НКЦ "КАЗАНЬ".

Национальный культурный центр «Казань» - уникальное многопрофильное культурологическое учреждение Казани сочетающее в себе:
-Музей национальной культуры,
-Культурно-массовый и концертный комплексы.
-Был создан на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина в 1991 году, а в 1992 году был открыт Музей национальной культуры, как составная часть НКЦ «Казань», включающий в себя отделы татарской истории, литературы и искусства. Фонд музея - около 28 тысяч единиц хранения, является универсальным, многопрофильным, охватывающим основные грани понятия «духовная и материальная культура».
Музей национальной культуры осуществляет целенаправленное комплектование фонда, в стратегию которого входят идея сохранения и развития культурного потенциала своего региона и превращения музея в место общения и диалога культур. С этой целью приобретается наследие известных людей, живших на земле Татарстана: художника Б. Урманче, общественного деятеля В.И. Ленина, ученого-медика К. Фукса, певца и артиста Ф.И. Шаляпина.
Сегодня НКЦ «Казань» имеет несколько филиалов:
• Музей Б. Урманче
• Музей В.И. Ленина в Казани
• Музей В.И. Ленина в Кокушкино
• Филиал «Чулпан»
• Дом дружбы народов
Экспозиции Музея национальной культуры, расположенные в трех залах общей площадью 2600 кв.м, знакомят посетителей с историческими, этнографическими и культурными раритетами, произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства народов Татарстана и мировой татарской диаспоры.
Национальный культурный центр - исторический, образовательный центр, в котором чисто музейная, научная работа по собиранию, изучению и экспонированию музейных памятников сочетается с эстетическим воспитанием зрителя и, прежде всего , молодежи, с пропагандой духовного и материального наследия татарского народа: искусства, ремесел, национальных обычаев и традиций.
НКЦ «Казань» располагает киноконцертным залом на 300 посадочных мест, выставочным залом площадью 408 кв. м., аудиториями на 30-60 человек.

Имея неплохую материальную базу НКЦ «Казань» разрабатывает комплексные синтетические программы культурно-зрелищного направления на концептуальной основе. Такие как:
Праздник независимости Республики Татарстан
Детский праздник, посвященный Международному Дню защиты детей
Фестиваль поэзии
Фестиваль детской песни о Казани
Осенний вернисаж
Праздник Новогодней елки и т.д.

План выставок и других мероприятий на II полугодие 1999 года.
• «Древняя Казань» с участием крупнейших музеев Казани, Москвы и Санкт-Петербурга. Июнь-сентябрь.
• Международный фестиваль поэзии «Казань - Сад поэзии» (творчество татарских поэтов начала XX века и современная, поэтическая школа Казани).
Август.
• Конференция « Культура Татарстана на рубеже III-го тысячелетия, ретроспекции и прогнозы» совместно с Академией наук РТ.
Сентябрь.
Конференция завершится «круглым столом» с обсуждением вопроса статуса Музея национальной культуры и его места в инфраструктуре учреждений культуры города и республики с приглашением ученых, музейных сотрудников, представителей общественности, прессы.
• «Восток - сегодня», (г. Ташкент) Групповая выставка татарских художников Узбекистана.
Октябрь.
• «Здравствуй, лошадь». Групповая выставка художников Татарстан.
• Скульптура Батик. Макраме. Групповая выставка художников Башкортостана.
Октябрь.
• Искусство III-го тысячелетия. Современное искусство молодых художников Татарстана. Живопись, графика, Декоративно-прикладное искусство.
Декабрь.
• Шаляпинский вечер (ко дню открытия памятника Шаляпину в Казани).
• Шоу-программа вечеров и дискотек для молодежи и для разных контингентов зрителей, с участием солистов творческих коллективов КФО «Идель».


Музей национальной культуры при Национальном культурном центре «Казань»
Музей национальной культуры создан на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина в 1992 году. Музей является структурным подразделением НКЦ «Казань» и размещается в трех экспозиционных залах общей площадью 2,6 тыс. кв. м. Сегодня это одно из интенсивно развивающихся музейных объединений, сориентированный на тип национальной сокровищницы, где активные ретроспективные тенденции по реконструкции истории сочетаются с задачами комплектования и экспонирования современного искусства. Музей имеет концептуальную установку на целостное воссоздание эпохи, объединяя памятники-уникумы и историко-художественные комплексы. Наряду с подлинниками демонстрируются научные реконструкции, реплики и высокохудожественные копии, например, ансамбли одежды и снаряжений воинов - комплекс, воссозданный М. Гореликом, «Воины Евразии», «Тронный зал казанских ханов» или «Государственные раритеты Казани», «Библиотека Суюмбике» и другие. Научным коллективом проводится большая работа по изучению и возвращению навсегда утерянных и мигрировавших в другие коллекции памятников этнополитической и духовной истории татарского народа различных этапов и разных мест их локализации (культуры гуннов, тюрков, отдельных раритетов булгар, Казани). «Казаневедение» оформилось здесь в целое направление. С подлинным профессионализмом на основе древних технологий воссозданы такие значительные памятники художественной культуры Казани, как первый по времени найденный здесь «казан» - котел, раскрывающий одну из мифологических версий происхождения города; знаменитая «Казанская шапка», или государственной корона казанских ханов. Разрабатываются версии ханского трона, упоминаемых в летописях и исторических документах «Булавы Мухаммеда Эмина», государственного щита, походных карт, знамени, одежды воинов и знати, представителей духовенства... Строительство экспозиции музея сопровождается также созданием живописно-монументальных панно, архитектурно-скульптурных композиций, диорам, где находят отображение важнейшие вехи и факты на путях формирования
Казани как средневекового города и столицы татарского этноса. Это - «Шелковый путь», «Столица Кубрата - Фанагория», «Великий Биляр», «Светозарная Казань». В своей экспозиционной деятельности, нацеленной на освоение современной практики музейного строительства, Музей национальной культуры стремится создать настоящий театр истории, призванный дать яркое художественно-образное, романтическое представление о прошлом, его влекущих событиях и личностях.
Закономерно, что, согласно времени формирования музея, доминирующую роль в составе коллекции Музея национальной культуры играет современное татарское искусство экстерриториального направления, объединяющее творческие силы Татарстана и татарской диаспоры. Художники различных регионов и стилевых течений плодотворно работают в области исторической темы, создавая этнографическую и романтическую национальную картину на исторические сюжеты, «народные сцены» и батальный жанр, картины в духе «неоакадемизма» (Р. Загидуллин. «Древняя Казань. XVI в.», «Защитники Казани»; Н. Хазиахметов «Суюмбика», «Колыбель Утямыша; Ф. Халиков. Реконструкции Казани X-XVI в. (по научной версии Д. Хафизова), «Казань середины XVI в.», «Взятие Казани» и другие.
За короткий, но яркий отрезок своего существования музей сумел приобрести ряд уникальных археологических, археографических и этнографических экспонатов. Они иллюстрируют различные стороны торгово-экономической, политической и духовной жизни региона, а также духовные, культурно-экономические, конфессиональные связи Казани. Красоту и уникальность художественного наследия народа утверждают найденный на территории древней Булгарии, в восточном Закамье, клад позднесасанидского серебра VIII - DC вв., (так называемый «Чулманский клад»); признанный кладом мирового значения «Каратунский клад» золотоордынских монет эпохи Тохтамыша в количестве 28500 монет, чеканенных в восьми городах государства Золотая орда; татарская филигрань («бугорчатая скань») булгарского времени и XVIII-XIX столетий (поясные застежки с инкрустированными самоцветами из коллекции татарского историка и просветителя Ш. Марджани); серебряные коранницы, рукописные Кораны XVin-XDC вв., шамаили.
К числу сенсационных приобретений музея следует также отнести парсуну неизвестного художника «Царица Суюмбика с сыном» XVI-XVII вв., репродукции с которой широко представлены в различных изданиях и фондах республики, научной атрибуцией и детальным изучением которой в настоящее время работает научный коллектив музея.