СВЕТ ВЕЧЕРНЕГО ГОРОДА


Свое тысячелетие столица Татарстана отметит в 2005 году. Несмотря на призрачную отдаленность этого рубежа, для серьезной подготовки к встрече юбилея осталось не так уж много времени. В разряде серьезнейших стоит сегодня проблема наружного освещения города. Актуальность ее, если отложить в сторону аспекты чисто эстетического характера, связана и с элементарной потребностью в безопасности как пешеходов, так и транспорта.
Финансирование по остаточному принципу из бюджетных ассигнований по статье "Содержание и благоустройство" привело систему наружного освещения города к состоянию крайне неблагоприятному. Не вдаваясь в подробности, приведем лишь некоторые цифры. Только 56% от общей протяженности улиц, дорог и проездов освещается в темное время суток. Централизованно контролируется лишь 30 процентов наружного освещения (НО), а безнадежно устаревшими можно считать около 65% светильников. Срок их эксплуатации превышен в 1,5 и более раз. В гораздо более плачевном состоянии находится освещение дворовых территорий, школ и поликлиник в районах старой застройки. Если говорить об эстетической стороне, то приходится признать, что довольно сомнительным украшением отдельных улиц и магистралей Казани являются многочисленные растяжки для крепления светильников, они частично перечеркивают панораму улиц, нарушая восприятие архитектуры зданий и, создавая впечатление неряшливости, которое еще более усиливается наличием строек железобетонных опор, размещенных неритмично вдоль проезжей части. В общем, комплексный подход к проведению реконструкции НО совершенно необходим. Причем с максимальным учетом взаимосвязи НО с архитектурным освещением отдельных зданий, размещением рекламы, иллюминации и их восприятия не только в вечернее, но и дневное время.
Решением сложившейся ситуации в городской администрации занимаются. Правда, пока что принятого к реализации проекта развития НО не существует. На стадии рассмотрения в администрации города находятся сейчас концепция программы развития НО Казани "Свет вечернего города" (к ней причастны специалисты московской фирмы "Амира" и "Мосгорсвета") и программа "Свет", разработанная в недрах "Казгорсвета".
Разработки москвичей хоть и небезынтересны, однако пока это только концепция, которая изначально, уже по своему наименованию, носит характер довольно общих предложений. Если их примут за основу для дальнейшей работы, уйдет еще приличное количество времени (и видимо, средств), прежде чем они обретут форму конкретной программы. Казанская программа "Свет", по словам Владимира Александровича- директора КУП "Казгорсвет", носит характер более чем конкретный. Впрочем, умудренность и опыт московских специалистов в "Казгорсвете" никто не умаляет. Ведь к проблемам ночного освещения Москвы тамошние власти всегда относились серьезно. Ревизию казанской системе освещения учинял, к примеру, специалист, который работает в этой сфере уже более 35 лет, а поэтому многие вещи определяет буквально с первого взгляда. К тому же московская фирма "Амира" является дилером спецзавода по выпуску светильников "Лихославль" Половина Москвы обязана своим ночным освещением разработкам именно этого завода. Что касается фирмы "Амира" - у нее семнадцать представительств и 9 филиалов, раскиданных по всей России. Таких высококлассных специалистов-светотехников, как в "Амире", в Казани пока нет, и неизвестно, когда они появятся. К нашему городу амировцы испытывают определенный интерес и готовы снабдить Казань лихославскими светильниками в кредит. Есть инициатива подарить к 1000-летию столицы РТ специально разработанный тип светильников, запатентовав его таким образом, чтобы нигде, кроме Казани, его применять не могли.
При всем этом в "Казгорсвете" заметили, что со стороны хотя и виднее, но на месте многое понятнее. К тому же работа "Мосгорсвета" строится на совершенно других основаниях. Деньги из московской городской казны текут на нужды наружного освещения непрестанным потоком. Тогда как в "Казгорсвет" из бюджета города "капают" редкими каплями и лишь для выплаты зарплаты сотрудникам.
Программа казанцев под лаконичным названием "свет" сулит кардинальное изменение в отрасли. Пунктом "номер один" в ней проходит тема текущего содержания объектов технического оснащения. На материалы, электроэнергию, реструктуризацию и текущие платежи в период с 2000-го по 2004 годы "Казгорсвету" необходима сумма в 158769,1 тысячи рублей. На втором месте находятся вопросы капитального ремонта техники.
По словам Владимира Белотелова, совершенно необходимо заменять одну шестую оборудования в год. Для этого до 2004 года необходимо 68962,5 тысячи рублей. Официально финансирование обоих пунктов на данный момент проистекает не из городского, а из районных бюджетов. С главами всех районов заключены договора на оплату соответствующих услуг. При этом количество технического оборудования, эксплуатируемого в различных районах, не соответствует своевременности поступающих средств. "Спальные" районы обычно немного беднее, чем те, где расположены промышленные предприятия. В соответствии с новой программой предлагается более рациональный вариант. А именно: заложить в городской бюджет строчку о прямой оплате (Москва так и работает). Поскольку услуги по наружному освещению все равно оплачивает город. Но не напрямую, а после того как деньги были выделены в районе в качестве дотации на ту же самую оплату "Казгорсвету".
Следующим пунктом программы следует реконструкция уже имеющихся систем наружного освещения. Здесь минусом в существующей нынче ситуации является то, что "завязок" с Главным управлением архитектуры и градостроительства у "Казгорсвета" нет. Обычно работа по реконструкции зданий проводятся в отрыве от реконструкции систем наружного освещения. По словам Владимира Александровича, комплексное проведение работ на улице Баумана в данный момент выглядит лишь приятным исключением из правил. Обычно получается, что реконструкция носит более хаотичный характер: работы "Водоканала" по прокладке канализационных систем с соответствующим вскрытием грунта начинаются уже после того как установлены металлические или железобетонные опоры для размещения светильников. Либо годами работавшие тросовые подвесы светильников неожиданно ликвидируются из-за сноса старых зданий, на которых они раньше крепились. На реконструкцию требуется сумма в 47669,3 тысячи рублей.
Далее удрученные практически полным отсутствием централизованного автоматизированного управления, в результате которого информацию о негорящих светильниках и обрывах в "Казгорсвете" получают преимущественно от ГИБДД и из телефонных звонков жителей города, сотрудники "Горсвета" предлагают проблему решить. В тендере на наиболее удачный вариант ее решения участвуют в данный момент две фирмы. Одна из них - питерская - "Центр". Другая - казанский "Интеграл". Разработанная последней автоматизированная система управления. НО (АСУНО) существует вполне реально. Казанцы смогут наблюдать ее работу уже в сентябре. Это можно будет сделать на выставке "Энерго - и - ресурсосбережение", которая будет проходить на ВИКО. Разработка, на которую имеют виды в "Горсвете" , может, и недешевая, но довольна практичная. Предполагается вводить ее в эксплуатацию в три этапа, каждый протяженностью в один год. В первый год необходимо затратить 11523,4 тысячи рублей. Деньги пойдут на установку оборудования диспетчерской и 65 пунктов головных светоустановок. Следующий этап обойдется в 2163,9 тысячи рублей. Третий - и заключительный - будет стоить 50210,5. В общей сложности АСУ НО обойдется городской казне в 83366,8 тысячи рублей. Однако, по словам Владимира Александровича, затраты на нее окупятся сполна, а система способна принести ощутимую пользу не только "Казгорсвету", но и еще целой массе организаций . В "Горсвете" смогут диагностировать сразу все осветительные приборы, снимая показания один раз каждые 10 минут. Ситуация, когда днем на полную мощность работают светильники ночного освещения, стало быть, полностью будут ликвидированы. Возможно также регулировать степень освещения, что даст существенную экономию. Реально станет и своевременная ликвидация обрывов и замыканий на линиях. ГИБДД при желании и наличии соответствующего кода сможет также подключиться к системе и получить информацию о состоянии работающих на перекрестке светофоров, неисправность которых провоцирует, как известно, серьезную угрозу для транспорта и пешеходов. В "Татэнерго" смогут без усилий, но лишь при наличии доступа в систему узнать о реальном потреблении количества электроэнергии с каждого работающего светильника. Сведения о состоянии системы освещения смогут получить и в администрации. Далее следует тема замены оборудования. Имеются в виду гидроподъемники, или попросту - вышки. Значительная часть техники не менялась уже лет пять. Из 15 вышек 6 необходимо сменить в срочном порядке. Одна новая установка, рассчитанная на 8 лет работы, стоит 480 тысяч рублей. Однако это тот самый случай, когда ремонт обходится много дороже - ежегодно в 150-180 тысяч. В общей сложности для замены старых вышек "Казгорсвету" в 2000 году необходимо 7250 тысяч, выделено лишь две.
Следующий пункт посвящен системе разделения Казани на энергорайоны. В городе их сейчас два. В так называемый энергорайон Заречья входят четыре административных района, в Центральный - три. В "Казгорсвете" заинтересованы в том, чтобы в каждом административном районе было свое собственное представительство. Дело упирается в отсутствие соответствующих помещений и финансирование. По словам Владимира Александровича, те помещения, которые пытались выделять для нужд "Горсвета", вводить в эксплуатацию сразу же маловероятно. В Приволжском районе, к примеру, было выделено помещение бывшей котельной: коробка с крышей. Для создания баз и пунктов КУП "Казгорсвет" с 2000-го по 2004 год требуется 11300 тысяч рублей.
Завершает программу тема декоративной подсветки архитектурных объектов. Как сообщил Владимир Александрович существует 4 договора на техническое обслуживание систем декоративной подсветки: Кремлевская стена, башня Сююмбике, мэрия Казани и собор Петра и Павла. Множество других систем брошено на произвол судьбы после их монтажа. Поскольку, кроме "Казгорсвета", ими заниматься некому, совершенно необходимым представляется создание соответствующего участка. Для этого нужно 1414,6 тысячи рублей. В общей сложности, для приведения в "божеский" вид системы НО КУП "Казгорсвет" по предварительным разработкам, требуется 385152,3 тысячи рублей сроком на 5 лет, то есть в среднем около 77030,46 тысячи в год.
В соответствии с вышеупомянутой концепции москвичей, источниками финансирования переоснастки НО могут стать бюджетные средства города, средства административных районов, отчисления инвесторов, ведущих новое строительство, средства арендаторов и владельцев зданий, инвестиции по внедрению энергосберегающих технологий. По мнению Директора КУП "Казгорсвет" решение вопроса подобным способом было бы более чем желательно, но пока реально можно рассчитывать лишь на бюджет города. Проще всего, конечно, было бы переложить материальное бремя на казанцев, ведь платят же люди за освещение в подъезде. Тем более что путем не слишком сложных подсчетов можно определить, что в среднем на одного жителя Казани пришлось бы около 64 рублей в год. Однако, к счастью, директор КУП "Казгорсвет" не сторонник поборов за воздух, дождь и снег. В общем, вопрос о финансировании остается пока открытым. Несомненно лишь, что подотрасль коммунальной энергетики для обеспечения ее нормального функционирования и развития требует систематических материальных вложений.

А. Герасимова, "Время и деньги", 04.08.00г.