Блистательный след танца

 

Владимир ГОРШКОВ
Блистательный след танца
Праздник балета имени Рудольфа Нуриева

Известный сейчас во всем мире Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани на пять лет младше оперного - Шаляпинского, огни рампы осветили сцену балетной фиесты в 1987 году. Назвали фестиваль "классическим", что прочно за ним закрепилось , ведь "классический" означает "совершенный".

Поначалу праздник танца в столице Татарстана был негромким: звезды присматривались. Но уже в 1989 году в репертуарной афише фестиваля значился балет А. Гаврплина "Анюта", который поставил для татарской балетной труппы выдающийся мастер современного хореографического театра Владимир Васильев. Это событие стало важной вехой в истории фестиваля. Тогда в спектаклях "Анюты" участвовали ведущие солисты из Москвы. Ленинграда. Челябинска. Танцевал в балете и сам Владимир Васильев, а Екатерина Максимова исполнила заглавную партию. После этого Казань стала гораздо более привлекательной для самых блистательных балетных мастеров.
Надо отдать должное администрации театра, его директору Рауфалю Мухаметзянову - они смогли создать атмосферу праздника, домашнего уюта, заботы о каждом участнике. Огромная творческая нагрузка в организации хореографических праздников всегда ложилась и на плечи художественного руководителя балетной труппы Владимира Яковлева и большого друга фестиваля, его постоянного куратора балетного критика из Москвы Наталии Садовской. В результате именно их переговоров на казанской сцене стали появляться звезды мирового балета.
В 1992 году фестиваль стал Международным. Участвовали в нем теперь не только отечественные исполнители, но и зарубежные гости из Германии. Японии. США и Франции. Два вечера на главной балетной сцене республики выступали гости из Брауншвейга, которые привезли и показали свой лучший репертуар - три хореографические новеллы в рамках балета.
В спектакле "Щелкунчик" главную партию танцевала Надежда Павлова, а принца - Андрей Куделин. Замечательно выступили в заключительном концерте солисты из Санкт-Петербурга Ирина Кирсанова и Юрий Петухов.
Но главным событием тогда стало выступление Рудольфа Нуриева, в качестве балетною дирижера. Завершив карьеру танцовщика. и Казани он дирижировал "Щелкунчиком". И так скоро, с января 1993 года Нуриева не стало... Но он продолжается в фестивале его имени (Нуриев еще при жизни благосклонно согласился на ЭТО), который со следующего года получил официальное название Международного имени Нуриева.
С середины 90-х годов фестиваль в Казани получает всемирную известность.
XII Международный фестиваль классического балета имени. Рудольфа Нуриева в 1998 году прошел под знаком 60-летнего юбилея великой танцовщика, а эпиграфом к фестивалю стали скачанные им когда-то слова "В каждом, кто выходит и на балетную сцену, будет жить частичка меня". Это одновременно и пророчество. и завещание. И действительно - каждый, кто выходил на сцену, справедливо принимал слова человека-легенды на свой счет.
Открылся праздник танца 12 мая
балетом Л. Минкуса "Дон-Кихот", где главные хореографические партии исполнили Юкико Ивата из Японии казанец Бахытжаи Смагулов.
В заглавной партии балета "Жизель" выступила москвичка Наталья Ледовская. Она казалась на сцене обворожительным бриллиантом и смогла загипнотизировать магией своего образа не только зрителей, но и коллег. На мои вопрос: "Что для вас Жизель, кто она?" - последовал лаконичный ответ:
"Это я сама!"
В "Сильфиде" на фестивале танцевала Татьяна Краснова из Уфы. Мы привыкли, что балетные дивы приезжают, как правило, из Москвы и Петербурга, а вот на тебе - редкая балерина из соседней республики, причем недавно окончившая хореографическое училище. Она покорила воздушным, действительно сильфидным танцем и акварельной живописью рук.
В "Кармен-сюите" Ж.Визе-Р.Щедрина прекрасно выступила солистка Национальною балета Бельгии Ирина Завьялова. (Вот так, куда ни кинь взор - везде наши балерины и танцовщики.) Завьялова очень пластичная балерина, с хорошим апломбом, то есть устойчивостью на пальцах. У ее Кармен словно томление во всем теле, в откровенных позах и телодвижениях, и вместе с тем острая и четкая графика танца. Завьялова замечательно выступила и в балете "Баядерка" и роли Гамзатти. Не партнерами здесь были Елена Филипьева - Никия и Денис Матвиенко - Солор. Эта пара из Киева триумфально выступила на фестивале.
На Гала-концерте покорили опять же лауреаты международных конкурсов Е. Филипьева и Д. Матвкеико, которые танцевали на этот раз па-де-де из балета "Корсар". Действительно, их танец достоин имени великого Рудольфа Нуриева.
Казанская сцена, имеющая своих великолепных балерин и танцовщиков, ждет новых гостей. Теперь мы уже знаем: на ней будет восхищать зрителей полет новых звезд...

   

Hosted by uCoz