Национальный
культурный центр «Казань» - уникальное многопрофильное культурологическое учреждение
Казани сочетающее в себе:
-Музей национальной культуры,
-Культурно-массовый и концертный комплексы.
-Был создан на базе Казанского филиала Центрального музея
В.И. Ленина в 1991 году, а в 1992 году был открыт Музей национальной культуры,
как составная часть НКЦ «Казань», включающий в себя отделы татарской истории,
литературы и искусства. Фонд музея - около 28 тысяч единиц хранения, является
универсальным, многопрофильным, охватывающим основные грани понятия «духовная
и материальная культура».
Музей национальной культуры осуществляет целенаправленное
комплектование фонда, в стратегию которого входят идея сохранения и развития культурного
потенциала своего региона и превращения музея в место общения и диалога культур.
С этой целью приобретается наследие известных людей, живших на земле Татарстана:
художника Б. Урманче, общественного деятеля В.И. Ленина, ученого-медика К. Фукса,
певца и артиста Ф.И. Шаляпина.
Сегодня НКЦ «Казань» имеет несколько филиалов:
• Музей Б. Урманче
• Музей В.И. Ленина в Казани
• Музей В.И. Ленина в Кокушкино
• Филиал «Чулпан»
• Дом дружбы народов
Экспозиции Музея национальной культуры, расположенные в
трех залах общей площадью 2600 кв.м, знакомят посетителей с историческими, этнографическими
и культурными раритетами, произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного
искусства народов Татарстана и мировой татарской диаспоры.
Национальный культурный центр - исторический, образовательный
центр, в котором чисто музейная, научная работа по собиранию, изучению и экспонированию
музейных памятников сочетается с эстетическим воспитанием зрителя и, прежде всего
, молодежи, с пропагандой духовного и материального наследия татарского народа:
искусства, ремесел, национальных обычаев и традиций.
НКЦ «Казань» располагает киноконцертным залом на 300 посадочных
мест, выставочным залом площадью 408 кв. м., аудиториями на 30-60 человек.
Имея неплохую материальную базу
НКЦ «Казань» разрабатывает комплексные синтетические программы культурно-зрелищного
направления на концептуальной основе. Такие как:
Праздник независимости Республики Татарстан
Детский праздник, посвященный Международному Дню защиты
детей
Фестиваль поэзии
Фестиваль детской песни о Казани
Осенний вернисаж
Праздник Новогодней елки и т.д.
План выставок и других мероприятий
на II полугодие 1999 года.
• «Древняя Казань» с участием крупнейших музеев Казани,
Москвы и Санкт-Петербурга. Июнь-сентябрь.
• Международный фестиваль поэзии «Казань - Сад поэзии»
(творчество татарских поэтов начала XX века и современная, поэтическая школа
Казани).
Август.
• Конференция « Культура Татарстана на рубеже III-го тысячелетия,
ретроспекции и прогнозы» совместно с Академией наук РТ.
Сентябрь.
Конференция завершится «круглым столом» с обсуждением
вопроса статуса Музея национальной культуры и его места в инфраструктуре учреждений
культуры города и республики с приглашением ученых, музейных сотрудников, представителей
общественности, прессы.
• «Восток - сегодня», (г. Ташкент) Групповая выставка
татарских художников Узбекистана.
Октябрь.
• «Здравствуй, лошадь». Групповая выставка художников
Татарстан.
• Скульптура Батик. Макраме. Групповая выставка художников
Башкортостана.
Октябрь.
• Искусство III-го тысячелетия. Современное искусство
молодых художников Татарстана. Живопись, графика, Декоративно-прикладное искусство.
Декабрь.
• Шаляпинский вечер (ко дню открытия памятника Шаляпину
в Казани).
• Шоу-программа вечеров и дискотек для молодежи и для
разных контингентов зрителей, с участием солистов творческих коллективов КФО
«Идель».
Музей национальной культуры
при Национальном культурном центре «Казань»
Музей национальной культуры создан
на базе Казанского филиала Центрального музея В.И. Ленина в 1992 году. Музей является
структурным подразделением НКЦ «Казань» и размещается в трех экспозиционных залах
общей площадью 2,6 тыс. кв. м. Сегодня это одно из интенсивно развивающихся музейных
объединений, сориентированный на тип национальной сокровищницы, где активные ретроспективные
тенденции по реконструкции истории сочетаются с задачами комплектования и экспонирования
современного искусства. Музей имеет концептуальную установку на целостное воссоздание
эпохи, объединяя памятники-уникумы и историко-художественные комплексы. Наряду
с подлинниками демонстрируются научные реконструкции, реплики и высокохудожественные
копии, например, ансамбли одежды и снаряжений воинов - комплекс, воссозданный
М. Гореликом, «Воины Евразии», «Тронный зал казанских ханов» или «Государственные
раритеты Казани», «Библиотека Суюмбике» и другие. Научным коллективом проводится
большая работа по изучению и возвращению навсегда утерянных и мигрировавших в
другие коллекции памятников этнополитической и духовной истории татарского народа
различных этапов и разных мест их локализации (культуры гуннов, тюрков, отдельных
раритетов булгар, Казани). «Казаневедение» оформилось здесь в целое направление.
С подлинным профессионализмом на основе древних технологий воссозданы такие значительные
памятники художественной культуры Казани, как первый по времени найденный здесь
«казан» - котел, раскрывающий одну из мифологических версий происхождения города;
знаменитая «Казанская шапка», или государственной корона казанских ханов. Разрабатываются
версии ханского трона, упоминаемых в летописях и исторических документах «Булавы
Мухаммеда Эмина», государственного щита, походных карт, знамени, одежды воинов
и знати, представителей духовенства... Строительство экспозиции музея сопровождается
также созданием живописно-монументальных панно, архитектурно-скульптурных композиций,
диорам, где находят отображение важнейшие вехи и факты на путях формирования
Казани как средневекового города и столицы татарского этноса.
Это - «Шелковый путь», «Столица Кубрата - Фанагория», «Великий Биляр», «Светозарная
Казань». В своей экспозиционной деятельности, нацеленной на освоение современной
практики музейного строительства, Музей национальной культуры стремится создать
настоящий театр истории, призванный дать яркое художественно-образное, романтическое
представление о прошлом, его влекущих событиях и личностях.
Закономерно, что, согласно времени формирования музея, доминирующую
роль в составе коллекции Музея национальной культуры играет современное татарское
искусство экстерриториального направления, объединяющее творческие силы Татарстана
и татарской диаспоры. Художники различных регионов и стилевых течений плодотворно
работают в области исторической темы, создавая этнографическую и романтическую
национальную картину на исторические сюжеты, «народные сцены» и батальный жанр,
картины в духе «неоакадемизма» (Р. Загидуллин. «Древняя Казань. XVI в.», «Защитники
Казани»; Н. Хазиахметов «Суюмбика», «Колыбель Утямыша; Ф. Халиков. Реконструкции
Казани X-XVI в. (по научной версии Д. Хафизова), «Казань середины XVI в.», «Взятие
Казани» и другие.
За короткий, но яркий отрезок своего существования музей
сумел приобрести ряд уникальных археологических, археографических и этнографических
экспонатов. Они иллюстрируют различные стороны торгово-экономической, политической
и духовной жизни региона, а также духовные, культурно-экономические, конфессиональные
связи Казани. Красоту и уникальность художественного наследия народа утверждают
найденный на территории древней Булгарии, в восточном Закамье, клад позднесасанидского
серебра VIII - DC вв., (так называемый «Чулманский клад»); признанный кладом мирового
значения «Каратунский клад» золотоордынских монет эпохи Тохтамыша в количестве
28500 монет, чеканенных в восьми городах государства Золотая орда; татарская филигрань
(«бугорчатая скань») булгарского времени и XVIII-XIX столетий (поясные застежки
с инкрустированными самоцветами из коллекции татарского историка и просветителя
Ш. Марджани); серебряные коранницы, рукописные Кораны XVin-XDC вв., шамаили.
К числу сенсационных приобретений музея следует также отнести
парсуну неизвестного художника «Царица Суюмбика с сыном» XVI-XVII вв., репродукции
с которой широко представлены в различных изданиях и фондах республики, научной
атрибуцией и детальным изучением которой в настоящее время работает научный коллектив
музея.