История Старо-татарской слободы.

В связи с созданием в Казани префектуры
"Старо-татарская слобода" возникает вопрос:
что же понимали под этим названием в прошлом?
Обратимся к истории.


Как известно, после завоевания Казани русскими татарское население было отселено за городские стены и заняло левое побережье озера Кабан в районе Кураишева. Главная слободская улица, следуя легкому изгибу берега, протянулась от старинного мусульманского кладбища на месте современной Сенной площади до русской деревни Плетени. Такой запечатлена Старо-татарская слобода на сохранившихся планах XVIII века. Ее застройка складывалась стихийно, пока в 1768 году не был утвержден регулярный план города.
В соответствии с планом произошло четкое разделение Казани на собственно город и предместья. Между ними предполагалось вырьпъ широкий ров. Он должен был пройти вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина и пересечь Старо-татарскую слободу. Ров так и не вырыли, однако его незримая разметка осталась в планировке города: улицы Пушкина и Татарстан и по сей день шире всех старых улиц Казани.
Так старая татарская слобода разделилась на две части. Ее северо-западная часть оказалась по проекту в городской черте и должна была перестраиваться по новому плану. Собственно Старо-татарской слободе отвели место в предместье; она смещалась к юго-востоку и также должна была вновь отстраиваться в соответствии с регулярной сеткой кварталов. Основная часть дорегулярной Старо-татарской слободы осталась за пределами города.
С этого момента и до административных преобразований советского времени название Старо-татарской слободы официально применялось лишь к территории, оказавшейся по этому плану в предместье на юго-западном берегу озера Кабан. Ограниченная современными улицами Татарстан с запада и Ахтямова с востока, она почти не менялась на протяжении всего этого периода, лишь незначительно расширяясь в южном направлении, где появилась улица Малая Мещанская. Расположенное за современной улицей Ахтямова село Плетени с Екатерининскою церковью продолжало носить свое название и никогда не включалось в состав татарской слободы, хотя к концу прошлого века здесь было немало татарских усадеб. На свои расположенные здесь дома Юнусовы, Арасланов и другие татарские купцы так и указывали — "дом в Плетенях". А в планах города за самые разные годы "Старо-татарской слободой" именовались исключительно эти кварталы в юго-западной части побережья Кабана.
Однако в народном представлении границы Старой татарской слободы были иными. Район Забулачья, примыкающий к Сенной площади, неизменно воспринимался как ее часть. Еще в 1816 году вдова Габида Китаева в просьбе о разрешении построить мечеть на Сенной площади так описывает это место: "... в старо-татарской слободе в отдаленности от церквей среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок казанских купцов Юнусовых пустопорожнее...". Позднее в воспоминаниях о своем казанском детстве называет Сенную площадь Старо-татарской слободой Федор Шаляпин. В то же время в официальных документах и справочной литературе весь этот район, включая его восточную часть, заселенную татарскими семействами, всегда именовался второй полицейской частью. Так ее называл известный в прошлом веке издатель И. Чернов в своих памятных книжках, указывая адреса проживавших здесь купцов и ремесленников. То же читаем в более поздней справочной литературе.
Попытаемся понять, почему так произошло?
Предусмотренное планом 1768 года разделение дорегулярной Старотатарской слободы началось с образования разграничившей город и предместье улицы Евангелистовской, которая называлась тогда "Набережная озера Кабан". Именно вдоль нее появляются первые татарские дома, построенные по "екатерининскому" плану. Юго-восточный угол Сенной площади оставался неурегулированным до конца XVIII века, что видно на плане 1798 года, и эта ее часть оставалась в сознании населения татарской слободой; во всяком случае, здесь еще продолжали жить татары. Многие татары переселились в новую, отстраивавшуюся по новому плану, слободу на берегу Кабана. Но уже тогда татары селились в Забулачье, в черте города.
То, что территория Забулачья продолжала в сознании населения оставаться Старо-татарской слободой, являет нам пример консерватизма массового сознания как в вопросах топонимики, так и в целом в восприятии жизненного пространства. Этот консерватизм подкреплялся тем, что вплоть до конца XVIII века продолжали существовать старые кварталы. Образ, осознание места, веками копившиеся и передававшиеся из поколения в поколение, были сохранены и в дальнейшем, несмотря на полную фактическую переориентацию жизненного пространства. Не случайно Марджани указывает на живучесть в народной памяти образа древнего мусульманского кладбища на месте Сенной площади.
Таким образом, произошло психологическое расширение границ татарской слободы. В сознании населения она оставалась как бы неразделенной, единой и несла в своих чертах наследие и память предков. Причем, хотя забулачная ее часть сформировалась гораздо позднее, чем Новая татарская слобода, именно Забулачье продолжало именоваться Старой татарской слободой. Несмотря на единое восприятие закабанной и забулачной частей слободы, все же между ними было заметное различие. Купечество селилось (за редкими исключениями) в Закабанье, образуя своего рода элитный район проживания татар.
В Забулачье обосновывались большей частью мещане, ремесленники, и только во второй половине прошлого века здесь появляются богатые татарские особняки.
Итак, существовало как бы две Старо-татарских слободы — одна официальная, в Закабанье, и вторая, включавшая в себя первую и ряд кварталов Забулачья. Если границы первой четко очерчены во всех городских планах и других письменных свидетельствах прошлого века, то границы второй никогда не фиксировались документально. К рубежу веков Сенная площадь практически полностью принадлежала татарским купцам (за исключением северо-западного угла), которые расселялись по направлению с востока на запад. Как показали многочисленные архивные документы, к этому времени татарам принадлежали владения вдоль всей нынешней улицы Г. Камала. Она явилась западной границей проживания татарского населения в Забулачье. К началу нынешнего столетия в этих кварталах сформировалось компактное жилое образование с общественным и торговым центром на Сенной площади. Единичные татарские усадьбы в других местах — Усманова (ул. Кирова, 19) или Апакова (Кирова, 25) — не могут повлиять на определение границ этого образования, ведь многие татарские купцы имели доходные владения в самых разных частях города.
Нет сомнения, что история районов традиционного проживания татарского населения Казани должна учитываться при определении их дальнейшей судьбы. Каждый из этих старых кварталов имел особый образ в восприятии населения, ныне утраченный. Хотелось бы верить, что будут хотя бы частично восстановлены тонкая структура образа города и место в нем татарской слободы. Для сохранения культурного наследия казанских татар важно воссоздание не только и не столько стен домов татарских кварталов, сколько этой тонкой материи, которую можно было бы назвать душой города или даже душой народа.