Виртуальный реализм Ильдара Зарипова

Ренат ЮЛЬМЕТЬЕВ

Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заслуженный художник Российской Федерации Ильдар Касимович Зарипов - создатель нового направления в изобразительном искусстве. Произведения виртуальной живописи художника - значительный вклад татарской. культуры в сокровищницу современного мирового искусства.
Зима, вьюга, темень. Сильный мороз обжигает руки, ветер студит щеки и уши. Пустынны улицы. Но щуплый мальчик упорно шагает по заснеженному городу из одного конца в другой. Он бережно держит в руках самую большую драгоценность в своей жизни - собственные рисунки. В изокружке городского Дома пионеров его терпеливо ждет руководитель, Петр Дмитриевич Куврявцев: "Ну, показывай, академик, что ты натворил за прошлую неделю!" Академиком Ильдара называли кружковцы. Эта стужа и пушистый снег стали потом для художника тем бальзамом, который согревал его душу и руки, Даже сейчас, спустя почти полвека, в такие холодные зимние вечера:
память возвращает те детские годы - творческий огонь и ярко вспыхнувшую любовь к живописи, и душа его поет...
Желание рисовать оказалось настолько сильным, непреодолимым, что юноша решил стать профессиональным художником и позднее поступил в Казанское художественное училище.
Будущий художник блестяще заканчивает училище и получает направление в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Преодолев большой конкурс, он в 1962 голу становится студентом живописного факультета, а его экзаменационная работа как лучшая еще долго находилась в методическом фонде института По признанию Зарипова, учеба у народного художника СССР, академика живописи Мочальского значила для него невероятно много Дмитрий Константинович всегда ободрял добрым словом, поощрял творческую свободу. В институте вообще все дышало искусством и было пронизано творческим духом
И результаты этой творческой раскованности не замедлили сказаться Почти все студенческие работы Ильдара отбирались в методический фонд Уже с третьего курса Зарипов стал с успехом участвовать на молодежных московских художественных выставках Его работы начали печататься в журналах, он получал премии.
После окончания Суриковского института, вновь выдержав большой конкурс, Зарипов поступил в творческие мастерские Академии художеств СССР Учился он вместе с Филатчевым и Назаренко, которые позднее стали академиками Академии художеств, об их творчестве написаны монографии.
На свой последний курсовой экзамен в институте, где писали группу натурщиков, художник опоздал И все удобные места для живописи оказались уже заняты остальными выпускниками Они выполняли задание на небольших полотнах Зарипов взял большой холст, пристроился где-то позади всех и написал работу, которую признали лучшей. Сейчас эта картина висит на самом видном месте в мастерской художника, поражая четкой и ясной композицией, необычной пластикой и характерным зариповским колоритом
Обычно для живописи студентам давали новые чистые холсты, а Ильдар их откладывал, находил старые холсты с большим слоем грунта и писал на них Уже тогда он отказался от традиционной техники грунтовки, поэтому пришлось разрабатывать собственную. Преподаватель по технике живописи не раз иронизировал. "Hy, и хулиган ты, Зарипов, ты - новый Фешин, что ли Зачем пренебрегаешь классической технологией Ничего из этого не получится"
Но Зарипов продолжал поиски, уходил от общепризнанных классических приемов живописного письма, находил, ошибался и снова искал.
С 1970 года Зарипов живет и работает в родной Казани, где прошли его детство и юность Он приехал из Москвы, воодушевленный успехами на многих столичных и зональных выставках, публикациями репродукций своих картин в художественных журналах Полный творческих сил художник берется за станковую живопись, выдержанную в духе национальных традиций. Радости первых творческих побед, принесших заслуженную славу, сопровождались досадой, горечью и разочарованием. Необычный талант продолжал вызывать у завистников и охранителей устоев глухое, плохо скрываемое недовольство и раздражение. Художник отвечал на нападки и недоброжелательность новыми талантливыми картинами В 1975 году появилась его знаменитая работа "3ульфия, казанская красавица" В национальной станковой живописи обнаженную женскую фигуру прежде вообще не писали. А так, как это сделав Зарипов, вряд ли кто и напишет. Теплый колорит, золотисто-охристый тембр. Молодая здоровая женщина, счастливое лицо, рубенсовский цвет... Из пяти вариантов работы один был приобретен Третьяковской галереей, два находятся в Херсонской картинной галерее и в Музее изобразительных искусств в Казани, четвертый оказался в Германии. Зариповская "Зульфия" представляла советское изобразительное искусство на международных выставках в Париже и Вестбадене вместе с работами Дейнеки, Пластова и Корина.
Ильдар Касимович любит повторять, что в искусстве он стремится к правде, что есть правда искусства и есть правда жизни, есть красота того и другого. Если в картине художника нет художественной правды, она мертва, на нее и смотреть не хочется. Но почувствовать, уловить эту правду даровано не каждому. Ее ощущение дает природа, если к тому же работать и работать, как каторжанин. Работая поразительно много и напряженно, художник часто переписывает многие свои вещи. Любит, как и прежде, писать на старой, фактурной поверхности - говорит, что от нее исходит какое-то творческое тепло. Давно возникшие образы дышат, наполняя смыслом новую картину. А по свежей, неразработанной поверхности кисть движется плохо. Старые полотна манят, притягивают к себе, они живуч какой-то особой таинственной жизнью, и от прикосновения к ней рождается новый шедевр.
Зарипов пишет буквально на всем, что попадается под руку: на холстах, на листах фанеры и картона, ДВП. Больше всего любит бумагу, приговаривая, что Николай Ромадин писал свои знаменитые лесные пейзажи исключительно на бумаге. После более чем двух тысяч написанных им картин Ильдар Касимович жалуется, что так и не смог разгадать великую загадку живописи:
Творчество - сплошная тайна! В работе помогает лишь интуиция. Как только включаю в работу мозг, рассудок - ничего не получается, ноль. Приходится все переделывать!" И это действительно так. У художника много вещей, созданных вдохновенно, в состоянии какого-то творческого азарта. Такие картины пишутся легко и быстро, на одном дыхании, будто чья-то другая рука ведет его кисть. Творческое озарение как вспышка молнии освещает всю работу. Художник удивительно точно, во всех деталях видит и сюжет, и образ. А дальше - дело техники.
Но любой прилив вдохновения проходит, является новый день и наступает унылая будничность. Приходится искать новый сюжет. Искать мучительно, тяжело. В такие дни внутренних терзаний художник вспоминает свое детство, вкусный аромат подаренных отцом "спартаковских" карандашей...
Почти две тысячи картин Ильдара Касимовича находятся в крупнейших музеях России и других стран СНГ, несколько сот работ нашли восторженных
почитателей его таланта в Германии, США, Канаде, Англии, Франции, Бельгии, Италии, Польше, Турции, Голландии, Израиле... Не секрет, что официальные государственные делегации Республики Татарстан часто едут в Москву, другие города России и далекие страны с самым дорогим подарком - картинами Ильдара Зарипова.
Развивая традиции мировой и отечественной живописи, Зарипов в жанровых сценах смело использует чуть приглушенный тициановский колорит и пластиковую композицию. В его лесных и особенно вечерних пейзажах обнаруживаешь ромадинские лесные просторы, залитые багровой луной. В ослепительных женских портретах проступает лебединый облик женщин Модильяни. И самая неожиданная его колористическая восторженность исходит из традиций знаменитой русской иконописной школы. Это - необыкновенно звучащий охристый цвет с умопомрачительным разнообразием оттенков, переливов и светотеней. Ренуар, Серов, Рублев - кажется, и от этих, и от некоторых других мастеров взял что-то очень знакомое казанский художник. И даже когда недавно он перешел к "золотой технике", все равно в его живописи можно найти влияние и итальянского "кватгроченто", и нидерландцев - Брейгеля и Босха.
При всем этом Зарипов был и остается художником глубоко национальным. Однако его творчество принадлежит не только татарскому народу и нашей республике, но и всей России. В нем соединились художественные идеи Запада и духовная сила Востока, культурные ценности Европы и традиции Азии, его художественная эстетика равноценна масштабам мирового искусства и имеет общечеловеческую ценность. Живопись Зарипова находится на стыке разных национальных культур, он сумел сплавить в ней традиции реализма и символизма, модернизма и неопримитивизма. Несмотря на такое обилие "измов", Ильдар Зарипов - художник подлинно народный, любимый тысячами зрителей. Его картины легко узнаваемы благодаря искренности и теплоте, доброте и жизнеутверждающему оптимизму. Благодаря всему тому, что составляет его талант.


   

Hosted by uCoz