Высшее образование: итоги и перспективы.

В настоящее время в Российской Федерации подведены основные итоги приема в ВУЗы 1999 года. Цифры показывают, что конкурс в ВУЗы был в целом выше, чем в предшествующие годы. Наиболее высокий конкурс отмечен в МГУ им. Ломоносова (4,6 - 15 человек на место в зависимости от специальности), МГИМО (7-12 человек на место). Финансовой академии (7 человек на место), Высшей школе экономики (от 2,7 до 10), Московской государственной юридической академии (до 15 человек на место), а так же в РЭА им. Плеханова, РГГУ, МГТУ им. Баумана и МФТИ.
Всего в России сейчас 3,4 миллиона студентов (в 1992 году было 2,6 миллиона). В ВУЗы поступило более 25 процентов всех школьников (раньше -не более 18%), студентами стали 506,3 тысячи человек.
В Республике Татарстан на начало 1999/2000 учебного года насчитывалось 21 государственное высшее учебное заведение, в том числе 9 университетов и 4 академии, и 10 филиалов государственных ВУЗов. За исключением Альметьевского нефтяного института. Татарского государственного гуманитарного института и Татарско-американского регионального института ВУЗы финансируются федеральным бюджетом. Государственные ВУЗы расположены по территории республики неравномерно - большинство из них находится в г. Казани. Ряд самостоятельных ВУЗов и филиалы казанских ВУЗов находятся в гг. Набережные Челны, Нижнекамске, Елабуге, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Чистополе и т.д.
В государственных ВУЗах в 1999/2000 учебном году обучается 93381 студент (на 14,1% больше, чем в 1998/99 учебном году), в том числе на дневных отделениях - 62185 человек (на 11,2% больше, чем в 1998/99 учебном году). С полным возмещением затрат в этих ВУЗах обучаются 22099 студентов (23,7% от общей их численности). На 10 тыс. человек населения приходится 247 студентов, обучающихся в государственных и муниципальных ВУЗах (в 1997/98 учебном году - 198). В среднем по России этот показатель составляет 246 студентов.
На начало 1999-2000 учебного года в республике также действует 21 негосударственный ВУЗ (в том числе филиалы), имеющий лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего образования. В 1999/2000 учебном году обучается 14,1 тыс. студентов. Это в 1,3 раза больше, чем в 1998/99 учебном году.
В последние годы наметилась устойчивая тенденция повышения интереса молодежи к получению качественного высшего образования и увеличился конкурс при поступлении в ВУЗы. В период с 1992 по 1998 г. количество поступивших в ВУЗы республики возросло в полтора раза. В 1999 г. из 54 тыс. абитуриентов зачислено 23467 (43,5% от общего числа сдававших приемные экзамены). В 1999 г. конкурс в ВУЗы республики на дневные отделения составил 3,2 человека на 1 место, на вечерние - 3,1, на заочные - 2,6.
Структура подготовки специалистов по данным 1998 г. содержит более 80 направлений высшего профессионального образования и более 200 специальностей. За последние три года открыто более 10 новых специальностей.
Из общего числа студентов 2,6 миллиона - это "бюджетники", причем их число выросло на 3%, остальные - "платники". В целом по РФ на 10 тысяч человек населения приходится 350 учащихся ВУЗов и техникумов в т.ч. 246 студентов ВУЗов, (США - 520 студентов на 10 тысяч населения).
В отличие от России, в республике значительно (более 88% от общего числа студентов) преобладают учащиеся государственных ВУЗов. Однако темпы роста количества студентов в государственных ВУЗах отступают от темпов увеличения учащихся в коммерческих ВУЗах. Так, за период с 1998 по 1999 г.г. число учащихся в государственных ВУЗах выросло на 11%, тогда как количество негосударственных студентов за это же время выросло почти в 1,5 раза. Всего в РТ на 10 тысяч населения приходится 383 учащихся ВУЗов и техникумов (почти на 10% больше, чем в среднем по РФ), в том числе 246 студентов ВУЗов.
Следует отметить, что из-за сложной демографической ситуации в ближайшие 2-3 года число детей в школах России и Татарстана уменьшиться почти на 33%. А к 2009 году на 1700 тысяч мест в ВУЗах и учреждениях профобразования России будет приходится лишь 1300 тысяч абитуриентов. Причем в ряде регионов РФ - Москве, Петербурге, Московской области, Карелии и ряде других такая ситуация настанет уже через 4 года. Исходя из этого. Министерство образования РФ планирует, что когда число мест в ВУЗах будет равно числу выпускников школ, все желающие получают возможность поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов. Как отметил в своем выступлении Министр образования России Владимир Филиппов, на смену вступительным экзаменам должна прийти система тестов. В этом случае появится возможность реализовать равные права всех выпускников школ на получение высшего образования, а ВУЗы получат возможность в зависимости от своей "востребованности" набирать себе нужных студентов. Эта система широко распространена на Западе, дает максимально объективную оценку уровня знаний испытуемого и способствует росту образованности общества в целом.
Особо следует сказать о коммерческих или негосударственных ВУЗах. Их появление во многом было вызвано существовавшим перекосом между перечнем специальностей, по которым готовят в государственных ВУЗах и изменившимися требованиями на рынке труда. Так, почти половина выпускников российских ВУЗов получает специальности в области естественных и технических наук. Только 25% студентов изучают право, экономику и социальные науки. В то же время для нормальной работы рыночной экономики пропорция должна быть обратной - вполне достаточно 20-25% инженеров в числе выпускников ВУЗов. Эту диспропорцию в системе официального образования и начали активно устранять негосударственные ВУЗы. Так, в целом по России более 750 тысяч человек получают образование за деньги. Лидируют специальности: юриспруденция - 18,6% от общего числа имеющих лицензию негосударственных ВУЗов; менеджмент - 17,3%; бухучет - 12,4%; экономика - 10,4%; лингвистика - 8,3%; финансы и кредит - 7,9%; психология и социология - 7,8%. Как видно из приведенных данных, негосударственные ВУЗы активно восполняют пробелы в подготовке специалистов в бюджетных ВУЗах. Надо заметить, что преимуществом коммерческих учебных заведений остается гибкость в образовательных программах, возможность приглашения уникальных преподавателей "со стороны", индивидуальные занятия и маленькие - по 5-10 человек группы. Тем не менее, по мере сближения количества выпускников школ с числом бесплатных мест в ВУЗах перспективы платного образования будут под большим вопросом- Так, Российская Ассоциация негосударственных ВУЗов официально заявляет, что через 5-7 лет останется не более 20
- 30 % коммерческих учебных заведений, которые выживут в конкурентной борьбе и смогут предложить нечто эксклюзивное на рынке образовательных услуг.
Особое место в выборе учебного заведения играет не хорошее образование, которое можно получить в ВУЗе, а те возможности, которое оно открывает на рынке труда. Поэтому важно при выборе учебного заведения учесть будущую востребованность желанной специальности. По данным Российских рекрутинговых агентств и материалам газеты "Коммерсанта", "Комсомольская правда", "горячая десятка" лучших профессий выглядит следующим образом: коммерческий и финансовый директор; главный и просто бухгалтер;
аудитор, юрист, логистик, менеджер - по продажам, по маркетингу и рекламе и секретарь- референт. Однако при выборе профессии важно учитывать и меняющуюся ситуацию на рынке труда - так, очевидно что наряду с большим числом безработных специалистов банков и инвестиционных компаний, торговых представителей и туристических агентов добавятся из-за их "перепроизводства" юристы и бухгалтеры, особенно выпускники "молодых" коммерческих ВУЗов. По городу Казани по данным отдела молодежной занятости КГЦТиЗ из 12 государственных ВУЗов, предоставивших сведения, лучше всего с трудоустройством дело обстоит в КГАКИ, КГСХА, КЭИ и консерватории
- на 1.11.1999 г. почти все их выпускники нашли работу. Неплохо трудоустраиваются и выпускники КФЭИ, КГАСА, КГМУ и Ветеринарной академии -здесь процент нашедших работу колеблется от 98% до 97%, Близко к ним стоит и КГПУ. Надо заметить, что для вышеназванных учебных заведений проблема неустроенности связана больше не с невостребованностью данной профессии, а территориальными диспропорциями в желании выпускника и фактическим местом потенциальной работы. Так, при общей нехватке врачей и учителей на селе их значительный избыток в столице РТ. Тройку ВУЗов, имеющих самое большое число нетрудоустроенных молодых специалистов возглавляет КГУ, где по официальным данным отдела кадров в 1999 году трудоустроен лишь один выпускник из десяти. Далее с большим отрывом идет КГТУ (КХТИ) - трудоустроено почти 2/3 выпускников и КГТУ (КАИ) - около % молодых специалистов этого ВУЗа к ноябрю 1999 г. работали. Можно надеяться, что предпринимаемые сегодня всеми ВУЗами города меры по налаживанию контакта с работодателями по трудоустройству своих выпускников позволяет повысить востребованность их выпускников.
Если же подойти к этому вопросу с другой стороны и рассматривать ситуацию с распределением на работу специалистов, окончивших дневные отделения высших учебных заведений по направлениям и группам специальностей, то по последним данным Госкомстата РТ, наибольший процент не получивших направление на работу приходился на профессии: наземные транспортные средства - 88,8%, машиностроение и металлообработка - 80,4%, геодезия и картография - 66,7%, приборостроение - 55,6%, экология и природопользование - 50% и электротехника - 42%. Довольно большую группу образуют группы специальностей, в которой без работы остались от 1/3 до 1/4 всех выпускников. Это, например, большинство естественно - научных специальностей, автоматика и управление, вычислительная техника. В целом же по всем направлениям и специальностям без работы остался каждый шестой выпускник. Хотелось бы еще добавить, что какое - то количество безработных образуют и специалисты модных и перспективных профессий - например, экономика и управление дала почти 20% молодых безработных, архитектура -около 17%, юриспруденция и социология - 12,5% и т.д.
К сожалению, анализ динамики объемов выпуска специалистов ВУЗами показал, что не всегда падение спроса на ту или иную специальность сопровождается аналогичным снижением количества выпускников данной профессии. Например, по специальности "машиностроение" без работы останется 4 из 5 выпускников, и выпуск по данной профессии за 1997 - 1998 г.г. вырос в 1,1 раза. Это еще раз говорит о существующем отставании профиля подготовки от требований современного рынка труда.
Еще более серьезно стоит проблема трудоустройства выпускников техникумов. Здесь из года в год снижается процент выпускников, получивших направление на работу: 1995 г. - 60,6%; 1996 г. - 55,3%; 1997 г. - 55,0% и 1998 г. - 47,1% (по материалам Госкомстата РТ). Перечень специальностей, по которым возникают сложности с трудоустройством, во многом похож на аналогичные ВУЗовские специальности.
Но особенно парадоксальным выглядит тот факт, что почти каждый четвертый выпускник ПТУ не нашел себе работу после окончания учебы. И это при том, что на начало 2000 года в РТ было 12,6 тысяч свободных вакансий, причем около 80% из них - по рабочим специальностям.
Поэтому выбирая профессию сегодня, следует еще и еще раз оценить ее потенциальную нужность завтра. По нашему мнению, в ближайшие годы по-прежнему будет "в цене" профессия экономиста, хорошего бухгалтера, аудитора, дипломированного специалиста по страхованию и т. п. Останется востребованной и профессия юриста, но из числа выпускников уважаемых учебных заведений с богатыми традициями. Благодаря оживлению отечественного товаропроизводителя ожидается рост спроса на инженеров, причем самого разнообразного профиля. Растет спрос на программистов, специалистов по телекоммуникациям и информационным технологиям. Всегда будут нужны учителя (но с уклоном на знание 2-х государственных языков), врачи, специалисты химии и нефтехимии, сельского хозяйства, строительства и транспорта.
В 1999 году услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в органах труда и занятости республики получили свыше 60 тысяч граждан. Оказана помощь в профессиональном самоопределении свыше 13 тысячам учащихся и выпускников образовательных учреждений. На необходимость и важность профориентационной работы с безработной и учащейся молодежью особо указал Президент Республики Татарстан Минтимер Шарипович Шаймиев при посещении Чистопольского центра труда и занятости.
Одной из задач, поставленных перед органами труда и занятости, является развитие кадровой политики в республике. С этой целью Госкомтруд принял непосредственное участие в подготовке двух важных постановлений:
"О мерах по реализации государственной кадровой политики в отраслях экономики Республики Татарстан" и "О формировании объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования Республики Тагарстан",принятых Кабинетом Министров в прошлом году. Реализация этих документов потребует слаженных совместных действий работодателей, учебных заведений, администраций городов и районов, министерств, госкомитетов, ведомств. Впервые в Российской Федерации разработана нормативная база по проведению профессионально-квалификационной структуры кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Этот механизм направлен на обеспечение развития кадрового потенциала республики, предупреждение потенциальной безработицы, обеспечение востребованности выпускников учреждений профессионального образования.