Охрана окружающей среды

Деятельность службы государственного ветеринарного контроля.

В рамках Программы оздоровления окружающей среды г.Казани проведен ряд природоохранных мероприятий: для прекращения выбросов высокотоксичных свинецсодержащих соединений с 1998 года в Казань поступает только неэтилированный бензин; проведена наладка механизмов сжигания топлива на котлоагрегатах ТЭЦ-1; внедрены ультразвуковые горелки на ТЭЦ-3. Введена в эксплуатацию станция диагностики при ГИБДД для осуществления регулировки и наладки автотранспортных средств.
Проведены меропрития по оздоровлению и благоустройству озер Лебяжье, Кабан, протоки Булак и реконструкции 1-ой очереди БОС ОАО КОМЗ.
Введн в эксплуатацию фильтр-пресс TRIGE для уменьшения объема образующегося осадка на городских очистных сооружениях. Продолжались работы по строительству 2-го пускового комплекса 5-ой очереди Волжского водозабора, строительство Северного и Восточного водопроводных узлов. Эффективность городских очистных сооружений по основным загрязнителям доведена до 95%.
Проведены мероприятия по оздоровлению Самосыровской свалки и частичная рекультивация на Кадышевской свалке отходов. Закончена установка шведского высокоэффективного оборудования по утилизации ртутных лампп. Установка по очистке ртути была смонтирована еще в 1998г.
Проводилась целенаправленная работа по очистке территории города и пригородной зоны от несанкционированных свалок. Из выявленных 445 свалок 427 ликвидировано.
В числе неотложных мер необходимо проведение ряда мероприятий по обеспечению города экологически чистой питьевой водой, строительство нового полигона для складирования обезвоженного осадка городских очистных сооружений, завершение реконструкции очистных сооружений КОМЗ, канализование поселков, включенных в черту города, очистка ливневых стоков, отводимых с территории города.
Пока отсутствует четкое решение проблемы размещения и утилизации твердых бытовых отходов, медленно продвигается вопрос строительства завода по переработке твердых бытовых отходов. Нет ни одного полигона для складирования снега с локальной системой очистки. Не в полной мере используются потенциальные возможности предприятий-заготовителей вторсырья. Не ведутся работы по созданию рекреационного лесного пояса вокруг города Казани.

 

Главным звеном экономического механизма проиродопользования является Экологический фонд. За 1999 год Казанским представительством собрано более 54 млн.руб., из которых большую часть составляют платежи за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.
За счет средств, собранных фондом в пршедшем году, профинансировано более 50 природоохранных мероприятий. Среди них и мероприятия, которые входят в республиканские программы "Чистый воздух", "Питьевая вода", "Утилизация и переработка отходов" и т.д.
При участии средств Экофонда финансируются такие крупные объекты, как строительство корпуса переработки ТБО завода вторресурсов, объектов водоснабжения и канализации КУП "Водоканал", здания осушки и обезвоживания осадка на заводе "Серго", комплекса очистных сооружений и цеха по переработке шлама на ТЭЦ-1. Средства фонда участвуют в реализации различных республиканских программ, направленных на улучшение экологических условий в городе Казани, в частности по программе "Свой дом" профинансированы работы по строительству объектов водоснабжения в Авиастроительном, Приволжском и Советском районах города Казани.

 

Борис ПЕТРОВ, директор Экологического фонда Республики Татарстан

На протяжении многих десятилетий на территории республики выкачивалась нефть из недр, вырубались леса, промышленностью и сельским хозяйством загрязнялись реки и озера, И все это время раздавались призывы: надо беречь природу! Но только с недавних пор поняли, что надо не выдвигать лозунги, а создавать механизм, благодаря которому было бы не выгодно загрязнять и можно было бы компенсировать природе то, что у нее отняли,
В 1999 году Экологическому фонду Республики Татарстан исполнилось 6 лет, Много это или мало? Мало, потому что мы, по большому счету, только начали работать, а экологических проблем в Республике - масса. И много, поскольку удалось сделать главное:
сформировать в Республике экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды и, что, может быть, даже важнее - сформировать у хозяйствующих субъектов идеологию: за нанесение природе вреда нужно платить. Платить для того, чтобы этот вред можно было компенсировать. Долг каждого - заботиться о природе. Не можешь сам - заплати, чтобы это сделали другие, хотя платежи - не освобождают от ответственности за нарушения, а дают возможность компенсировать причиненный ущерб.
Некоторые сетуют: вот, государство ввело еще один налог с производителей, Но, во-первых, платежи в Экофонд нельзя считать налогом в полном смысле. База этих платежей - не финансовая, а технологическая, она зависит от объема выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ, потребления природных ресурсов и может изменяться в зависимости от технологического режима предприятия. А, во-вторых, достаточно взглянуть на экологическую карту Республики, чтобы понять: экологическая проблема - одна из самых важных для Татарстана на сегодняшний день. Ведь только пять (!) процентов территории республики (Агрызский и Рыбнослободский районы) можно считать зоной с удовлетворительной экологической обстановкой. В остальных положение тревожное, напряженное или тяжелое. Если не исправить это сейчас, то в ближайшем будущем никакие усилия и финансовые вливания не помогут восстановить экологический баланс.
Экологический фонд Республики Татарстан - это своего рода "касса", из которой финансируются практически все природоохранные программы республики. За время, прошедшее с момента создания фонда в 1993 году, он превратился в солидный финансовый институт с разветвленной сетью представительств, с увеличивающимися год от года объемами поступлений и, соответственно, расходами на экологические программы. В современных условиях работа Экофонда - это гарантии того, что наши дети будут жить в нормальной экологической обстановке, пить чистую воду, дышать чистым воздухом...