Архитектура Казани

   



Кадим Джамит Святое сооружение "Тулпар-Ат" -символ вхождения Республики Татарстан в третье тысячелетие. (Проект.)
Накануне третьего тысячелетия
Города - как люди. Рождаются, переживают бурный расцвет молодости, с возрастом становятся зрелыми и солидными. Как люди, они в чем-то похожи друг на друга, и в тоже время - абсолютно разные. И как на людей, на города сильнейший отпечаток накладывает общество, социальная среда, на фоне которой они живут и развиваются.
Тоталитарное государство формирует людей-винтиков, со стандартной внешностью и стандартным мышлением, людей-исполнителей, которые призваны выполнять свою строго обозначенную роль. И города в таком государстве становятся схожими между собой - сглаживаются, ретушируются их особенности, архитектурное и даже природное своеобразие городской среды. И когда вся эта безликая масса жилых массивов, общественных комплексов, отдельных зданий и сооружений оказывается помноженной на возросшую техническую мощь современной стройиндустрии, высокую производительность промышленности стройматериалов, картина возникает жутковатая...
Именно отсюда повсеместное распространение градостроительных штампов, унылое однообразие стандартных жилых домов и даже общественных зданий, заполнивших огромные городские территории в 60-80-е годы нашего века. Казань, к сожалению, не явилась здесь исключением.
Но жизнь, генетическая природа города берет свое. Казань накопила такой гигантский потенциал архитектурной и культурной самобытности, который способен пробиться сквозь любые преграды. Яркая индивидуальность Казани XVIII-XIX веков упорно проглядывает сквозь наслоение стандартно причесанной застройки советского периода.
Произошедшие в последние годы изменения заметно раскрепостили архитекторов, дизайнеров и строителей, позволили в значительной степени отойти от прежней архитектурно-градостроительной практики с централизованно одобренными шаблонными решениями.
Сегодня в казанской архитектурной практике явно просматриваются две тенденции - интерпретация архитектурного исторического наследия и продолжающееся (правда, несколько приукрашенное) использование композиционных приемов застройки и стилеобразования, характерных для советского периода 70-80-х годов.
Особенно популярно обращение к историзму, да это и понятно. Зерна интереса к историческим архитектурным стилям прекрасно ложатся в благодатную почву накопившегося за долгие годы негативного отношения потребителя к безрадостному архитектурному стандарту. Да и, действительно, многовековой опыт архитектурно-строительной деятельности является неиссякаемым источником композиционных приемов, градостроительных подходов и стилевых аранжировок.
Только опираясь на глубокое и критическое изучение этого опыта, можно решить вопросы реконструкции исторического центра города, дать правильное направление его развитию.
Однако не зря говорят, что любые излишества вредны. Чрезмерное увлечение в архитектуре и градостроительстве историзмом, перенесение его в современную застройку новых городских территорий абсолютно неправомерны. В результате происходит точно такое же распространение архитектурных штампов, такое же однообразие, правда, теперь уже других, архитектурно-градостроительных приемов и методов.
Бесспорно, что при строительстве исторической части Казани учет "контекста" - стиля и масштаба окружающей застройки является обязательным требованием.
Но и здесь не все так очевидно. Если приглядеться к этой застройке, то глаз опытного профессионала-архитектора выделит такое многообразие композиционных приемов, стилистических вариаций, используемых архитекторами прошлого, которое стократно превысит сегодняшнее робкое стилизаторство "под старую Казань".
Более того, "ностальгия" по уходящей истории города часто мешает объективному восприятию архитектурно-художественных качеств построек прошлых лет. Ведь и в прошлом были удачные и неудачные проекты, работали и мастера-архитекторы, и посредственные ремесленники от профессии.
Каждое поколение, которое жило и работало в нашем городе, оставило в нем свой след. Время, лучший учитель и судья, расставило все по своим местам - отделило "зерна от плевел", настоящие произведения архитектуры - от рядовой застройки.
Порой то, что высоко оценивалось при жизни одного поколения, совсем по-другому воспринималось потомками.
Нашему поколению не избежать той же участи. Принципиально важно поэтому сегодня дать возможность для появления и развития в Казани значительно большего количества архитектурных стилей и направлений. Принципиально важно значительно расширить палитру градостроительных и архитектурных композиционных приемов, направить творческие усилия казанских архитекторов на поиск новых самобытных, может быть даже парадоксальных решений.
След, который оставит наше поколение архитекторов, должен быть достойным нашего прекрасного города. Не хотелось бы, чтобы о наших работах в третьем тысячелетии говорили лишь как о стилизаторстве и перепевах исторических мотивов архитектуры прошлого.
Найти свою, яркую и самобытную архитектуру, "казанскую" по духу и столичную по уровню и масштабу - вот наша основная задача сегодняшнего дня.

Проект Культурно-досугового центра для молодежи в Казани. (Вариант.) Авторы: идея - P.M. Шаймиев, архитектурное решение -Г.Ш.иВ.С. Токаревы.
Городские власти, органы управления архитектурой и градостроительством должны с особым вниманием отслеживать ростки подобных творческих начинаний, вовремя поддерживать, помогать их становлению и развитию.
Наши архитектурные предшественники не боялись экспериментировать с формой, не стремились во всем подражать признанным образцам, постоянно находились в творческом поиске. Даже весьма ограниченная палитра
строительных материалов и технологий не очень тормозила архитектурную мысль. Классицизм, ампир - как его разновидность, эклектика, модерн - мощные и всеобъемлющие архитектурные стили и направления калейдоскопом сменили друг друга в XIX веке на улицах Казани, создав удивительный сплав разнообразия и гармоничного единства.
Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда мы располагаем несравненно большей палитрой строительных и отделочных материалов, конструктивных систем и технологий, наша стилевая архитектурная палитра тоже должна быть неизмеримо шире.
Инкубационный период накопления нового архитектурного опыта как-то уж слишком затянулся, давно пора пробиваться многочисленным росткам свежей, остро самобытной архитектуры.
Казань, столица Татарстана, город древнейшей истории, где встретились и уже пять веков развиваются, дополняя друг друга, культуры Востока и Запада, с нетерпением ждёт своего архитектурного расцвета. Наш город этого достоин.
Гилязетдинов Асхат Рэуфович -
главный архитектор Казани, заслуженный архитектор Татарстана.

 

Hosted by uCoz