Марсель
АХМЕТЗЯНОВ
Золотое
наставление
Слово
поэта Мухаммедьяра
Со
времен Казанского ханства до наших дней сохранился ряд имен поэтов, живших
в основном в XV и первой половине XVI века.
Одним
из первых казанских поэтов можно считать Асана Кайгу, который творил в
первой половине XV века. Он жил при дворе хана Улуг-Мухаммеда. После смерти
хана Асан Кайгу удалился в Ногайскую Орду и продолжил свое творчество среди
кочевых татар. Могила поэта находится в казахстанской степи. Асан Кайгу
был импровизатором, его песни широко распространились среди тюрок Восточной
Европы и Азии, а творческое наследие стало общим для татар, казахов, киргизов,
каракалпаков и ногайцев.
В
истории Казанского ханства известны также имена прозаиков и поэтов ханов
Мухаммеда Эмина и Сафы Гирея, Гарифбека, Максуди, Кул Шарифа, Касим шейха,
Мухаммедьяра, Аднаш хафиза и других мастеров слова. Эти имена свидетельствуют,
что Казань жила довольно богатой литературной жизнью. Мухаммедьяр в своей
поэме «Тухфа-и мардан» («Дар мужей») в 1539 году отмечает:
«Удивительно,
этот город полон поэтами малыми и великими».
Имя
поэта Мухаммедьяра стало известным в науке в середине XIX века. Видный
русский тюрколог И.Н. Березин в 1846 году обнаружил в «Азиатском музее»
в Санкт-Петербурге рукопись поэмы Мухаммедьяра «Тухфа-и мардан», описал
ее и дал ей высокую оценку. Однако это открытие надолго забылось. Лишь
спустя почти столетие имя Мухаммедьяра и его произведения были открыты
вторично. Известный татарский поэт, драматург и филолог Наки Исанбет в
1940 году обнаружил другое рукописное произведение поэта Мухаммедьяра –
поэму «Нур-и содур» («Свет сердец»). С тех пор имя поэта и его творческое
наследие становятся хорошо известными в истории татарской литературы.
Сохранились
две поэмы и одно стихотворение Мухаммедьяра, написанные на татарском литературном
языке XVI века. Произведения поэта посвящены философско-нравоучительным
темам.
Время,
в котором жил и творил Мухаммедьяр, было очень сложным. В столице Казанского
ханства, где он жил, шла борьба противоборствующих кланов. Одни поддерживали
независимость Казани, другие тайно выражали симпатию к власти московского
князя, третьи выступали за союз с Крымским ханством. Все эти разногласия
беспокоили Мухаммедьяра. Он считал, что государство сильно своим единством.
Поэт пишет, что угрозу государственности представляют не кафиры, враги
ислама, а разлад в обществе. Размышления об этом поэт подкрепляет своего
рода философскими притчами. Основной мотив в творчестве Мухаммедьяра –
любовь к человеку. Он хочет видеть человека честным, справедливым, умным,
скромным и красивым.
Поэма
«Тухфа-и мардан» была завершена в Казани в январе 1540 года во время правления
хана Сафы Гирея. Мухаммедьяр хочет пробудить людей к активной деятельности,
выступает против эгоизма личности, проповедует честную общественную жизнь.
Автор осуждает кичливость, стремление к наслаждениям, призывает быть защитником
слабых и бедных.
Поэма
«Нур-и содур» также содержит проповедь высоких морально-этических норм
в обществе.
Мухаммедьяр
дал золотые наставления своему народу для руководства мирской жизнью. История
свидетельствует, что в Казани тогда были нечестные властители, которые
предали страну, лицемерили, убивали. В то же время были личности и народ,
которые до последней капли крови стояли за правду, свободу, почитали дух
предков, и среди них – Мухаммедьяр.
Биография
Мухаммедьяра, этого крупного представителя татарской поэзии первой половины
XVI века, оставалась до последних лет слабо изученной. Известно было, что
он в 1540– 1541 годах жил в Казани, являлся горячим, но трезвым защитником
независимости татарского государства. Для него чужды были мысли о конфронтации
мусульман и христиан. Он считал, что государству вредят не христиане, а
аморальные дела и поступки.
Мухаммедьяр
был близок к государственным кругам Казани. Ему доверили почетное звание
хранителя могилы выдающегося государственного деятеля и поэта хана Мухаммеда
Эмина. Это был весьма почетный пост для того времени.
Предка
Мухаммедьяра происходили из известной мусульманской религиозной фамилии,
принявшей ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Они являлись последователями
суфизма. Их знали как в Казанском ханстве, так и в Ногайской Орде и в Сибирском
ханстве. До нас дошла в трех списках родословная Мухаммедьяра под названием
«Шеджере Шаеха Дирбеша».
Мухаммедьяр
сын Махмуда хаджи родился примерно в 1497 году в семье духовного лица.
С молодости он находился в Казани, восхищался делами Мухаммеда Эмина, Сахиба
Гирея, Сафы Гирея, был сторонником Сююнбике и, естественно, врагом касимовского
царя Шаха Гали. Мухаммедьяр был также тесно связан с государственными деятелями
Ногайской Орды.
В
июне 1549 года царица Сююнбике направляет Мухаммедьяра своим представителем
в Москву. Но дипломатическая миссия из Казани по пути в Москву загадочно
пропадает. Правитель Ногайской Орды Юсуф письмом от 28 июля 1549 года обращается
к Московскому правительству с вопросом о судьбе представительства и просит
вернуть переводчика Мухаммедьяра обратно на родину.
В
своем ответе от 8 августа 1549 года Великий князь Иван Васильевич бесцеремонно
отвечает, что «Магмедьяра толмача Казанского убили наши люди в Муроме».
Главным виновником убийства был, видимо, лицемерный касимовский царь Шах
Гали, враг Сююнбике и Казани. Великий поэт погиб, добросовестно служа своему
народу...
Творческое
наследие Мухаммедьяра и сегодня привлекает читателей и открывается им по-новому.