Азимовская
мечеть. Наиболее значительным зданием, воплотившим в себе лучшие традиции
казанского зодчества, стала мечеть Азимова в Плетенях (ныне ул. М.Вахитова,
1). Она была построена в 1887г. для рабочих мыловаренных заводов на месте
старой деревянной мечети казанским купцом и промышленником Азимовым. Здание
этой мечети отмечено той печатью эмоциональности, проявлением личного вклада
зодчего, теми неповторимыми чертами, которые позволяют назвать постройку произведением
искусства. К прямоугольному одноэтажному зданию примыкает высокий и тонкий
минарет. Планировка его очень простая: высокие двери у основания минарета
ведут в небольшое вестибюльное помещение, а затем в высокий ритуальный зал.
Внизу расположены обширные подвалы, служившие в прошлом, вероятно, складами
для купеческих товаров. Нарядная красавица-мечеть, стоящая на перекрестке
двух улиц, застроенных одноэтажными деревянными домикам, вызывает неизменное
восхищение, сколько бы раз вы ее не видели. Это удивительное здание как будто
пришло на улицы рабочей слободы из волшебных сказок, радуя глаз изысканностью
пропорций, изяществом силуэта и узорочьем фасадов. Подлинным украшением мечети
служит высокий цилиндрический минарет. При 52-метровой высоте минарет имеет
толщину всего 3 метра. Винтовая лестница внутри башни заканчивается круглой
площадкой, освещенной высокими окнами с арками. Разноцветные затейливые витражи
в виде фантастических цветов заполняют их по всей высоте. Внешняя галерея
ограждена металлической кованой решеткой, украшенной исламской символикой.
Крутой ребристый шатер минарета увенчан полумесяцем. Неожиданный эффект дает
искусно подобранная цветовая гамма фасадов. Небесно-голубой цвет стен в сочетании
с белыми деталями, зеленой крышей и золотой вершиной придает мечети необыкновенную
нарядность. Яркие разноцветные витражи в виде пестрых сказочных цветов живописно
читаются на этом фоне. Цвет вновь объединил архитектуру мечети
Минарет Азимовской
мечети.
Фрагмент архитектуры Азимовской
мечети.
Азимова
с традициями народного зодчества, подчеркнув ее родство с памятниками Казани
и села. В интерьере здания ничто не отвлекает от основной идеи аскетичного
по своему внешнему выражению мусульманского ритуала. Гладкие стены, высокий
потолок, декорированный несложной орнаментальной лепкой. Талант архитектора
в этом произведении проявился в полную меру именно в отвлеченности конкретных
форм здания от знакомых каждому казанцу реальных прототипов и в умении чисто
ассоциативными средствами сблизить его с лучшими чертами архитектуры Востока.
Примененные архитектурные и декоративные мотивы никого и ничего конкретно
не цитируют и специально направлены на стимулирование образного восприятия
целого. Созерцание этой мечети возбуждает в сознании вторичный художественный
образ, отличный от первоначально задуманного, опирающийся уже на интеллектуальные
и эмоциональные качества зрителя, его личный и социальный опыт. Именно в этом,
может быть, кроется особая притягательная сила образа мечети Азимова, отличающая
архитектурный шедевр от рядовых построек.