На пороге нового тысячелетия

Казань меняется стремительно. Сносят старые постройки, реставрируются и ремонтируются здания, латаются дороги и улицы, годами не видевшие асфальтового катка. Темп, скорость, время! Тем, кто приедет сюда в августе на Всемирный конгресс татар, а также примет участие в торжествах, посвященных празднованию 7-й годовщины со дня принятия Декларации «О государственном суверенитете Республики Татарстан», Казань, наверное, понравится и запомнится нарядной, торжественной, помолодевшей. 
 БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА
 Город, в котором нет проблем мертвый город. Если исходить из этой шутливой, но достаточно справедливой формулы, Казань пышет здоровьем, полна сил, энергии, то есть неисчислимых забот, свойственных городу-миллионеру, имеющему столичный ранг По мнению главы администрации г. Казани Камиля Шамильевича Исхакова, главных забот две: финансы и жилье. От них зависит социальный климат в городе, по ним оценивают работу городских властей, они определяют благополучие горожан.  Уникальная казанская программа ликвидации ветхого жилого фонда имеет сегодня уже республиканский статус. По объемам работ Казань, естественно, далеко опережает все остальные города Татарстана. В России тоже пока нет аналогов подобной программе. Она предусматривает поэтапную, рассчитанную до 2004 года, реконструкцию жилого фонда столицы, переселение тысяч семей горожан в новые квартиры с последующей застройкой территорий, освободившихся в результате сноса ветхих и отслуживших свой срок домов, современными функционально эффективными строениями.  Около 700 млрд. рублей потратили городские власти в интересах программы в 1996 году, что позволило переселить в новые квартиры более 3 тысяч семей. Средние ежегодные затраты по программе ликвидации ветхого жилого фонда должны составлять с 1997 года примерно 1 триллион рублей.  Будь эта программа единственной в активе Казани, она уже принесла бы ее разработчикам, исполнителям и координаторам искреннюю благодарность и уважение горожан и, возможно, всероссийскую известность. Сегодня в Казани осуществляются и другие серьезные проекты. Среди них строительство в городе многопрофильного клинического лечебно-диагностического центра на 600 коек. Его основной специализацией станут сердечно-сосудистые заболевания, сосудистые заболевания мозга, злокачественные заболевания крови. Администрация города уже вышла с предложением включить финансирование данного центра в федеральную целевую программу «Санитарно-эпидемиологическое благосостояние России», учитывая что центр должен стать самым современным и крупным клинико-диагностическим комплексом в Поволжье.  Для ввода в строй центра требуется на сегодняшний день около 45 млрд. рублей, что составляет не более 25 процентов от вложенных городом в это строительство средств.  Еще один проект, который на устах жителей города, это строительство метро. Программа ввода в строй в столице Татарстана линии метрополитена является слишком серьезной, затратной и, безусловно, длительной, чтобы уже сегодня говорить о конкретных сроках ее реализации. Таковые, впрочем, существуют, а учитывая очень высокий уровень ответственности городских властей перед жителями Казани, можно не сомневаться, что сроки будут соблюдены. Главное же, что метро должно кардинально решить на ближайшие годы и десятилетия транспортную проблему столицы республики, и отнюдь не рассматривается городскими властями как некий престижный атрибут миллионного города.  Каждая из перечисленных городских программ, в том числе уже имеющих выход на республиканский и даже российский уровень, достаточно обременительна для городского бюджета. Ходить с протянутой рукой, пытаться латать дыры городской казны за счет малочувствительных дотаций, считает мэр Казани, тоже не выход. Необходимо создание действенных экономических механизмов, способных возродить промышленный потенциал города, обеспечить производство конкурентоспособных товаров и гарантировать приток в городскую казну стабильно высоких налоговых поступлений.
  ДОРОГА В РЫНОК БЕЗ УХАБОВ
 Путь в рыночную экономику даже при самых благих намерениях, глубоком экономическом анализе и смелом событийном прогнозе, как правило, розами не усыпан, щедр на неприятности и равнодушен к неудачникам. Исключения в масштабе будь то отдельных стран, регионов или городов, лишь подтверждают правило, хотя список их время от времени пополняется новыми именами и названиями. О Казани в этой связи пока говорят мало, но «казанский феномен» если не как явление, то как отдельный факт экономического развития уже имеет право на жизнь. Он обязан этим правом прагматичной политике татарстанского «мягкого вхождения в рынок», в результате которого общее падение объемов производства в городе было ниже, чем в целом по большим городам Российской Федерации. Лишь за первое полугодие индекс физического объема промышленного производства составил 101,3 процента.  «Положительный» полугодовой финиш Казани, по мнению городских властей, экономистов и аналитиков, пока всего лишь тенденция стабилизации в производственной сфере города. Однако она очень важна с психологической точки зрения, Это позволяет, во-первых, повысить общеэкономический рейтинг Республики Татарстан и ее столицы. Во-вторых, стимулирует привлечение инвестиций в материальную сферу. В-третьих, укрепляет веру руководителей предприятий в реальную возможность их экономического роста при реструктуризации производства в соответствии с требованиями рыночной экономики.  Рост объема промышленного производства в Казани, безусловно, главный, но не единственный показатель эффективности политики «мягкого вхождения в рынок». Серьезный импульс получило в Казани предпринимательство. Если в начале прошлого года анализ, проведенный городскими властями, свидетельствовал о практически полной потере интереса работоспособного населения города к этой сфере деятельности, то сегодня ситуация изменилась полярно. После принятия 23 апреля 1996 года специального постановления о поддержке предпринимательской деятельности, количество малых предприятий достигло на 1 июля 1997 года в Казани 10 тысяч, что составляет примерно 50 процентов от общего числа в республике. Более 3 млрд. рублей в квартал таков сегодня налоговый вклад предпринимателей в городской бюджет.  Как вполне удовлетворительные оцениваются администрацией города итоги приватизации. Эта работа еще не закончена, но уже на нынешнем этапе город имеет возможность оперировать многомиллиардными суммами на рынке акций приватизированных предприятий.  В Казани ощутимо изменилась криминогенная обстановка, уменьшается число преступлений, повышается уровень их раскрываемости.  В новый век и в новое тысячелетие Казань идет с новой программой   социально-экономического развития города до 2001 года. Главная ее проблема, не трудно догадаться, финансирование.  Несмотря на внушительную «цену» программы 18,4 трлн. рублей, мэр и его команда уверены, что она реальна, выполнима и объективна. Она требует работы, увы, тяжелой. А где же ее взять, легкую? Про свой девятый уже год во главе администрации Казани мэр Исхаков тоже сказал: «Тяжелый год». Чем он запомнился? Сотнями встреч с горожанами, где часто приходится отказывать и терпеливо объяснять, почему? Крохотным двухнедельным отпуском, больше которого Исхаков уже годы не может себе позволить? Всемирным конгрессом татар, где каждый из приехавших в Казань гостей обязательно вспомнит, кто готовил город к встрече?  Всем этим и, наверное, многим другим, что делает каждый год жизни города памятным и трудным, счастливым и добрым, из чего складывается жизнь.