрузка в организации хореографических праздников всегда
ложилась и на плечи художественного руководителя балетной труппы Владимира Яковлева
и большого друга фестиваля, его постоянного куратора балетного критика из Москвы
Наталии Садовской. В результате именно их переговоров на казанской сцене стали
появляться звезды мирового балета.
В 1992 году фестиваль
стал Международным. Участвовали в нем теперь не только отечественные исполнители,
но и зарубежные гости из Германии. Японии. США и Франции. Два вечера на главной
балетной сцене республики выступали гости из Брауншвейга, которые привезли и
показали свой лучший репертуар - три хореографические новеллы в рамках балета.
В спектакле "Щелкунчик" главную партию танцевала Надежда Павлова,
а принца - Андрей Куделин. Замечательно выступили в заключительном концерте
солисты из Санкт-Петербурга Ирина Кирсанова и Юрий Петухов.
Но главным событием тогда стало выступление Рудольфа Нуриева, в качестве балетною
дирижера. Завершив карьеру танцовщика. и Казани он дирижировал "Щелкунчиком".
И так скоро, с января 1993 года Нуриева не стало... Но он продолжается в фестивале
его имени (Нуриев еще при жизни благосклонно согласился на ЭТО), который со
следующего года получил официальное название Международного имени Нуриева.
С середины 90-х годов фестиваль в Казани получает всемирную известность.
XII Международный фестиваль классического балета имени. Рудольфа Нуриева в 1998
году прошел под знаком 60-летнего юбилея великой танцовщика, а эпиграфом к фестивалю
стали скачанные им когда-то слова "В каждом, кто выходит и на балетную
сцену, будет жить частичка меня". Это одновременно и пророчество. и завещание.
И действительно - каждый, кто выходил на сцену, справедливо принимал слова человека-легенды
на свой счет.
Открылся праздник танца 12 мая
балетом Л. Минкуса "Дон-Кихот", где главные хореографические партии
исполнили Юкико Ивата из Японии казанец Бахытжаи Смагулов.
В заглавной партии балета "Жизель" выступила москвичка Наталья Ледовская.
Она казалась на сцене обворожительным бриллиантом и смогла загипнотизировать
магией своего образа не только зрителей, но и коллег. На мои вопрос: "Что
для вас Жизель, кто она?" - последовал лаконичный ответ:
"Это я сама!"
В "Сильфиде"
на фестивале танцевала Татьяна Краснова из Уфы. Мы привыкли, что балетные дивы
приезжают, как правило, из Москвы и Петербурга, а вот на тебе - редкая балерина
из соседней республики, причем недавно окончившая хореографическое училище.
Она покорила воздушным, действительно сильфидным танцем и акварельной живописью
рук.
В "Кармен-сюите" Ж.Визе-Р.Щедрина прекрасно выступила солистка Национальною
балета Бельгии Ирина Завьялова. (Вот так, куда ни кинь взор - везде наши балерины
и танцовщики.) Завьялова очень пластичная балерина, с хорошим апломбом, то есть
устойчивостью на пальцах. У ее Кармен словно томление во всем теле, в откровенных
позах и телодвижениях, и вместе с тем острая и четкая графика танца. Завьялова
замечательно выступила и в балете "Баядерка" и роли Гамзатти. Не партнерами
здесь были Елена Филипьева - Никия и Денис Матвиенко - Солор. Эта пара из Киева
триумфально выступила на фестивале.
На Гала-концерте покорили опять же лауреаты международных конкурсов Е. Филипьева
и Д. Матвкеико, которые танцевали на этот раз па-де-де из балета "Корсар".
Действительно, их танец достоин имени великого Рудольфа Нуриева.
Казанская сцена, имеющая своих великолепных балерин и танцовщиков, ждет новых
гостей. Теперь мы уже знаем: на ней будет восхищать зрителей полет новых звезд...