Строительство метрополитена

Начало строительства Казанского метрополитена было положено в 1976 году разработкой Комплексной схемы развития пассажирского транспорта в г. Казани.
В 1988 году началось проектирование Казанского метрополитена.
В 1996г. на основании письма Президента РТ Шаймиева М.Ш. в адрес Ельцина Б.Н., в Федеральную программу на 1997г. и последующие годы включается строительство Казанского метрополитена. Распоряжением Правительства РФ (№1093-р от 12.07.96г.) была установлена доля средств Федерального бюджета, направляемая на строительство метро в городах России. Таким образом, 50% средств, направляемых на строительство Казанского метрополитена, поступают из федерального бюджета, 50% финансирования осуществляется из местного бюджета.
В 1997г. канадской фирме "Lovat" (г.Торонто), производящей оборудование для строительства тоннельных проходов, был сделан заказ на поставку комплекса для строительства метро в г.Казани. Выбор этой фирмы не случаен. Учитывая, что в Казани сложные гидрогеологические условия, было решено приобрести комплекс, аналогичный тому, что выполнял тоннелепроходческие работы под проливом Ла-Манш.
Аналогов тоннелепроходческого комплекса, поставленного в Казань, в России нет. Оборудование готовилось по специальному заказу, учитывающему грунты г.Казани. Предусмотрены в нем также сложности грунтов в Центре города из-за подтопляемости подземными водами.
Внешне данный комплекс представляет собой сооружение длиной 70 метров, оснащенное компьютерами и всевозможной электроникой (диаметр щита 5,740м/5,1м; мощность электродвигателя - 1316 кВт). Его возможности позволяют осуществлять проходку со скоростью 250-300 метров в месяц и гарантируют сохранность зданий и сооружений, находящиеся вблизи метрополитена. В зависимости от рельефа местности, работы по прокладке туннелей будут осуществляться на глубине до 30 метров.
Казанский туннелепроходческий комплекс был назван женским именем "Сююмбике" не случайно. Владелец фирмы "Lovat", итальянец по происхождению, решил, что все комплексы фирмы "Lovat" будут носить женские имена, в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары.
Сборка комплекса осуществлена под руководством канадских специалистов. Управлению комплексом казанские метростроевцы учились в Канаде. Кроме того, в Казань были поставлены вагонетки и
дизелевоз из Италии, оснастка из Франции, а холодильная машина была изготовлена в Казани.
22 мая 2000 состоялся запуск тоннелепроходческого комплекса -новый этап в истории развития пассажирского транспорта в г:Казани.
В сутки комплекс проходит четыре метра. За месяц машина должна давать порядка 75 метров проходки.
По графику проведения работ строительство первой очереди метро длиной 14 км завершится в- 2004 году, при условии своевременного поступления части средств из федерального бюджета.