Два дня и три ночи

Именно столько провел великий Пушкин в Казани в погожие сентябрьские дни 1833 года.
Тридцатичетырехлетний почитаемый и любимый всеми поэт, покоритель многих дамских сердец и возмутитель спокойствия царских вельмож, Александр Сергеевич в ту пору увлекся еще одной дамой - музой истории Клио. Повод же к тому был серьезным. Поэт задумал написать. "Историю Пугачева". А так как Пушкин был человеком, мыслившим не только поэтическими образами, он поспешил обратиться к архивным документам и побывать в тех местах, кои были непосредственно связаны с жизнью и борьбой его героев. И поздним вечером 5 сентября 1833 года Александр Сергеевич оказался в Казани.
Какое впечатление произвела Казань на поэта, сегодня судить трудно. Каких-либо ярких оценок и характеристик нашего города он не оставил. Но след его пребывания явно прослеживается в седьмой главе "Истории Пугачева", увидевшей свет в 1834 году в Санкт-Петербурге. Так каким видел наш город Александр Сергеевич? Для того, чтобы точнее ответить на поставленный вопрос, обращаемся к некоторым документальным и изобразительным материалам тех лет.
Если взглянуть на план Казани того времени, то мы увидим следующие границы городской застройки.
На севере граница проходила по левому берегу реки Казанки. На правом берегу оставались слободы Козья, Кизическая, Гривка, село Ягодное и Пороховой завод. Северо-восточная и восточная границы города шли в районе современных улиц Поддужная и Льва Толстого. Южная граница проходила по Суконной слободе (в районе улицы Эсперанто), включала в себя озеро Нижний Кабан, Старо- и Новотатарскую слободы (район улиц С.Сайдашева и Меховщиков). Западная граница шла по Ямской и Мокрой слободам. Это район, где ныне расположены улицы Саид-Галеева и Нариманова.
Таким образом, город занимал площадь, примерно равную нынешнему Вахитовскому району, если, конечно, не считать, что часть загородных слобод к этому времени была приписана к городу (Кизическая и село Ягодное в 1825 году, в 1833-м - село Бишбалты). В начале XIX века в Казани проживало около 30 тысяч человек, в 1830-м - почти 44 тысячи, а десять лет спустя число их достигло 50 тысяч. В национальном плане абсолютное преобладание было за русскими, татары составляли примерно 1/5 часть населения города. По данным на 1834 год, в Казани было 4 мужских и один женский монастырь, 27 приходских церквей, 9 мечетей, светских учебных заведений - 5, духовных -2, питейных домов - 38, гостиниц - 15 и более 90 фабрик и заводов. Чтобы получить более полную картину внешнего облика города, стоит добавить еще несколько конкретных данных, взятых из отчета городской полиции. Думаю, что они не заставят вас, дорогие читатели, скучать.
"Мостов каменных, деревянных, плавучих, насыпных плотин - 32, улиц и переулков - 160; из них выстланных камнем - 19, деревом - 3, торцами - 8, немощеных - 130; площадей - 16; из них выстланных камнем - 4, немощеных -12, садов публичных - 2, каменных домов - 563, деревянных - 4012".
Известно, что Александр Сергеевич побывал во многих памятных местах Казани. Здесь он познакомился с удивительным человеком, талантливым ученым, большим знатоком истории города и просто любимцем горожан Карлом Федоровичем Фуксом. Фукс с присущей ему доброжелательностью поделился познаниями в области истории города и, конечно же, представил именитому гостю свои уникальные коллекции и библиотеку. А в заключение пригласил Пушкина удостоить своим вниманием литературный вечер, организованный в его честь 7 сентября в доме Фуксов. Вообще литературный фуксовский салон был к тому времени известен всему городу и активно посещался любителями отечественной словесности и истории.
Примерно в это же время в Москве завершались работы по изданию альбома литографий "Перспективные виды губернского города Казани...", увидевшего свет в 1834 году. Автором восьми рисунков был казанский художник Василий Степанович Турин. Любопытно, что Турин запечатлел именно те места, которые определенно видел и посещал поэт. Впрочем, взглянем и мы на некоторые из них.
Почти 170 лет тому назад художник облюбовал себе место на правом берегу Казанки, откуда сделал набросок рисунка "Вид Казанской крепости". Кстати, такой ракурс понравился последователям Василия Степановича - англичанину Э.Турнерелли и французу А.Дюрану, которые писали Кремль примерно с той же точки. На этом рисунке хорошо виден плавучий мост через Казанку, по которому шли транспорт и пешеходы, направляясь в правобережные слободы - Козью, Кизическую и Пороховую. Среди самых интересных и весомых образцов классицизма в Казани был холодный храм женского Богородицкого монастыря, где с великой почестью хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, обретенная на этом месте в 1579 году. Вскоре здесь был основан монастырь. Сам же монастырский комплекс, который мы видим на рисунке, сложился много позже - в самом конце XVIII - начале XIX веков. В это время был построен Собор Казанской Божьей Матери (архитектор Ф.Емельянов, по проекту П.Старова), а затем Собор во имя Св. Николая Тульского. К сожалению, время и люди не пощадили эти храмы: Собор Казанской Богоматери разобрали в 1932 году, а Николая Тульского был сильно перестроен и сейчас находится на территории табачной фабрики. И только чудом сохранившаяся надвратная Софийская церковь помнит те далекие скрывшиеся за пеленой веков времена.
Конечно же, выезжая из Казанского Кремля, Пушкин просто не мог мино1-вать величественное здание гостиного двора. Если заглянуть в историю, то мы увидим, что упоминание о наличии деревянного гостиного двора на этом месте относится аж ко второй половине XVI века. Затем в XVII веке его перестроили в камне, а в XVIII-м увеличили размеры, доведя их до границ целого квартала. Во время взятия Казани пугачевцами в 1774 году здание сильно пострадало и долгое время находилось в полуразрушенном состоянии. Император Павел I, посетив Казань в 1798 году, даровал городу 200 тысяч рублей на восстановление гостиного двора. Этим и занялся в 1800 году архитектор Ф.Емельянов. Но зданию фатально не везло. Горело оно и в большой пожар 1815 года, и в катастрофический пожар 1842 года. В последний раз гостиный двор настолько пострадал, что, как отмечал знаток казанской архитектуры Петр Дульский, "стильную колоннаду пришлось убрать, чему особенно содействовал архитектор Иннокентий Платонович Бессонов". Но было это десять лет спустя после смерти Пушкина.
Три рисунка В.Турина, конечно же, не представляют в полном объеме Казань времен посещения оной Пушкиным. Они лишь помогают почувствовать "аромат" той эпохи, отделенной от нас более чем полуторавековой историей. Да, всего два дня и три ночи провел в нашем городе великий Пушкин. Много это или мало? Для жизни поэта это, пожалуй, лишь строка его творческой биографии, для казанцев же - памятная веха. о которой с благоговением вспоминают из поколения в поколение.

Комментарий отдела литературы и искусства. Статья научного сотрудника Госмузея РТ Георгия Милашевского открывает цикл публикаций, посвященных юбилею Александра Сергеевича. Мы надеемся, что в этой рубрике сможем публиковать не только исторические материалы, но и размышления о той роли, которую сыграл Пушкин в вашей жизни. Ведь Александр Сергеевич - он Наш Пушкин.
Георгий МИЛАШЕВСКИЙ